Конспект урока Окружающий мир по теме Кто такие насекомые
Тема. Кто такие насекомые?
Цель. 1.Определить характерные особенности внешнего строения насекомых; показать связь изменений в жизни насекомых с осенними изменениями в природе.
2. Развивать зрительное восприятие и узнавание, зрительную память и внимание, умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, связанную речь и мелкую моторику пальцев рук. Формирование обобщенных представлений о предмете.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, уважительное отношение к своим товарищам и взрослым, умение слушать и слышать.
Оборудование. Таблица „Насекомые”, предметные картинки с изображением насекомых, цветочная поляна и фигурки насекомых, контурные рисунки насекомых, рисунок „Мудрая Черепаха”, цветные карандаши, учебник А.А.Плешакова „Мир вокруг нас” 1 класс (1-4).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начался урок
И Мудрая Черепаха
Зовёт нас вперед!
II. Сообщение темы урока.
(Отгадывание кроссворда)
- О ком же мы сегодня будем говорить, Мудрая Черепаха?
- Что у тебя за подсказка в лапах?
(в лапах у черепахи лист, на котором написано „Тема в кроссворде” и загадки; слова – отгадки на отдельных листочках прикреплены под рисунком черепахи; дети читают, что написано на листе)
- И так нам необходимо разгадать кроссворд и по вертикали (по красной линии) получить тему сегодняшнего урока.
- В подсказке у Мудрой Черепахи для разгадывания кроссворда загадки
- Отгадаем их?
- Первая загадка: с ветки – на тропинку
с травинки – на былинку
прыгает пружинка
зелененькая спинка кузнечик
- А почему вы так решили? (доказательства детей, что это именно кузнечик)
- Вторая загадка: шевелились у цветочка
все четыре лепестка
я сорвать его хотел,
он вспорхнул и улетел бабочка
- Почему? (доказательства детей ответа)
- Третья загадка: я поменьше, чем пчела,
а зовут меня оса
- Почему? (доказательства детей ответа)
- Четвёртая загадка: летит – гудит
сядет – молчит шмель
- Почему? (доказательства детей ответа)
- Пятая загадка: голос тонок,
нос долог,
кто его убьёт,
свою кровь прольёт комар
- Почему? (доказательства детей ответа)
- Шестая загадка: на ромашку у ворот
опустился вертолет
золотистые глаза
кто же это? Стрекоза
- Почему? (доказательства детей ответа)
- Седьмая загадка: целый день летает,
всем надоедает;
ночь настает,
тогда перестает муха
- Почему? (доказательства детей ответа)
- В следующей строке у нас одна буква, как её зовут? (буква Ы)
- Восьмая загадка: без работы, хоть убей
жить не может муравей - Почему? (доказательства детей ответа)
(при отгадывании загадки, дети вывешивают отгадки по инструкции: красная черта в кроссворде должна совпадать с красной чертой в слове)
Кроссворд
1.
2.
3 .
4.
5.
6 .
7.
ы
8.
- Какое слово получилось у нас по вертикали? (обязательно с показом вертикальной линии)
(чтение детьми – насекомые)
III. Беседа о насекомых
- А кто такие насекомые? (выслушиваются ответы детей, а затем учитель дополняет информацию о насекомых)
- Насекомые – это животные класса беспозвоночных. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. Их более миллиона видов. Есть среди них вредители для сельского хозяйства и для леса, переносчики разных болезней опасных как для животных, так и для человека. Бороться с такими вредителями нам помогают птицы.
Среди насекомых много и приносящих пользу – они опыляют растения, чтобы оно цвело, приносило плоды и семена, из которых вырастают новые растения; многие насекомые собирают нектар – превращающийся в сладкий мёд.
IV. Момент рефлексии (путешествие на летнюю лужайку)
- Закройте глаза, представьте, что мы с вами летом на лужайке; вокруг цветут разные цветы: белые, красные, голубые, жёлтые. Летают пчелы, осы, шмели, бабочки, а внизу в траве трудятся муравьи.
А вот перед вами приземлилась красная пуговичка в чёрный горошек – это божья коровка. Протяните руку, пусть она к вам переберётся. Чувствуете её? Посмотрите внимательно, но не трогайте. Подуйте на неё легонько (дети дуют) пусть она летит к своим деткам, в облака. А это что такое? Цветок зашевелился и вспорхнул. Это бабочка. Какая она красивая!
Откройте глазки, перед вами наша лужайка с насекомыми.
- Кто здесь есть? (фигурки насекомых, сидящих на цветках расположены по всей доске) Назовите их.
- А кто вспомнит стихотворение про насекомых изученное нами на уроке чтения? (дети читают стихотворение М.Бородицкой „Разговор с пчелой”)
V. Подвижная физ.минутка
- Представьте себя насекомыми, какими хотите и полетайте по классу, издавая звук этого насекомого.
Полетели пчелки ж-ж-ж-ж-ж
Полетел жучок жу-жу-жу-жу-жу
Пропищал комарик з-з-з-з-з-з-з
Полетали малыши, и присели за столы
VI. Определение характерных особенностей насекомых.
(во время физ.минутки на столы к детям выставляются фигурки стрекозы и бабочки)
- Это кто к вам на стол прилетел?
- Давайте рассмотрим этих насекомых. (дети рассматривают и выделяют основные части насекомых, голова с глазками, усики, туловище, брюшко, крылышки, ноги – 6)
- Это то, что есть у каждого насекомого.
VII. Работа с учебником
- Подтвердить наше исследование поможет рисунок на стр.21 (дети рассматривают строение бабочки, ещё раз повторяя характерные особенности) На странице 20 – исключают лишнего среди насекомых и доказывают это.
VIII. Определение взаимосвязи окружающего мира с миром насекомых.
- обратите внимание, в окно подул холодный ветер. На улице стало холодно. Какое это время года? Почему именно оно? (доказывают, что осень)
- А что произошло с насекомыми? (ответы детей дополняет и поправляет учитель)
- А как можно помочь перезимовать насекомым? (не разрушать муравейники, не жечь траву, не срывать кору с деревьев – все это доказывается).
IX. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук.
- Чтобы насекомые были с нами всю долгую зиму, мы сейчас начнем раскрашивать рисунки, которые лежат у вас на столе (дети раскрашивают контуры насекомых по инструкции учителя). Кто не успеет закончить работу, тот выполните дома – это домашнее задание.
X. Итог.
Во все время урока Мудрая Черепаха наблюдала и слушала ваши ответы, рассуждения и очень довольна вами. Она говорит вам огромное спасибо. Вы просто молодцы! До следующей встречи!
Урок во 2 диагностическом классе
учитель В.А.Черепахина
15