Программа Учусь быть взрослым


Программа
«УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ»
«Самое прекрасное зрелище на свете – видеть
ребенка, уверенно идущего по дороге после того,
как вы показали ему путь»
Конфуций.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование 1 2
Разработчики программы Зигангирова Д.М.-социальный педагог
Нормативно-правовая база – Федеральный закон РФ «Об образовании»;
– Постановление правительства РФ от 24.05.2014г.№481
«О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ,и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Основные цели и задачи программы Цель: Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни
Задачи: формирование личности, которое бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека, имеющего социальный, правовой багаж знаний
- воспитание современного молодого человека ,умеющего ориентироваться в информационном пространстве и применять на практике полученные в школе знания
-воспитание гражданина, семьянина, работника.
-создание системы социально-бытовых, экономико-трудовых, коммуникативных навыков
-повышение общего уровня развития детей
Исполнители Специалисты службы постинтернатного сопровождения, воспитатель соц.квартиры, педагогический и медицинский коллектив
Целевая группа Дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (7-9 классы)
Организация выполнения программы Контроль за выполнением программы осуществляется руководителем школы.
Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях методических объединений учителей и воспитателей, педсовета школы.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования
Ожидаемые результатыреализации программы Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и социализации
Период реализации программы 3 года
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей «Мензелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Программа по подготовке воспитанников школы-интерната
к самостоятельной жизни разработана : социальным педагогом Зигангировой Д.М.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие «подготовка к самостоятельной жизни» включает систему социальных, правовых, педагогических и медицинских мер, направленных на формирование у воспитанников навыков для успешной адаптации и социализации в обществе.
Программа составлена на 3 года обучения ,состоит из 8 разделов
Обоснование проблемы: Сопровождая наших выпускников в самостоятельной жизни отмечаем, что положительную динамику и результат даёт работа, когда воспитанник, владеет теоретическими знаниями ,умеет практически применять свои умения и навыки, а также проживает и пропускает через себя различную жизненную ситуацию, принимает активное участие в решении различных вопросов, участвует в организации своей учебной, трудовой деятельности, своего досуга.
Выпускник должен быть подготовлен к интеграции и адаптации в обществе, к трудовой деятельности и семейной жизни, владеть правовыми знаниями .Для реализации данной задачи разработана данная программа.
Цель программы:
Формирование личности, которое бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека, имеющего социальный, правовой багаж знаний. Воспитание гражданина, семьянина, работника.
Задачи программы:
Повышение общего уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
Формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;
Развитие нравственных качеств, формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру.
Обобщение и закрепление общежитейских умений и навыков;
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, содействие сознательного выбора профессии. оказание помощи в выборе учреждения профессионального образования
Совершенствование устойчивой формы системы трудового воспитания, профессиональной ориентации, обеспечивающей воспитанникам адаптацию в социуме и включение их в активную жизнь.
Формирование чувств личной ответственности и признание ценности гражданской ответственности.
Воспитывать потребности в здоровом образе жизни и ответственности за своё здоровье. Формирование активной жизненной позиции.
Основные направления программы:
Формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме
Содействие развитию личности;
Направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений, устранение
дефицита общения в дальнейшей жизни;
Формирование доброжелательного, доверительного отношения детей друг к другу на основе их взаимной симпатии;
Организация разнообразной совместной деятельности детей с использованием
индивидуальных, коллективных и массовых форм работы;
Формирование готовности к самостоятельной семейной жизни.
Формирование правовых знаний и законопослушного гражданина
Участники, реализующие программу: воспитатель соц.квартиры, специалисты службы постинтернатного сопровождения выпускников, педагогический медицинский коллектив школы-интерната.
Реализация программы: 3 года (7.8.9 классы)
Этапы:
Выработка стратегии, создание структуры.
Плановая работа.
Формы и методы реализации программы:
- занятия, практические работы, экскурсии, диспуты, деловые и ролевые игры, беседы,
тесты, викторины, интерактивные мини-лекции.
Ожидаемые результаты:
* социально-трудовая готовность воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 КЛАСС
№ п/пСодержание Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов Всего
Раздел I. Все начинается с личности
1 Я и этикет Деловой этикет 1 - 1
2 Какой у вас характер? (Тест опросник) - 1 1
3 Будешь трудиться-будешь кормиться. 1 - 1
4 Устный журнал: “Хорошие манеры в картинках и примерах” - 1 1
5 «Милосердие, доброта и честность – облагораживают, украшают человека» 1 - 1
6 Умеете ли вы проводить свое время?Моё свободное время ,чем его занять. - 1 1
7 Поведение в гостях. Цель визита. Подарки. 1 1 2
8 «По одежке встречают – по уму провожают»Как нужно одеваться? Как вы относитесь к моде? 1 1 2
9 Занятого человека и грусть тоска не берёт. - 1 1
10 Создание рефератов на тему: «Кем хочу я стать» - 1 1
Раздел II. Здоровый образ жизни
I Блок: Здоровье
1 Практикум первая медицинская помощь при обморожении, тепловом и солнечном ударах, кровотечениях, ушибах и т.д. Уход за больным в домашних условиях - 1 1
2 Здоровый образ жизни-основа здоровья человека. - 1 1
3 Что такое здоровое питание? - 1 1
4 Рациональный отдых, гигиена сна 1 - 1
5 Утренняя гимнастика и закаливание 1 1 2
6 Будь на страже своего здоровья! (табакокурение, алкоголь, наркомания, СПИД)
1 - 1
II Блок: Питание
1 Что и как едят? Хранение продуктов и технологии приготовления простейших блюд 1 2 3
2 Домашнее консервирование (овощей, ягод) рецепты 1 2 3
3 Сервировка стола, уход за посудой, бытовой техникой - 1 1
Раздел III. Семья
1 Отношения между членами семьи и родственниками 1 - 1
2 «О дружбе и товариществе» 1 - 1
3 Мужественность и женственность 1 - 1
Всего за 1 год обучения: 14 16 30
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 КЛАСС
№ п/пСодержание Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов Всего
Раздел I. Дела домашние
1 Уют и порядок в доме создаём своими руками. 1 - 1
2 Коммунальные услуги. Куда обращаться? Что это такое? 1 - 1
3 Деловая игра «Кто правильно заполнить бланк на оплату коммунальных услуг» - 1 1
4 «Мой дом – моя крепость»Все вопросы о жилье. 1 - 1
5 Тест: «Какой ты хозяин?» «Какая ты хозяйка?» - 1 1
6 Уход за жильём.Чистящие и моющие средства. Меры предосторожности при работе с ними. 1 1 2
7 Деловая игра: «Как мы умеем пользоваться бытовыми приборами: утюгом, пылесосом, стиральной машиной и др.» 1 1 2
8 Ролевая игра «Телефонные разговоры»Оплата за услуги..Интернет.Электронная почта. 1 1 2
9 Права и обязанности потребителя. Я иду за покупками. 1 - 1
10 Как выбирать продукты, товары повседневного спроса ,одежду,обувь в магазине. Сроки годности продуктов.Гарантия на бытовую технику,обувь и т.д. 2 1 2
11 Практикум: Делаем покупки. Продавец –консультант чем поможет. - 2 2
12 Ток-шоу: «Не погибни в собственной квартире» - 1 1
13 Ведение домашнего хозяйства 1 2 1
Раздел II. Экономика в жизни человека
1 Что такое экономика ? Ее роль в жизни человека 1 - 1
2 Сберкнижка, карточка для заработной платы и других целей. Как пользоваться 1 1 1
3 Доходы семьи, планирование расходов - 1 1
Раздел III. Наши права
1 Я и закон. Что такое закон? 1 - 1
2 Что такое ответственность? Я- Гражданин? 1 - 1
3 Мои личные документы. Как ими пользоваться? 1 1 2
Раздел IV. Семья
1 Понятие «Любовь» и «Дружба» 1 - 1
2 Моделирование семейных отношений 1 - 1
3 Здоровый образ жизни – основа здоровья будущих детей 1 - 1
Всего за 2 год обучения: 17 12 30
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 КЛАСС
№ п/пСодержание Кол-во теоретич. часов Кол-во практич. часов Всего
Раздел VIII. Путевка в жизнь
I Блок: Выбираем профессию
1 Интерактивная мини-лекция :Профессиональное просвещение 1 - 1
2 Диспут: «Кем быть? Поговорим о профессиях» - 1 1
3 Практикум по профориентации: Профессий в мире много – а выбрать надо лишь одну!» - 2 2
4 Эстафета любимых занятий:
«Искусство кулинарии»
«Цветоводом, хорошо»
«Наш сад – огород»
«Швея –это я» -
-
-
- 1
1
1
1 1
1
1
1
5 Право на труд. Статьи Трудового Кодекса. Правила приема на работу. Трудовая книжка Что делать если тебя уволили с работы ?2 - 1
6 Мой первый рабочий день .Как себя вести. 1 - 1
7 Повышение квалификации без отрыва от работы, с отрывом от работы. Для чего необходимо? 1 - 1
8 Соблюдение ТБ на производстве-залог успешной работы, сохранение своей жизни и здоровья. 1 - 1
9 Где и как искать работу? Кто поможет? 1 1 2
10 Труд- основа благополучия и достатка в семье Семейный труд –это? 1 2 2
11 Практикум: Оформление деловых бумаг в различных учреждениях/ образовательные учреждения, паспортный стол, отдел социальной защиты, пенсионный фонд, отделы по трудоустройству и т.д. 2 4 6
12 Лень – мать всех пороков 1 - 1
13 Круглый стол «Все профессии нужны – все профессии важны»с приглашением людей разных профессий. 1 - 1
II Блок: Знаем ли мы закон
1 Что такое закон. Для чего и для какого он издаётся? Закон должен знать каждый 1 - 1
2 Правонарушение. Проступок. Преступление 1 - 1
3 Кто поможет защитить ваши права 1 - 1
4 Что делать если вас задержала полиция 1 - 1
5 Все вопросы о жилье .Документы на жильё. Когда и где необходимо оплачивать коммунальные услуги? 1 - 1
6 Жильё. Новый порядок получения жилья. 1 - 1
7 Социальные права детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, 1 - 1
Раздел II. Семья
1 Как понимаем : Любовь ,Дружбу. 1 - 1
2 Наша дружная семья. 1 - 1
3 Материнство и отцовство 1 - 2
Всего за 3 год обучения: 23 15 37
Список использованной литературы
А. Тимощенко «Воспитание старшеклассниц». М. Просвещение, 1990 г.
Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
образовательных учрежденияхVIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л.
Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
К. Игоняев, Г. Миньковский «Семья, дети, школа». М. «Юридическая литература»,
1989 г.
«Педагогические ситуации». М «Школа-пресс», 2000 г.
Подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни: Методический сборник авторских программ. – Казань: РИЦ «Школа», 2003.-
6. С. Ковалев «Психология семейных отношений». М «Педагогика», 1997 г.
7.Справочник выпускника / С.А. Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2009. - 192с.
8.С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки
специальных (коррекционных) образовательных учрежденияхVIII вида. 5-9 классы. -
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.- 136с.
9.С. Соловейчик «Педагогика для всех» М. «Детская литература», 1997 г.
10. «Этические диалоги со старшеклассниками». М «Школа-пресс», 1998 г.
11.«Этика и психология семейной жизни». М. «Школа-пресс»,1999 г.
12.Ю. Азаров «Семейная педагогика». Издательство политической литературы, 1992 г.