Конспект урока литературы в 11-ом классе на тему: Уроки бытия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
им. М. М.Пришвина
Урок литературы в 11-ом классе на тему:
« Уроки бытия» Марины Цветаевой и Алексея Стаховича.
Подготовила учитель русского языка и литературы:
Тюнина Галина Михайловна
Тема урока: «Уроки бытия» Марины Цветаевой и Алексея Стаховича.
Тип урока: урок-лекция изучения нового материала
Цели урока:
Обучающая: Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой.
Определить основные черты личности поэта.
Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни.
Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой, драматургией и письмами М.Цветаевой на примере произведений, представляющих интерес для изучения краеведения.
Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.
Развивающая:
1.Анализируя цветаевскую поэтику, формировать у обучающихся представления о синтетичности видов искусства: театра, музыки и литературы.
2. Развитие познавательных умений - формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности – постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ее решение.
Воспитательная:
Воспитывать преклонение перед красотой поэтического образа и величием человеческого духа, наполнение реальным смыслом слов о воздействии искусства на формирование личности;
ощущение причастности к великой русской культуре; патриотизм
Методическая:
активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке-лекции в процессе работы над художественным текстом с использованием краеведческого материала
методика использования ММТ в процессе изложения нового материала для активного восприятия содержания лекции исследовательского характера
Используемые методы:
Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
словесные методы
наглядные методы
аудиовизуальные методы
Оборудование:
а) презентация «Уроки бытия» Марины Цветаевой и Алексея Стаховича.
б) тексты произведений М.Цветаевой в исполнении ведущих актрис современности.
Ход урока:
Оргмомент: объявление темы, цели, задачи урока.
На экране Слайд №1 презентации “Уроки бытия” Марины Цветаевой и Алексея Стаховича.
Создание проблемной ситуации:
- Прочитайте строки стихотворения, вынесенные в качестве эпиграфа, выпишите ключевые слова, которые позволяют установить общность характеров и судеб героев сегодняшнего урока. В ходе лекции, составляя конспект, постарайтесь записать аргументы, которые помогут вам сделать вывод в виде синквейна.
Учитель:
- В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками – Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи.
Цветаеву упрекают в излишней сложности стихов, у нее своя расстановка знаков препинания, у нее (как стрелы!) сквозь стих летит ливень тире. Но за этой сложностью и несоблюдением общепринятых правил изъяснения – всегда сверкает мысль, и главное – сияет сильнейшее биополе чувств, неподвластное даже мысли.
Феномен удивительной личности Марины Цветаевой позволяет отчётливее увидеть справедливость сказанного, как велика и необычна сила её таланта, сила её любви. Эта женщина прирождённо обладала необычайно развитым и мощным эмоциональным миром – при тонком проницательном уме и страсти к самонаблюдению. Плюс к тому ,это был человек необычайной искренности. И наконец, всё это соединилось в Цветаевой с даром поэта, то есть с умением заметить то, мимо чего другие проходят, и записать замеченное, не гоняясь за торопливыми выводами и обобщениями.
Слайд №2
- Было бы замечательно, если бы вы в ходе знакомства с творчеством поэта, отметили и записали примеры хотя бы некоторых из этих характерных особенностей.
(Звучит фонограмма «Идёшь на меня похожий..»)
Слайд №3
(Звучит фонограмма стихотворения М.Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» в исполнении Народной артистки РСФСР, актрисы БДТ Алисы Фрейндлих)
Слайд №4
(Звучит фонограмма стихотворения М.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…» в исполнении Народной артистки РСФСР, актрисы БДТ Алисы Фрейндлих)
Слайд №5
(Звучит фонограмма стихотворения М.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» в исполнении Народной артистки СССР, актрисы МХАТа Татьяны Дорониной)
В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
(Звучит фонограмма романса на стихи Цветаевой «Генералам 1812 года»)
Слайд №6
(Звучит фонограмма «Дороги»)
Слайд №7)
(Звучит стихотворение «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак…»)
(Слайд №8)
Может показаться, что в повести совсем нет сюжета: действующие лица вырваны из контекста их собственной жизни и существуют только в соприкосновении с рассказчицей и в ее восприятии. Они приходят, разговаривают, уходят – некоторые навсегда... Однако внутренний сюжет повести четко определен – выявить человеческую сущность каждого в отношении к людям, времени, самим себе. При чтении повести возникают ассоциации со стихами, тогда обращенными к ее героям.
В «Повести о Сонечке» отразились размышления Цветаевой о прошлом, о поколении «отцов», та «переоценка ценностей», которая происходила у нее в тридцатые годы.
В этом произведении названы совершенно реальные имена, то есть Вахтанг Леванович Мчеделов, Софья Евгеньевна Голлидэй и Алексей Александрович Стахович – брат известного государственного деятеля Михаила Александровича Стаховича –уроженца Пальны-Михайловки, нашего земляка.
(Слайд №9)
(Слайд№10)
(Слайд №11)
(Слайд №12)
(Слайд №13)
- Ответ для неё однозначен. Конечно, она думает о любви – в цветаевском особом понимании этого чувства! – окружающей человека нежностью, дающей ему чувство, без которого человек погибает в ледяной пустыне одиночества.
(Звучит траурный марш Бетховена и стихи «Смерть Стаховича»)
Господу -- мою душу,
Тело мое -- королю,
Сердце -- прекрасным дамам,
Честь -- себе самому
1
Не от запертых на семь замков пекарен
И не от заледенелых печек -- Барским шагом -- распрямляя плечи --
Ты сошел в могилу, русский барин!
Старый мир пылал. Судьба свершалась.
-- Дворянин, дорогу -- дровосеку!1
Чернь цвела... А вблизь тебя дышалось
Воздухом Осьмнадцатого Века.
И пока, с дворцов срывая крыши,
Чернь рвалась к добыче вожделенной -- Вы bon ton, maintien, tenue2 -- мальчишек
Обучали -- под разгром вселенной!
Вы не вышли к черни с хлебом -- солью,
И скрестились -- от дворянской скуки! --
В черном царстве трудовых мозолей -- Ваши восхитительные руки.
Москва, март 1919
(NB! Даже труд может быть -- отвратителен:
даже -- чужой! если он
навязан и в славословие -- вменен.
МЦ -- тогда и всегда.) 1 NB! Если бы дровосеку! (примеч. М. Цветаевой)
2 Правила хорошего тона, осанка (фр.).
--------
2
Высокой горести моей -- Смиренные следы:
На синей варежке моей -- Две восковых слезы.
В продрогшей церковке -- мороз,
Пар от дыханья -- густ.
И с синим ладаном слилось
Дыханье наших уст.
Отметили ли Вы, дружок,
-- Смиреннее всего -- Среди других дымков -- дымок
Дыханья моего?
Безукоризненностью рук
Во всем родном краю
Прославленный -- простите, друг,
Что в варежках стою!
Март 1919
3
Пустыней Девичьего Поля
Бреду за ныряющим гробом.
Сугробы -- ухабы -- сугробы.
Москва, -- Девятнадцатый год. --
В гробу -- несравненные руки,
Скрестившиеся самовольно,
И сердце -- высокою жизнью
Купившее право -- не жить.
Какая печальная свита!
Распутицу -- холод -- и голод
Последним почетным эскортом
Тебе отрядила Москва.
Кто помер? -- С дороги, товарищ!
Не вашего разума дело:
-- Исконный -- высокого рода --
Высокой души -- дворянин.
Пустыней Девичьего Поля
. . . . . .
Молюсь за блаженную встречу
В тепле Елисейских Полей!
Март 1919
4
Елисейские Поля: ты да я.
И под нами -- огневая земля.
.......и лужи морские
-- И родная, роковая Россия,
Где покоится наш нищенский прах
На кладбищенских Девичьих Полях.
Вот и свиделись! -- А воздух каков! --
Есть же страны без мешков и штыков!
В мир, где "Равенство!" вопят даже дети,
Опоздавшие на дважды столетье, --
Там маячили -- дворянская спесь! --
Мы такими же тенями, как здесь.
Что Россия нам? -- черны купола!
Так, заложниками бросив тела,
Ненасытному червю -- черни черной,
Нежно встретились: Поэт и Придворный.
Два посмешища в державе снегов,
Боги -- в сонме королей и Богов!
Март 1919
(Слайд №14)
(Слайд №15)
(Монолог из «Повести о Сонечке» в исполнении актрисы театра современной драмы Алёны Константиновой)
(Слайд №16)
(Слайд №17)
(Звучит стихотворение «Тоска по Родине..» в исполнении Народной артистки РСФСР, актрисы БДТ Алисы Фрейндлих)
(Слайд №18)
Вернулась в Россию даже не от своей ностальгии - от отчаяния. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь - вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей - мужа, дочь, сестру. Стихов ее не печатали. Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть.
Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом.
Потом уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак.
(Стихотворение Евтушенко «Елабужский гвоздь»)
Евгений Евтушенко
ЕЛАБУЖСКИЙ ГВОЗДЬ
Памяти М.Цветаевой
Помнишь, гераневая Елабуга,ту городскую, что вечность назаддолго курила, курила, как плакала,твой разъедающий самосад?
Бога просила молитвенно, ранено,чтобы ей дали белье постирать.Вы мне позвольте, Марина Ивановна,там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:"Пытка под старость - незнамо за что.Ходют и ходют - ну прямо замучили.Дом бы продать, да не купит никто.
Помню - была она строгая, крупная.Не подходила ей стирка белья.Не получалось у ней с самокрутками.Я их крутила. Веревку - не я".
Сирые сени. Слепые. Те самые,где оказалась пенька хороша,где напослед леденящею Камоюгубы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк.Он граненый, увесистый -для хомутов, для рыбацких снастей.Слишком здесь низко,чтоб взять и повеситься.Вот удавиться - оно попростей.
Ну а старуха, что выжила впроголодь,мне говорит, словно важный я гость:"Как мне с гвоздем-то?Все смотрят и трогают.Может, возьмете себе этот гвоздь?"
Бабушка, я вас прошу как о милости, -только не спрашивайте опять:"А отчего она самоубилась-то?Вы ведь ученый. Вам легче понять".
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.Мне бы поплакать на вашем плече.Есть лишь убийства на свете, запомните.Самоубийств не бывает вообще.
1967
(Слайд №19) (Слайд №20) (Слайд №21)
(Слайд №22)