Конспект урока по предмету «Окружающий мир» Тема: «Общественные насекомые»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
Тема: «Общественные насекомые»
Цели.
- Образовательные цели: формирование у учащихся понятия об общественных насекомых; знаний о видах общественных насекомых, особенностях их жизни; знаний о пользе и вреде общественных насекомых для человека.
- Развивающие цели: развитие коммуникативных навыков и способностей учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке; развитие мышления; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей; развитие умения применять изученный материал в повседневной жизни.
-Воспитывающие цели: воспитание любознательности, эстетических чувств, воспитание бережного и экологически правильного отношения к насекомым.
Задачи урока:
- познакомить с понятием «общественные насекомые»;
- расширить и систематизировать знания детей об общественных насекомых;
- сформировать некоторые исследовательские умения:
1) работа с литературой (энциклопедии, учебник);
2) развитие умения выделять главное, делать выводы;
3)развитие умения представлять результаты исследовательской работы.
Тип урока : изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, диалог, эвристический метод, исследовательский метод.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и запоминаем.Ни минуты не теряем.
У. Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите мне сами. Отгадайте загадку:
-Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это?
Д. Насекомые.
2. Знакомство с новым материалом
У. Сегодня мы продолжим знакомство с насекомыми. А знакомиться мы будем с общественными насекомыми.
( На доску вывешивается табличка – «общественные насекомые»)
У. Как вы понимаете слово общественные?
Д.( ответы детей)
У. Общество - круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. ( Словарь С.И. Ожегова) В нашем случае речь идёт о насекомых. Чтобы узнать, о каких насекомых мы поговорим на уроке, надо отгадать загадки.
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит.
Д. Пчела.
У. Родственница пчелы?
Д. Оса.
У.
. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
Д. Муравьи.У. Сегодня мы подробнее будем знакомиться с пчёлами, осами и муравьями. Именно этих насекомых чаще других вы наблюдали, но об их удивительной жизни не все знаете. Удивиться мудрости этих насекомых, проникнуться уважением к нашим маленьким помощникам, научиться беречь этих полезных насекомых - вот несколько задач этого урока.( Класс делится на три группы. У каждой группы на столе лежат фломастеры, клей, лист ватмана, на котором изображён домик насекомого)
У. Посмотрите на лист ватмана. По форме домика я предлагаю определить: какое насекомое в нём живёт.
Д: (Ответы детей)
( На доску, под табличкой «общественные насекомые», вывешиваются картинки с изображением пчелы, осы, муравья)
У. Задача каждой группы во время урока как можно больше запомнить об общественных насекомых, создать проект и защитить его.
У.Отгадай загадку.
В темной темницеКрасны девицыБез нитки, без спицыВяжут вязеницы.
Д. Пчёлы в улье.
У.Итак, поговорим о пчёлах.
Ребята нашего класса побывали в детской библиотеке и приготовили для нас интересную информацию о пчёлах.
Д. (Читают приготовленные тексты)
1. Пчелы относятся к группе семейств жалящих насекомых. Всего в природе около 30 тыс. видов. Среди них самая интересная - медоносная пчела. Медоносные пчёлы живут большими семьями.Семья состоит из одной пчелиной матки, многих тысяч рабочих пчёл (женские особи), а в летнее время и из трутней.
В зависимости от времени года, в улье от 60 до 120 тысяч пчел. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам, как свою визитную карточку или пропуск.
Можно сказать, что пчелы – «чемпионы» по обонянию. Пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Некоторые запахи действуют на них как сигнал опасности. Больше всего пчёл раздражает запах собственного яда. Ещё их очень раздражают резкие запахи чеснока, сельди, одеколона, бензина, пота, запёкшейся крови, плохое настроение у пчеловода. Поэтому при работе на пасеке важно быть чистым, опрятным и в доброжелательном настроении.
У пчел пять глаз. Считают, что пчелы хорошо различают следующие цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый. Пчелы хорошо запоминают лишь такую форму предметов, которая напоминает лепестки цветков.Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду.
3. От укуса пчелы погибают многие насекомые, даже крупные птицы и звери. Интересно, что еж совершенно не реагирует на пчелиный яд. Пчела, которая не смогла вынуть из жертвы своего жала, погибает. Серьезно страдают от пчелиного яда и люди. Но тот же пчелиный яд используется для исцеления от некоторых болезней. Из пчелиного яда готовят лекарства.
У . Спасибо.
У. Обратимся к карточке. Она поможет узнать о значении пчёл.
РАБОТА с карточкой из тетради на печатной основе.
Ученики комментируют каждый рисунок и поясняют, чем полезна пчела. У. Пчелиный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами.Пчела полезна не только человеку, но и цветам, которые она опыляет. Медом пчел питаются некоторые животные. Но существует и опасность - пчела может укусить.
- Ребята, как нужно вести себя, если рядом оказалась пчела?
Д. (Ответы детей)
У. А сейчас, я предлагаю вам превратиться ненадолго в добрых пчёлок и полетать.
Физкультминутка
." Трудолюбивая пчёлка"
Пчёлка трудится весь день(Дети руками обрисовывают круг перед собой)И работать ей не лень(Покачивание отрицательным пальцем в знак отрицания)От цветка летит к цветку,(Ритмично взмахивают руками – крылышками)Клеит на брюшко пыльцу(Совершают круговые движения ладонью по животу)Хоботком нектар сосёт,(Одну руку вытягивают вперёд, затем вниз, наклоняются.)За день много соберёт.(« Раскрывают» перед собой все пальцы0Унесёт нектар тот улей(Обрисовывают в воздухе треугольник)И назад вернётся пулей(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
У. А ещё на поляне можно встретить родственницу пчелы. Кто это?
Д. Оса.
У. Это дикое насекомое. Осы, как и пчёлы, питаются нектаром цветков и собирают пыльцу. Они строят свои жилища все вместе и живут большими семьями. В их семьях , как и в семьях пчёл, есть матки и рабочие осы. У. А кто знает, чем же похожи пчела и оса?
Д. (ответы детей)У.Пчела может ужалить один раз и умирает, а оса может несколько раз ужалить и улететь, жало не оставляет. Для человека оса более опасна. И поэтому встречи с осами лучше избегать. Но если это случилось, то укус надо смазать соком одуванчика или обратиться к врачу.
У. Посмотрите на доску. О каком насекомом мы ещё не говорили?
Д. О муравьях.У.Отгадай загадку
Дом стоит в лесу густомИ полно народу в нём.Все жильцы его - трудяги.Изработались, бедняги!Д. Муравейник и муравьи. У. А что вы знаете о муравьях?
Д. ( ответы детей)
У. Оказывается, муравьи строят свой муравейник из хвоинок, которые спасают их от холода и дождя.
Самые любознательные ученики нашего класса нашли интересную информацию о муравьях в энциклопедиях. Давайте их послушаем.
Д. ( Выступления детей)
1. Главное занятие муравьев это подготовка запасов пищи на зиму. Они прячут собранные ночью зерна, а днем выносят их сушить на солнце. Эту сушку они производят в хорошую погоду и никогда не вынесут свои запасы перед дождем, как будто предчувствуя перемену погоды.
2.В муравейнике все роли строго распределяются, и существует строгая иерархия. Главная царица – это самка, откладывающая яйца. Она управляет всем гнездом. Рабочие муравьи тоже самки, но они не могут производить потомство, пока жива царица. Ее срок жизни составляет 15-20 лет. А самцы живут всего один сезон, погибают сразу после спаривания и в жизни муравейника не участвуют.
У. А помещал ли кто-нибудь из вас в муравейник прутик? Что делают муравьи?
Д.(ответы детей)
У. Муравьи сразу выделяют муравьиную кислоту, спасая своё жилище. Нарушать покой муравьёв нельзя. Одни гибнут, другие уходят искать новое место для муравейника.
- Что бы ты посоветовал ребятам, которые нарушают покой муравьёв?
Д. (ответы детей)
3. Коллективная работа.
У. Никто не заметил, а у нас сегодня гость. Это медвежонок. А почему именно медвежонок?
Д. Он любит мёд.
У. Правильно. Ведь слово медведь означает мёд ведающий. Медвежонок внимательно смотрел, как вы работаете на уроке. Он шёл к вам и нёс интересные пословицы. Но, к сожалению, они рассыпались. Давайте поможем их собрать.
( На доске : как Работает пчела
невелик а Муравей копает горы)
Д. (составляют пословицы) Работает, как пчела. Муравей невелик, а горы копает.
У. Как вы понимаете эти пословицы?
Д. (ответы детей)
У. Какие качества пчел и муравьев стоит перенять многим школьникам?
( На доске вывешены слова: трусость, лень, трудолюбие, терпение, выносливость)Д . Выслушиваются ответы детей ( дети выбирают слова)
У. А давайте покажем медвежонку, как мы с вами умеем трудиться.
4. Проектная деятельность:1 этап: Погружение в проект.
У. У вас на столах лежит лист ватмана с изображением домика насекомого. Посмотрите, чей домик изображён?
Д.(ответы детей)
У. Сегодня мы будем создавать проекты. Первая группа будет создавать проект о муравьях, вторая – о пчёлах, а третья – об осах.
2 этап: Организация деятельности:
У. Но для этого вы должны:
1) дать название своему проекту;
2) выбрать слова и картинки, которые вам помогут в создании проекта. Их вы можете взять у мишки ( картинки перемешанные лежат на парте около игрушки);
3)оформить проект;
4)составить рассказ по теме проекта;
5)выбрать двух учеников, которые будут защищать проект.3 этап: Осуществление деятельности.
Учитель включает музыку.Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем.
В каждой группе дети распределяют роли сами: кто выбирает картинки и слова, кто приклеивает, кто выступает. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
4 этап: Продукт проектной деятельности.Продуктом в данной работе являются проекты, созданные детьми.
У. Итак, мы начинаем защиту наших проектов.
(Учитель вызывает по два человека от группы к доске. Они вывешивают свой проект на доску и защищают его. Дети из других групп могут дополнить рассказ выступающих.)
Итог урока. Рефлексия.
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.