Паспорт учебного проекта Энциклопедия слова Любовь (жизнь слова в лирике А.С.Пушкина)
Паспорт проекта.
Тема проекта – углублённое изучение ключевых слов русской литературы, создание проекта в рамках группы проектов «Портрет одного слова» (лингвокультурологический словарь).
Название: «Энциклопедия слова «Любовь» (Жизнь слова «ЛЮБОВЬ» в лирике А.С.Пушкина».)
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины:
русский язык и литература, с привлечением социологии.
Тип проекта:
Интегрированный учебный проект по русскому языку и литературе;
информационно-социологический
Среднесрочный: 1 месяц
Внеурочный.
Цель проекта:
используя словари, научно-популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию о значении и употреблении слова «ЛЮБОВЬ» в русском языке и лирике А.С.Пушкина, оформить презентацию для методической копилки русского языка и литературы.
Задачи проекта:
Приобщиться к самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствуя умения поиска, отбора и анализа информации;
Развивать творческие способности и углубить представление о личности и творчестве А.С.Пушкина.
Развивать творческие способности и углубить представление о личности и творчестве А.С.Пушкина.
Выработать компетентности, связанные с умениями анализировать лирический текст, позволяющие понимать не только находящийся на поверхности смысл, но и делать более глубокие выводы из прочитанного;
Расширять кругозор, формировать общекультурные взгляды, изучить общественное мнение по теме проекта, проведя социологический опрос старшеклассников школы;
Проанализировать полученную информацию и принять решение о популяризации творчества А.С.Пушкина в Год литературы через акцию «Дерево Любви», открытую в социальной сети группу «Весна, любовь, Пушкин…» и конкурс «Читаем Пушкина на бис!».
Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы МБОУ «Тотемская СОШ №2» Шмыкова Надежда Владимировна.
Возраст участников проекта: 15 лет
Состав проектной группы (имена и фамилии участников):
Богданец Александра – редактор и режиссёр (оформление результатов: презентация, видеоролик).
Верещагина Виктория – социолог (подготовка акции «Дерево любви», обработка результатов социологического опроса старшеклассников).
Трофимова Алина – оператор, администратор группы «Весна, любовь, Пушкин…» (создание группы «Вконтакте» для популяризации творчества А.С.Пушкина).
Трофимова Диана – организатор связей с общественностью (проведение опроса, акции «Дерево любви», «Читаем Пушкина на бис!»).
Чежина Дарья – лингвист (сбор материала для лингвистических страничек «Энциклопедии слова «ЛЮБОВЬ», работа с различными словарями).
Шмыкова Алина – литературовед (отбор текстов и истории создания стихотворений о любви, создание кластера «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»).
Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение):
2015 г – Год литературы, Пушкин – знаковое имя русской литературы, поэтому было решено продолжить работу со словами из частотного словаря А.С.Пушкина, начатую в 7 классе членами литературного кружка («Энциклопедия слова «Дружба» (жизнь слова в лирике А.С.Пушкина»);
Актуальность умения строить личностные взаимоотношения для подростков трудно переоценить, поэтому понятие «любовь» и было выбрано для проекта.
Практическое применение проекта – создание дидактических материалов для кабинета русского языка и литературы.
Предполагаемые продукты проекта:
мини-словарь с комплексным описанием слова «ЛЮБОВЬ».
Оформление презентации «Энциклопедия слова «ЛЮБОВЬ».
Защита проекта перед одноклассниками во время классного часа.
Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные).
Этап 1. Подготовительный:
«мозговой штурм»: выбор слова из частотного словаря А.С.Пушкина, первоначальные представления о слове (мотивация к изучению):
Собрать различные идеи учащихся;
организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей:
Тема (что мы будем делать?)
Цели (для чего мы это будем делать?)
Задачи проекта (как мы это будем делать?)
Проектный продукт (что должно получиться в результате?)
Поддержать идею, получившую коллективное одобрение.
Этап 2. Планирование:
Коллективно-распределительная деятельность, планирование работы по решению задач проекта, выбор возможных видов продукта и формы его презентации, распределение времени.
Разбиться на группы и решить, за создание какой страницы будет отвечать группа. Распределить обязанности в группе:
Ученики разбиваются на группы (лингвистическая, литературоведческая, социологическая)
распределяют роли в группе,
определяют вид проектного продукта и форму его презентации,
делят работу на промежуточные этапы,
определяют время работы над каждым этапом.
Разбить работу на этапы:
создание мини-словаря слова «ЛЮБОВЬ»
изучение любовной лирики и её адресатов, истории создания стихотворений А.С.Пушкина.
Подготовить план работы над проектом:
выбрав слово «ЛЮБОВЬ», обратиться к различным словарям толковым, этимологическим, словообразовательным, фразеологическим, словарям синонимов, сборникам пословиц и поговорок: в течение 2-х недель; ответственная - Чежина Даша;изучать лирику дружбы А.С.Пушкина и периоды жизни поэта, определяя роль любви и любимых в судьбе поэта: в течение 2-х недель; ответственная - Шмыкова Алина.
оформление слайдов презентации: в течение месяца; ответственная - Богданец Саша.
Проведение социологического опроса и акций по популяризации творчества А.С.Пушкина («Дерево ЛЮБВИ», «Читаем Пушкина на бис!») среди старшеклассников школы, снятие видеоролика по результатам: в течение недели; ответственные - Верещагина Вика, Трофимова Диана, Трофимова Алина и монтаж видеоролика - Богданец Саша.
Подготовка материалов для защиты проекта (в течение недели)
Подведение итогов и рефлексия (на заседании проектной группы после защиты проекта).
Этап 3. Реализация проекта:
Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.
Ученики работают в группах по плану, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.
работали с различными видами словарей и словарными статьями слова «ЛЮБОВЬ»;
изучали выбранные этапы в жизни А.С.Пушкина,
оформляли страницы презентации по теме проекта;
Совместно решали возникающие трудности;
При необходимости пользовались консультацией учителя
При необходимости вносили изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).
Этап 4. Презентация проекта.
Основная задача этого этапа - представить одноклассникам результаты своей работы.
План устного сообщения:
Представьтесь (назовите своё имя фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы, какую роль исполнял каждый).
Назовите тему проекта.
Обоснуйте актуальность выполненной работы.
Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа по реализации проекта.
Расскажите о пути решения проблемы (какие идеи были предложены, на каких идеях остановились, как изменилось понимание темы проекта или его идеи, если произошли какие-либо изменения, назовите причины возникновения этих изменений).
Расскажите о времени, месте и роли участников проекта (кто, где и когда реализовывал идеи, каков вклад каждого участника в решение проблемы).
Продемонстрируйте результат работы группы.
Этап 5. Осмысление и оценка проекта
Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
Что было самым трудным в работе над проектом?
Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
Что нуждается в доработке?
Чего вы до сих пор не понимаете?
В чем вы стали более уверенны?
Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?
Критерии оценивания Самооценка
(+; ?; -) Взаимооценка(+; ?; -) Отметка учителя
Знание текста Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Участие в диалоге (внутри группы и межгрупповое общение)
Формулировка собственного мнения
Активность в работе группы
Участие в защите проекта
Педагогический результат проектной деятельности – умения:
Проектные умения:
умение ставить цели,
планировать собственную деятельность и деятельность товарищей,
работать в группе, нести ответственность за порученное дело,
видеть предмет исследования, отбирая необходимую информацию, умение работать с различными источниками информации,
готовить презентацию, готовить публичное выступление, демонстрировать владение способами предъявления информации.
Работать с различными видами словарей;
Выполнять исследовательские задания;
Находить информацию в Интернете;
Умение проводить социологические опросы и обрабатывать информацию для принятия дальнейших решений;
Работать в программе Microsoft PowerPoint;
Умения публичного выступления: доходчиво, логично и связно излагать информацию, удерживать внимание слушателей, отвечать на вопросы по теме.
Необходимое оборудование и ресурсы:
Учебники литературы под редакцией Г.С.Меркина;
Ю.Тынянов «Пушкин»;
Ю.М.Лотман «Александр Сергеевич Пушкин»;
Компьютер и мультимедийное оборудование.
Литература и Интернет-источники:
- Вересаев В. В. Загадочный Пушкин / Сост. и коммент. Ю. Фохт-Бабушкина. — М.:Республика, 1996. — 399 с. ISBN 5-250-02616-8
- Муза Е. «И образ незабвенный...», изд. «Советская Россия», 1974 год.
- Ободовская И. М., Дементьев М. А. О-21 Наталья Николаевна Пушкина: По эпистолярным материалам. — М.: Сов. Россия, 1985. — 368 с., 16 л. Ил. 1 л. портр.
- Петров С. М. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. М., «Просвещение» , 1973
- Соколов Вадим Дмитриевич С 59 РЯДОМ С ПУШКИНЫМ. Портреты кистью и пером. Часть первая. — М., «Тверская, 13», 1998. — 592 с., 184 ил.
- Соколов Вадим Дмитриевич С 59 РЯДОМ С ПУШКИНЫМ. Портреты кистью и пером. Часть вторая. — М., «Тверская, 13», 1998. — 592 с., 184 ил.
350 вариантов сочинений. Новые темы. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 608 С. — (Домашний репетитор). ISBN 5-8112-1759-5
- Голицына, Авдотья Ивановна // Википедия — свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%B0_%D0%90.%D0%98.
- Гончарова, Наталья Николаевна // Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F2%E0%EB%FC%FF_%CF%F3%F8%EA%E8%ED%E0-%CB%E0%ED%F1%EA%E0%FF
- Завадовская, Елена Михайловна // Википедия — свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E2%E0%E4%EE%E2%F1%EA%E0%FF%2C_%C5%EB%E5%ED%E0_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%ED%E0
- Оленина, Анна Алексеевна // Википедия — свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0