Конспект урока по предмету мир вокруг на тему Насекомые (4 класс коррекционная школа)
Конспект урока.
Предмет: Мир вокруг
Тема: Насекомые.
Цель: Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках.
Задачи:
Образовательная: Расширить и уточнить представления о насекомых, на примере( бабочки, божьей коровки, стрекозы, муравья)
Коррекционная: Корректировать устную речь учащихся, активизировать и расширять словарный запас обучающихся, развитие фонематического слуха на примере упражнений ( узнай насекомого по звуку). Развивать психические процессы: память, мышление (на примере сравнения насекомых), внимание.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношения к природе к природе.
Оборудование: картинки, звуки насекомых, карточки.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: Объяснительно- иллюстрационные, практические, сравнения.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.
2.Повторение.
-Ребята сейчас какое время года (зима) На казахском языке.
-Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
-А какое время года будет после зимы? (весна)
-Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
3.Вступительная беседа
Перед вами лежат кубики. Возьмите каждый по одному кубику. Давайте их рассмотрим. Мой кубик красного цвета. У кого ещё кубик такого же цвета? , а у тебя кубик, какого цвета? А у тебя? Ой! Мне кажется, в моём кубике что-то шевелится. Что же это может быть? Давайте посмотрим. Это бабочка. Ребята, посмотрите, может и у вас в кубиках тоже есть кто-нибудь?
(Тут дети называют своих насекомых: пчела, стрекоза, муравей, муха, кузнечик, божья коровка, гусеница).4.Работа по теме урока:
-Ребята как называются вместе: пчела, бабочка, муравей, стрекоза, муха? (Насекомые)
-Правильно сегодня тема нашего урока это насекомые.
-Ребята, насекомых очень много. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни насекомые летают, другие ползают или прыгают. Одни – полезные, другие – вредные. Насекомые – это тоже животные. Тело их состоит из трёх частей – головы, грудки и брюшка. У всех насекомых шесть ног. Некоторые насекомые имеют крылья. Насекомые являются едой птиц.
-Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте что это за насекомое?
Загадка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) (Көбелек)
-Правильно ребята это бабочка.
-А сейчас ( к доске вызывает ученик) найди напечатанное слово бабочка и прикрепи её к картинке с её изображением. (Молодец)
Бабочка
Посмотрите, какая красивая бабочка! На что она похожа? Да, на цветок. У бабочки 4 крылышка, есть голова, грудь, брюшко, есть усики и 6 ножек. Бабочки питаются нектаром цветов. -Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из них говорится, что бабочки – ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Посмотрите, у бабочки короткие усики и большие глаза. Обратите внимание, что у бабочки крылья не прозрачные, а разноцветные. Бабочки благодаря своей окраске маскируются под цветы, чтобы их никто не увидел. Бабочки помогают опылять цветы, если они не будут их опылять то цветок может погибнуть, но есть и вредные бабочки: моль, бабочка капустница.(опасный вредитель капусты)
Игра: Найди тень бабочки.
Узнай бабочку по контору крыльев. (детям раздаются карточки)
Эвелина собирает мозайку.
Игра: узнай насекомого по звуку.
-А сейчас вы отгадайте следующею загадку о каком насекомом она?
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?" (Муравей) (құмырсқа)
-А сейчас ( к доске вызывает ученик) найди напечатанное слово муравей и прикрепи её к картинке с её изображением. (Молодец)
***
Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза) (инелік)
-А сейчас ( к доске вызывает ученик) найди напечатанное слово стрекоза и прикрепи её к картинке с её изображением. (Молодец)
Муравей.
Это очень маленькие насекомые. Муравьи коричневые. В длину они достигают одного сантиметра. Есть и маленькие муравьи, они чёрного цвета. Живут муравьи в муравейнике. Они могут поднимать тяжести в несколько раз больше собственного тела. Они безобидные, полезные жители. Они истребляют вредных насекомых.
Стрекоза.
Стрекозы – хищники, они уничтожают мух, комаров. Стрекоза зелёного цвета. У неё шесть лап и четыре крыла. Живёт стрекоза рядом с речками и озёрами. Она летает за своей добычей. Стрекозу можно встретить везде, кроме засушливых районов.
ФизминуткаВот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
- Сейчас ребята я вам прочитаю басню стрекоза и муравей. И мы с вами сравним этих двух насекомых
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило".
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела".
"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!"
-Давайте сравним стрекозу и муравья:
-Кто больше стрекоза или муравей? (стрекоза)
-Какого окрас муравей и стрекоза? (коричневый, голубой)
-Как передвигаются стрекоза и муравей? (летает, ползает)
-Где живет стрекоза и муравей? ( возле воды, муравейник)
-Какие они насекомые полезные или вредные? (полезные, они истребляют вредных насекомых)
-А сейчас вы отгадайте следующею загадку о каком насекомом она?
Эвелина и Толик выполняю карточку.
-А сейчас вы отгадайте следующею загадку о каком насекомом она?
Красный жучок в черную точку
Сел отдохнуть на красивом цветочке.
Он с крошечной маленькой черной головкой.
Зовется жучок этот …( Божьей коровкой).
-А сейчас ( к доске вызывает ученик) найди напечатанное слово кузнечик и прикрепи её к картинке с её изображением. (Молодец)
Божья коровка.
Божья коровка – очень красивое насекомое. Спинка у божьей коровки красная с чёрными точками. У неё шесть лап и два крыла, которые видны только тогда, когда божья коровка летит. Когда она садится на листик, крыльев не видно. Живёт божья коровка в огороде, поле или лесу. Она полезное насекомое,
уничтожает вредителей огорода- тлей и гусениц.-А сейчас ребята мы с вами из цветной бумаги сделаем божью коровку. И каждый приклеит её на свой луг.
-Молодцы ребята. (выставка детских поделок)
-Итоги урока
-Ребята о чём сегодня говорили на уроке?
-Каких насекомых вы запомнили?
-Какие бывают насекомые?
-Кто такие насекомые?
-Выставление оценок