Презентация к уроку литературы на тему: Уроки бытия М.Цветаевой и А.Стаховича
«Уроки бытия» Марины Цветаевой и Алексея Стаховича Что Россия нам? -- черны купола! Так, заложниками бросив тела, Ненасытному червю -- черни черной, Нежно встретились: Поэт и Придворный. Два посмешища в державе снегов, Боги -- в сонме королей и Богов!(М.Цветаева «Памяти Стаховича»)
«-Ибо раз голос тебе, поэт,Дан, остальное – взято.!»Творческое наследие Марины Цветаевой огромно и не прочитано в полном смысле слова. Ею написаны15 поэтических сборников, 17 поэм, 8 стихотворных драм, проза автобиографическая, мемуарная, историко-литературная, философско-критическая, эссеистская, кроме того, письма и дневники, не так давно ставшие доступными для прочтения. Для её творчества характерны романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневности, конфликт быта и бытия, обыденности и жизни души, интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность, беспощадная требовательность к себе, к слову, к призванию.
«В этот мир я родилась –Быть счастливой…"Родилась Цветаева 8 октября 1892 года в семье замечательного русского ученого, профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева.Счастливая невозвратная пора детства связана с рождественскими елками, с первыми книгами и рассказами матери, Марии Александровны, талантливой пианистки, с природой на Оке в старинном городке Тарусе, куда Цветаевы выезжали на лето.Стихи девочка начала писать в шестилетнем возрасте. Постепенно в ее гордой и робкой душе созревал честолюбивый замысел: войти в малознакомый, но такой влекущий литературный мир.
«Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черёд!»Восемнадцатилетняя, она собрала стопку стихов и издала сборник «Вечерний альбом», на который последовали отклики М. Волошина, Н. Гумилева, В. Брюсова – отклики одобрительные и ожидающие дальнейшего.
« Я с вызовом ношу его кольцо!»Весной 1911 года она уехала в Коктебель, к поэту М. Волошину, верному другу, благословившему ее на путь поэзии. Там она встретилась с Сергеем Эфроном и через год вышла за него замуж. В это же время увидел свет второй сборник Цветаевой – «Волшебный фонарь» - вхождение Цветаевой в литературу.Она была переполнена радостью бытия, чему способствовали, как семейная устроенность, так и множество литературных встреч; в эти годы она ощутила себя поэтом российским, притом московским.Сергей Эфрон и МаринаЦветаева. 1911 г.
«Есть времена- железные -для всех!»Революция, которую Цветаева не приняла, разрубила ее жизнь. Это были сплошные хождения по мукам. Муж, белый офицер, отбыл в армию Корнилова, участвовал в московских боях с большевиками. Под командованием генерала Маркова он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем эмигрирует в Константинополь.
«…дети мои- два чердачных царька…»Ариадна и Ирина Эфрон Двух своих девочек – Ариадну и Ирину, она вынуждена была отдать в приют и скоро лишилась младшей, погибшей от истощения и тоски.
«Повесть о Сонечке»Цветаева в 30-х годах создает удивительную летопись революционной Москвы 19-го – начала 22-го года: в прозе, “Повесть о Сонечке”. В повести описаны события, когда Цветаева, проводив мужа на фронт, приехала в Москву и до самого отъезда – 11 мая 1922 года.
«А я пою нежнейшим голосомЛюбезной девушки судьбу…» - « Сонечка в мою жизнь вошла вместе с моим огромным горем: смертью Алексея Александровича Стаховича, в первые дни его посмертья.»-«Прибавлю ещё, что Сонечка со Стаховичем были в одной студии – Второй, где шли и Сонечкины «Белые ночи» с единственным действующим лицом – Сонечкой, и «Зелёное кольцо» с единственным действующим лицом – Стаховичем (кольцо – молодёжь)»- «По существу же действующих лиц в моей повести не было. Была любовь. Она и действовала лицами.» («Повесть о Сонечке»М.Цветаева)София Евгеньевна Голлидэй
«У друга было в жизни три любви: семья, театр, лошади…» (К.С.Станиславский)«Стахович: бархат и барственность. Без углов. Голосовая и пластическая линия непрерывны. Это я о пятью чувствами воспринимаемом. Духовно же — некое свысока»«Так, чарами сущности и голоса, образ очень местный (русского барина), очень сословный (барина — очень) и очень временный (fun du siécle( прошлого века) превратился во вневременный и всеместный — вечный. Образ прошлого, глядящегося в будущее. (М.Цветаева «Смерть Стаховича» март 1919 г.)
Уроки «bon ton, maintein, tenue» « манер, выправки и светского поведения" «Нужно будет спросить у Стаховича», «это не по Стаховичу», «как бы это сделал Стахович?»«Стахович нас учит быть . Это - уроки бытия» («Повесть о Сонечке» М.Цветаева)
«Чернь цвела, а вблизь тебя дышалосьВоздухом Осьмнадцатого века.»«Очень высокий рост (я из тех народов, что богов своих воспринимают великанами!) — гибкая прямизна, цвет костюма, глаз, волос — среднее между сталью и пеплом. Помню веки, из породы тяжелых, редко дораскрывающихся. Веки природно-высокомерные. Горбатый нос. Безупречный овал.» ( М. Цветаева. «Смерть Стаховича»)
«Я никому не нужный старик…»« Чего вам не хватило, чтобы пережить то страшное марта? Без чего вы не вынесли – ещё одного часа? (М.Цветаева «Повесть о Сонечке»)«И лучший урок bon ton, maintien tenue нам дал Стахович 11-го марта 1919 г.».(27-го февраля —11-го марта, день смерти.) (Слова студийца Судакова на панихиде по Стаховичу)«Смерть Стаховича, вызванная 19-м годом и старостью, не соответствует сущности Стаховича — XVIII веку и молодости. Уметь умирать еще не значит любить бессмертье. Уметь умирать — суметь превозмочь умирание — то есть еще раз: уметь жить.» ( М.Цветаева «Смерть Стаховича» 1919 г.) «Он жил, как артист и эстет, а умер, как военный, который не хотел сдаваться.» (Из речи К.С.Станиславского на панихиде по Стаховичу)
Труднейшее из всех искусств —Не медлить на вселенской сцене! (М.Цветаева «Конец Казановы»)«Я стала писать пьесы — это пришло, как неизбежность, — просто голос перерос стихи, слишком много вздоху в груди стало для флейты», — утверждала Цветаева летом 1919 года. Однако это — внешнее объяснение. Поэт искал спасение в отвлечении, в уходе от убогой и зловещей действительности... ---- В июле — августе 1919 года Цветаева написала самую сильную из своих романтических пьес: «Конец Казановы». В отличие от предыдущих, она сильна своей двойной достоверностью: исторической (факты, события, бывшие в действительности) и современной (реальностью прототипов главных героев). Стахович стал вдохновителем одновременно двух образов в пьесе "Конец Казановы". Возможно, что Цветаева и не задумала бы пьесу о последних днях Казановы, если бы не кончина Стаховича.
«...На перекрестке двух веков Сошлися стар и млад.»Тень покойного Стаховича вдыхала живой огонь в пожелтевшие страницы старинных мемуаров, а затем — в страницы тетради. Фигура старого Казановы, который некогда был всем и стал ничем, разрасталась в образ едва ли не величественный и оживала, можно сказать, воочию Стахович, в представлении Цветаевой, оставался молодым, только молодость его принадлежала другой эпохе. И конец Стаховича побудил ее задуматься над концом Казановы, этого живого олицетворения восемнадцатого века и великого жизнелюбца. В записях о Стаховиче постепенно назревает замысел пьесы о Казанове, о чем автор в марте девятнадцатого, возможно, еще не ведает. «...скажу еще одно, чего не говорит никто, что знают (?) все, — пишет она. — Стахович и Любовь, о любовности этого causeur'a, о бессмысленности его вне любви». Так же, как бессмыслен вне любви и Казанова. Прототипом последней любви Джакомо Казановы, вымышленной тринадцатилетней Франциски, стала, разумеется, Софья Евгеньевна Голлидэй. «Конец Казановы», как и все цветаевские пьесы, сцены не увидел. Ни одна из пьес Цветаевой поставлена при ее жизни не была.
«…всем своим покорством- Мой Воин! – выкуплю тебя.»После разгрома белой армии Сергей Эфрон оказался в Константинополе и собирался ехать в Прагу. Цветаева мгновенно и бесповоротно решила ехать к нему; без него она не мыслила своего существования и в мае 1922 года покинула Москву.Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие).Интересный факт: Цветаева вывезла из Советской России рукописный сборник своих стихов «Лебединый стан», посвященный «Русской Вандее», но так и не решилась его напечатать, несмотря на многочисленные предложения.Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур).
«Тоска по родине! ДавноРазоблачённая морока!»Жизнь Цветаевой заграницей была внешне тяжелой и внутренне сосредоточенной. Здесь она выросла в поэта, которого в наши дни справедливо причислили к великим.В последний год пребывания на чужбине Цветаева пишет циклы стихов, где изливает свое негодование против оккупации гитлеровцами своей прекрасной страны. Цветаева понимала, что ее возврат на родину будет трагичен.Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич налаживает связи с прокоммунистической группировкой и осуществляет попытки вернуться на родину. Однако, он сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД. Первой на родную землю ступает Ариадна Эфрон. Следом за ней возвращается Сергей Яковлевич, но вскоре из-за участия в политическом убийстве, он вновь вынужден бежать.Цветаева возвращается в Москву 18 июня 1939 года и уже на вокзале узнаёт об аресте сестры Аси.
«Мне совершенно всё равно-Где совершенно одинокойБыть…»«Живу, никому не показываясь… Впервые чувство чужой кухни. Безумная жара, которой не замечаю: ручьи пота и слёз в посудный таз.»(Из дневников М.Цветаевой)М.Цветаева .1939 г.
«Дети, сами пишите повестьДней своих и страстей своих.»(Из цикла «Стихи к сыну»)"Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".(Предсмертная записка Цветаевой сыну)
« Мальчиков надо баловать, им, может, на войну идти…Письмо Георгия Эфрона (Мура): "Дорогая Лиля и Зина! 28-го получил Вашу открытку и обрадовался ей чрезвычайно... Письма на фронте очень помогают, и радуешься им несказанно как празднику...Кстати, мертвых я видел первый раз в жизни: до сих пор я отказывался смотреть на покойников, включая и М. И.А теперь столкнулся со смертью вплотную. Она страшна, безобразна; опасность - повсюду, но каждый надеется, что его не убьют... Предстоят тяжелые бои, так как немцы очень зловредны, хитры и упорны. Но я полагаю, что смерть меня минует, а что ранят, так это очень возможно...»Погиб в июле 1944.Ему было 19 лет.Георгий Эфрон .Ноябрь 1941 г.
«…чувствую себя в душе русским…»Михаил Михайлович Стахович.Ноябрь 2008 г.
«Любовь к человеку может пройти, а патриотизм остаётся в нём навсегда» (Из книги М.Стаховича «Жизнь, как я её понимаю»«Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью» М.ЦветаеваЕсли вы можете заплакать, слушая стихи Пушкина или красивую музыку, то вы будете любить Россию и чутко воспринимать метафизические стороны ее жизни. М.М.Стахович (внук А.Стаховича)