Портфолио учебного проекта Энциклопедия слова Любовь (жизнь слова в лирике А.С.Пушкина)


Портфолио учебного интегрированного проекта«Энциклопедия слова «Любовь»(Жизнь слова в лирике А.С.Пушкина).Проект выполнили обучающиеся 9а класса под руководством Шмыковой Н.В.,учителя русского языка и литературы МБОУ «Тотемская СОШ №2» Характеристика, предмет, классИнтегрированный учебный проект по русскому языку и литературе;Информационно-социологический;Среднесрочный: 4 недели (требует значительного времени для поиска материала, его анализа и оформления);Внеурочный: подведение итогов изучения курса литературы 9 класса; Аннотация проекта:Цель проекта – создание лингвокультурологического словаря:Приобщиться к самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствуя умения поиска, отбора и анализа информации;Выработать компетентности, связанные с умениями анализировать лирический текст, позволяющие понимать не только находящийся на поверхности смысл, но и делать более глубокие выводы из прочитанного;расширять кругозор, формировать общекультурные взгляды, изучить общественное мнение по теме проекта;Развивать творческие способности и углубить представление о личности и творчестве А.С.Пушкина. Задачи проекта «Энциклопедия слова «Любовь»:Создать проектную группу и осуществить коллективно-распределительную деятельность;Отобрать информацию для оформления презентации «Энциклопедия слова «Любовь» (для методической копилки кабинета русского языка и литературы).Защитить проект перед одноклассниками.Провести социологический опрос старшеклассников школы;Проанализировать полученную информацию и принять решение о популяризации творчества А.С.Пушкина в Год литературы через акцию «Дерево Любви», открытую в социальной сети группу «Весна, любовь, Пушкин…» и конкурс «Читаем Пушкина на бис!». Этапы выполнения проекта16 апреля - Создание проектной группы, выбор темы, формулировка целей и задач; выдвижение первоначальных идей – «мозговой штурм»; выбор лучшей идеи. Планирование проекта.Реализация проекта: до 29 апреля - Выполнение лингвистических, литературоведческих, социологических заданий и поэтапный отчёт. с 4 мая по 8 мая - проведение акций по популяризации творчества А.С.Пушкина.к 12 мая - Результаты и выводы, оформление продукта – презентации, подготовка к защите.12 мая - Защита проекта в классе, оценка результатов и рефлексия. Как будут оцениваться и обсуждаться:Ход проекта: на заседаниях проектной группы планирование и осуществление деятельности, дискуссия о роли каждого в реализации проекта, самооценка и взаимооценка;Результаты проекта: во время рефлексии и защиты проекта самоанализ участников, во время проведения уроков русского языка и литературы: критериальная оценка выступления каждого участника проекта во время защиты одноклассниками. Вопросы, направляющие проект:Основополагающий вопрос:Что такое любовь?Проблемные вопросы:Как составить словарную статью разнообразных словарей (толкового, этимологического, словообразовательного, словаря синонимов и антонимов, словаря эпитетов)?Как отобрать необходимый для раскрытия темы материал?Как структурировать микротемы?Как оформить результаты проекта в доступной для усвоения форме? Учебные вопросы и задания:Найти материал для словарных статей по слову «любовь» в различных словарях;Найти стихотворения А.С.Пушкина, раскрывающие тему «любовь», выяснить жизнь слова в лирике А.С.Пушкина;Найти материал для ответа на вопросы: «Что значит любовь для А.С.Пушкина?», «Каковы взаимоотношения А.С.Пушкина и адресатов любовной лирики поэта?», «Как изменялось восприятие любви и идеал в любовной лирике А.С.Пушкина?»; Сделать выводы о многогранности восприятия любви в человеческом обществе, определив своё отношение к любви и любимым. Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей:Знать: Исторический и литературный процесс 1 четверти 19 века;Биографию А.С.Пушкина;Понятие «Лирика любви». Уметь: Проектные умения: умение ставить цели, планировать собственную деятельность и деятельность товарищей, работать в группе, нести ответственность за порученное дело, видеть предмет исследования, отбирая необходимую информацию, умение работать с различными источниками информации, готовить презентацию, готовить публичное выступление, демонстрировать владение способами предъявления информации. Работать с различными видами словарей;Выполнять исследовательские задания;Находить информацию в Интернете;Умение проводить социологические опросы и обрабатывать информацию для принятия дальнейших решений;Работать в программе Microsoft PowerPoint;Умения публичного выступления: доходчиво, логично и связно излагать информацию, удерживать внимание слушателей, отвечать на вопросы по теме. 1 заседание проектной группы.Выбор темы, постановка целей и задач, планирование проекта.индуктор, выбор темы, «мозговой штурм»: творческая мастерская «Что такое любовь?» (Мы находим, мы учимся, мы постигаем, мы открываем, наши приобретения в процессе творчества).целеполагание, коллективно-распределительная деятельность (личные исследовательские задания) Распределение обязанностей.Богданец Александра – редактор и режиссёр (оформление результатов: презентация, видеоролик).Верещагина Виктория – социолог (подготовка акции «Дерево любви», обработка результатов социологического опроса старшеклассников).Трофимова Алина – оператор, администратор группы «Весна, любовь, Пушкин…» (создание группы «Вконтакте» для популяризации творчества А.С.Пушкина).Трофимова Диана – организатор связей с общественностью (проведение опроса, акции «Дерево любви», «Читаем Пушкина на бис!»).Чежина Дарья – лингвист (сбор материала для лингвистических страничек «Энциклопедии слова «ЛЮБОВЬ», работа с различными словарями).Шмыкова Алина – литературовед (отбор текстов и истории создания стихотворений о любви, создание кластера «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»). 2 заседание проектной группы.Реализация проекта: создание лингвистических страничек энциклопедии.Работа с различными видами словарей: толковыми, словообразовательными, словарями синонимов и антонимов, словарём пословиц и поговорок, словарём фразеологизмов и крылатых выражений;Отчёт о проделанной работе и составление лингвистических страничек энциклопедии. Выбираем для анализа и изучения слово «Любовь»Лексическое значение словаСинонимыАнтонимыЭтимологияСловообразованиеСочетаемостьПословицы, поговоркиФразеологизмы, крылатые выраженияЭпитетыРифмаЖизнь слова в лирике А.С.Пушкина Лексическая страничка. Значение слова «любовь» в разных словаряхТолковый словарь УшаковаЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. ||Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви. 3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью. 4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе. Лексическая страничка. Синонимы. Антонимы.Имя Влечение Увлечение привязанность склонность страсть преданность тяготение симпатия верность благоволение благорасположениеблагосклонность доброжелательство предрасположение влюбленность роман человеколюбие чувство ласка любование близкие отношения сердечные дела СИНОНИМЫСИНОНИМЫАнтонимы: ненависть, презрение Любовная лирика А.С.ПушкинаНикто её любви небесной не достоин. («Ненастный день потух»…, 1824)И для меня воскресли вновь И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. («К***», 1826)Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей. (из посвящения к «Полтаве»)Я вас любил: любовь еще, быть может,… (1829) реализация проекта: создание литературоведческих страничек энциклопедии.Найти стихотворения А.С.Пушкина, в которых использовано слово «любовь»: ранние стихи Пушкина по теме (анакреонтические)романтические стихи о любвизрелая лирика Пушкина (психологический «пейзаж» души). Сделать выводы о развитии темы в лирике А.С. Пушкина, о том, как связана личность поэта, его биография и поэтическое восприятие слова «любовь», его поиски идеала. «Биография сердца» А.С.ПушкинаНаталья IКатерина IКатерина IINNКн. АвдотьяНастасьяКатерина IIIАглаяКалипсоПульхерияАмалияЭлизаЕвпраксеяКатерина IVАннаНаталья«донжуанский» список Любовь и увлеченияМарияАннаСофьяАлександраВарвараВераАннаАннаАннаВарвараЕлизаветаНадеждаАграфенаЛюбовьОльгаЕвгенияАлександраЕленаЕленаТатьянаАвдотья Адресаты любовной лирики поэтаБакунина Екатерина ПавловнаГолицына Евдокия ИвановнаИстомина Евдокия ИльиничнаРаевская Мария НиколаевнаВоронцова Елизавета Ксаверьевна Керн Анна ПетровнаУшакова Екатерина НиколаевнаГончарова Наталья НиколаевнаОленина Анна Алексеевна Любовь – это…Любовь - это смысл жизни, гармония мира, символ духовного возрождения. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение.Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла, в своих стихотворениях Александр Сергеевич показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны. Выводы:Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы».Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений: в них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающиеся любовных увлечений Александра Сергеевича, в них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но воспел он Женщину. И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал…А.С.Пушкин 3 заседание проектной группы. Социологическое. Составление вопросов и проведение социологического опроса в 11а,11б, 10, 9а, 9б, 8а, 8б классах, принятие плана популяризации творчества А.С. Пушкина через акции и группу в социальных сетях. Социологический опрос и акция «Дерево ЛЮБВИ» Социологический опрос:Были ли вы влюблены?Признавались ли вы в своих чувствах?Существует ли любовь с первого взгляда?Страдали ли вы от безответной любви?Какие стихи А.С. Пушкина о любви вы знаете? Результаты опроса среди старшеклассников школы Реализация проекта. «Читаем Пушкина на бис!» Реализация проекта.Группа «ВКонтакте» «Весна, любовь, Пушкин…» http://vk.com/club93608178 Подготовка презентации, защиты и рефлексивно-оценочный этап:4 заседание проектной группы :Оформление результатов работы в программе Microsoft PowerPoint, создание видеоролика.5 заседание проектной группы :Рефлексия и подведение итогов работы.Отчёт групп о работе по слайдам презентации. Рефлексия: оценка своего вклада в проект, самооценка «Чему я научилась, выполняя проект?».  Рефлексия«Мы все хорошо поработали, я не могу оценить себя отдельно от группы, я работала в коллективе. Мне очень понравилось работать над проектом: я многое узнала о творчестве А.С.Пушкина, о слове «любовь», о роли любви в жизни людей. Мне было интересно, проводя социологический опрос, видеть, что творчество Пушкина помогает нам, молодёжи, задуматься о важности любви для каждого человека», - Верещагина Виктория.«Целью нашего проекта было изучить слово «любовь», обратившись к различным словарям. Я считаю, что нам удалось создать энциклопедию слова «любовь», - Чежина Дарья. Где это можно узнать:- учебники литературы под редакцией Г.С.Меркина;- энциклопедические словари, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1907);- Википедия;А.С.Пушкин «Стихотворения и поэмы» Москва «ЭКСМО» 2002Воспоминания об А.С. Пушкине и биография поэта. «Записки» И.И. Пущина и «Биография…» П.В. Анненкова. Используемые ресурсы:Вересаев В. В. Загадочный Пушкин / Сост. и коммент. Ю. Фохт-Бабушкина. — М.:Республика, 1996. — 399 с. ISBN 5-250-02616-8Муза Е. «И образ незабвенный...», изд. «Советская Россия», 1974 год. Ободовская И. М., Дементьев М. А. О-21 Наталья Николаевна Пушкина: По эпистолярным материалам. — М.: Сов. Россия, 1985. — 368 с., 16 л. Ил. 1 л. портр. Петров С. М. А. С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. М., «Просвещение» , 1973Соколов Вадим Дмитриевич С 59 РЯДОМ С ПУШКИНЫМ. Портреты кистью и пером. Часть первая. — М., «Тверская, 13», 1998. — 592 с., 184 ил.Соколов Вадим Дмитриевич С 59 РЯДОМ С ПУШКИНЫМ. Портреты кистью и пером. Часть вторая. — М., «Тверская, 13», 1998. — 592 с., 184 ил.350 вариантов сочинений. Новые темы. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 608 С. — (Домашний репетитор). ISBN 5-8112-1759-5Голицына, Авдотья Ивановна // Википедия — свободная энциклопедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%B0_%D0%90.%D0%98. Гончарова, Наталья Николаевна // Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F2%E0%EB%FC%FF_%CF%F3%F8%EA%E8%ED%E0-%CB%E0%ED%F1%EA%E0%FFЗавадовская, Елена Михайловна // Википедия — свободная энциклопедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E2%E0%E4%EE%E2%F1%EA%E0%FF%2C_%C5%EB%E5%ED%E0_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%ED%E0Оленина, Анна Алексеевна // Википедия — свободная энциклопедияhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 Спасибо за внимание!