Статья на тему Работа в парах как средство включения ученика в активную деятельность на уроке


Работа в парах как средство включения ученика в активную деятельность на уроке
Что нужно сделать, чтобы учебный процесс стал интересным и увлекательным для учащихся? Ведь ни для кого не секрет тот факт, что мотивация к обучению снижается из года в год. Современному ребенку учиться неинтересно. Это понимают все педагоги-практики. Поэтому вопрос, каким должно быть взаимодействие обучающего и обучаемого в совместной работе на уроке, для учителя – практика сейчас является одним из наиболее приоритетных. Однако существует точка зрения, что успешному решению этих проблем препятствуют традиционные формы обучения в школе. Классно-урочная система, существовавшая еще в земских школах и практически не изменившаяся за последние больше чем 100 лет, по мнению многих, не позволяет решить эту проблему. Но ведь мы живем в век больших перемен в образовании. Новый ФГОС предполагает системно-деятельностный подход к обучению. Нам необходимо научить детей учиться, стать активным объектом в сложном процессе получения новых знаний. Роль учителя меняется. Теперь мы должны научить детей самостоятельно приобретать знания, необходимые им для дальнейшей жизни.
     Ни для кого не секрет, что мы, учителя, привыкли оценивать активность учащихся на уроке по количеству поднятых рук. Но ведь не каждый ребенок готов показать себя и свои знания перед классом. В каждом классе есть дети, которые знают ответ на вопрос, но боятся поднять руку, боятся отвечать у доски, боятся высказать свое мнение. Как дать возможность проявить себя каждому ребенку? На мой взгляд, современный учебный процесс все же позволяет учителю включить в работу на уроке всех учащихся. А парная работа на уроке позволит детям раскрыться, активно включиться в процесс усвоения нового.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами». Современно и очень актуально. С этим уже никто не спорит. Но сказано это было еще И.Г.Песталоцци. А продолжение высказывания прекрасно укладывается в концепцию ФГОС: «Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Работа в парах позволяет учителю в рамках традиционной классно-урочной системы решить для себя вопрос, с которого я начала свои размышления: процесс обучения станет для ученика более увлекательным, позволит ему стать активнее, сформирует ответственное отношение к учебе. Ведь основным компонентом парной технологии обучения будет коммуникация. Ученик не только учится сам, но и помогает учиться другому. Обучая, он обучается сам. Результативность такого подхода к обучению была доказана еще в далеком 1918 году А.Г. Ривиным, который ввёл сотрудничество учащихся друг с другом и на практике доказал, что ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим: узнал что-нибудь - тут же расскажи, объясни другому, примени на практике. Да ещё, если нужно, то и не один раз, иногда и много раз. Идеи А.Г Ривина развил В.К.Дьяченко, создавший технологию КСО (коллективный способ обучения), ставшую коллективной формой организации деятельности школьников     на уроке, которая использует достижения не только педагогики и методики, но и психологии, так как работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. (Подробнее об этом можно прочитать в книге В.К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении»)
Алгоритм работы в паре можно представить в виде схемы:
К2К1

П1коммуникация
П2
                           
    
П1, П2 - партнеры
К1, К2 – карточки (или любая другая информация, которой владеет партнер)
Представленная схема работы предполагает работу в постоянных парах, но она может быть расширена и дополнена привлечением новых партнеров при использовании пар сменного состава (технология КСО по Дьяченко).
Следует отметить, что парная форма организации деятельности школьников на уроке требует от учителя дополнительной подготовки к уроку, создания карточек, что, конечно, отнимает больше времени, чем подготовка к традиционному уроку. Но результат будет значительно выше. Материалы урока, проведенного мною по технологии КСО можно посмотреть на сайте: https://sites.google.com/site/slovesnostschool/k-uroku-literatury. Конечно, я не претендую на то, что мастерски овладела данной технологией. Но считаю, что эта работа поможет решить те вопросы, с которых я начала свои размышления.
В заключение хочу отметить: в парной работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически, невозможно заранее все рассчитать точно. Не стоит также переходить к более сложной работе (например, к работе в парах сменного состава), пока не будут закреплены самые простые формы организации работы в парах. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Но результат, я уверена, поможет ребенку самоопределиться в жизни, не потеряться в огромном потоке информации. А ведь это и подразумевает личностно ориентированное образование.