Сценарий тематического часа для обучающихся Что значит быть настоящим человеком
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Сценарий тематического часа для обучающихся
«Что значит быть настоящим человеком»
подготовила педагог дополнительного образования
Рак Людмила Алексеевна
станица Егорлыкская
Ростовская область
2016 год
Цели:
Воспитательная – воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость, нравственную ответственность за свои поступки.
Развивающая – развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
Образовательная – способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подведение детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
Место проведения: учебный кабинет.
Форма проведения: час общения.
Педагог: Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)
Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М.Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.
Сегодня, сейчас, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть (настоящим человеком). Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.
Достаётся недёшево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся все земные труды.
Может, вырастил деревце в своём городе ты?
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – хорошеть самому!
Педагог: Чтобы делать людям хорошее, надо, прежде всего, быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям.
Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. (словарь С.И.Ожегова)
Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.
Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Придёшь обедать к 3 часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.
- Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?
Дети: - Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Андрюшка?
Дети: - Егор, будь человеком!
- Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).
Педагог: Итак, правила вежливости, прочитаем хором.
* Будь внимательным к людям.
* Не будь грубым.
* Не причиняй другому неприятностей и обид.
- Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.
Игра « Словарь волшебных слов».
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого(спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы(спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь(здравствуйте).
Когда вас бранят за шалости, говорите(прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят(до свидания).
- Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).
Педагог: Скажите, вежливый человек может быть злым?
Дети: Нет.
Педагог: Почему? (ответы уч-ся).
Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.
Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра. Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.
Педагог: А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если «да» – тишина, если «нет» – хлопок в ладоши.
Игра «Вежливо – невежливо».
Говорить грубые слова.
Обижать маленьких.
Поиграть с младшей сестрой или братом.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть, не извиниться.
Помочь пожилому перейти дорогу.
Заплатить за проезд в автобусе.
Помыть дома посуду, сходить в магазин.
Жаловаться на других.
Не уступить место в автобусе взрослому.
Сказать «спасибо».
Педагог: Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г.Паустовского «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».
Используемая литература.
Т.В.Волкова «Наука быть человеком», Волгоград, 2008г. (материалы для классных часов 1-4 классы).
И.В.Персидская, Г.А.Фонова, Н.В.Лободина и др. «Классные часы в начальной школе», 2007г.
О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Киселёва «Я - гражданин России» (классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию).
С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (отрывок).
Я.Л.Барто «Любочка» (отрывок).
15