Творческий проект Влияние законов композиции и цветовосприятия на создание изобразительного образа викингов
Творческий проект.
«Влияние законов композиции и цветовосприятия на создание изобразительного образа викингов»
Выполнила:
ученица 7 «а» класса Лысенко Дарья Вадимовна
Руководитель:
учитель ИЗО Мбоу СШ №14
Меренкова Наталья Ивановна
Содержание
Определение потребностей________________________2
Исследование (дизайн- анализ существующих
объектов).______________________________________3
2.1 Происхождение викингов_________________________3
2.2 Вклад викингов развитие морских путешествий
и развития техники мореплавания.____________________4
2.3 Композиция как универсальное средство, помогающая
передать образность и эмоциональную выразительность изображения._________________________________________7
2.4 Влияние цвета на эмоции__________________________9
Обозначение требований к объекту.__________________12
Выработка первоначальных идей их анализ
и выбор одной.___________________________________12
Планирование (план-схема).________________________13
Изготовление.____________________________________13
Оценка.__________________________________________16
Список литературы.________________________________18
Приложение______________________________________19
Определение потребностей
Всемирная история предоставила множество фактов, которые послужили интереснейшей почвой для творческого воспроизведения. Талантливые полотна художников, работавших в историческом жанре, позволяют современникам «увидеть исторические факты». Если событие в прошлом нашло отклик в душе художника, его не остановит скрупулезная работа по изучению всех особенностей и подробностей той эпохи. Это известные русские художники: Н.Н.Ге, В.И.Суриков, созданные ими художественные образы помогают взрослым и школьникам более ярко осмыслить и запомнить важные факты русской истории.
Тема древних викингов не самая распространенная в школьном учебнике. Краткая справка не дает полного представления о характере, образе жизни этих воинственных и отважных людей. В энциклопедии можно прочитать, что, совершая легендарные походы от Северной Америки до Константинополя, викинги грабили, покоряли и заселяли многие земли. Европейцы веками страшились «северных людей» (норманнов).
После падения Западной Римской империи Европа испытала немало потрясений, но едва ли не самым тяжким испытанием оказались набеги скандинавских племен. Суровые воины-мореплаватели вошли в историю под именем викингов или норманнов. На Руси их называли варягами.
Движимые жаждой захвата неведомых земель, викинги отважно пускались в дальние плавания. Плавания норманнов к берегам Исландии, Гренландии, Северной Америки и в другие страны явились выдающимися для эпохи перехода к феодализму. Период 8-11вв. в истории скандинавских народов называют «эрой викингов», отмечая исключительное значение открытий, сделанных норвежскими, датскими, и шведскими мореплавателями.
Цель данной работы: заключается в определении влияния законов композиции, и использовать особенности восприятия цвета психикой человека для передачи образности и эмоциональной выразительности в изображении характерных черт викингов.
При осуществлении цели были поставлены следующие задачи:
1) провести систематизацию и анализ литературных источников, выделить наиболее существенное, сделать вывод об основных чертах характера викингов.
2) изучить законы композиции и их влияние на раскрытие замысла художественного произведения.
3)изучить эмоциональное воздействие цвета на человека.
4) определиться с техникой исполнения и жанра задуманной композиции.
5) выполнить творческую работу с учетом законов динамической композиции, подбора необходимой цветовой гаммы.
Методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы:
1) Изучение художественной, научно-популярной и специальной литературы;
2) проведение эксперимента по выбору художественной техники исполнения.
Новизна творческого проекта заключается в попытке творчески подойти к данной исторической теме, представить и изобразить момент открытия Гренландии, используя подходящую технику.
2. Исследование (дизайн- анализ существующих объектов).
Происхождение викингов
Слово “викинг” восходит к древненорвежскому “vikingr”. Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к “вик” – фиорд, бухта. Слово “викинг” (букв. “человек из фиорда”) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны – букв. “люди с севера”); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами. Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские острова, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики – Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами.
Вклад викингов развитие морских путешествий и развития техники мореплавания.
В период перехода к феодализму (7-11век) среди европейских мореплавателей особенно отличились викинги. Суровые природные условия не позволяли им получать достаточного количества продуктов питания. И это способствовало морскому рыболовству.
К концу VIII-началу IX в. у викингов появилась и активизировала военную деятельность родовая знать. Многие мирные рыбаки превратились в пиратов.
Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских островах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси.
Дружины норманнов на больших открытых беспалубных парусных ладьях, вмещавших до 100 человек, совершали пиратские нападения на побережья
Западной Европы.
Норманны умело использовали сильные морские течения и кратчайшим путем через Северную Атлантику достигли Гренландии, где основали поселения. Колонисты поддерживали постоянные связи с Норвегией и Исландией. Тур Хейердал указывает: «Доколумбовы европейские поселенцы пять столетий жили в 200 милях от побережья Америки. Письменные источники XI – XIV веков показывают, что они не менее пяти раз ходили в Новый Свет».
В 1964 г. норвежский исследователь Хельге Ингстад представил убедительные доказательства того, что американский материк был открыт на грани X и XI вв. викингом Лейвом Эриксоном. В США принят закон, по которому ежегодно день 9 октября отмечается как день Лейва Эриксона – первооткрывателя Нового Света. Впоследствии путь в Америку был забыт. Шведы (восточные норманны), называвшиеся на Руси «варягами», по Балтийскому морю через Рижский залив и далее по Западной Двине выходили на Днепр и Волгу, проникая затем в черное и Каспийское моря. Известны также морские походы викингов в Средиземное море.
Викинги имели развитое судостроение. Подводные археологические находки позволили установить несколько различных типов морских судов – от крупных военных до небольших, предназначенных для прибрежного плавания. Ладьи викингов различались по числу пар гребных весел, крупные суда – по числу гребных скамей. 13 пар весел определяли минимальный размер боевого судна. Самые первые суда были рассчитаны на 40–80 человек каждое, а большое килевое судно 11 в. вмещало несколько сотен человек. Такие крупные боевые единицы превышали в длину 46 м.
Суда викингов двигались с помощью парусов и весел. Простой парус квадратной формы, сделанный из грубого холста, часто разрисовывался в полосы и клетки. Мачту можно было укорачивать и даже вообще снимать. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Суда управлялись рулем лопастной формы, установленным на корме с правого борта.
Несколько сохранившихся судов викингов экспонируются в музеях скандинавских стран. Одно из самых известных, обнаруженное в 1880 в Гокстаде (Норвегия), относится примерно к 900 н.э. Оно достигает в длину 23,3 м и в ширину 5,3 м. Судно имело мачту и 32 весла, на нем было 32 щита. Местами сохранились нарядные резные украшения. Навигационные возможности такого судна Кораблестроение преимущественно было военным, но строились и торговые суда. У берегов Дании в 1962 г. было обнаружено пять парусных торговых кораблей длиной по 13-20м каждое.
Два корабля норманнов хранятся в Осло. Суда длиной 76 футов имели очень прочную мачту для установки большого паруса. В конце прошлого столетия была сделана копия такого корабля. Мореплаватели, повторяя путь викингов, за 27 дней прошли от Норвегии до берегов Канады. Судно развивало скорость до 11узлов. Его корпус, скрепленный гибкими связкими из корней деревьев, выдержал сильные штормы.
Для ориентировки в море викинги использовали кристаллы. Которые обладали свойством поляризации света. Даже при значительной облачности мореплаватели могли определить по солнцу курс корабля. Упоминания о применении путеводных «солнечных камней» содержатся в сагах тринадцатого столетия.
Композиция как универсальное средство, помогающая передать образность и эмоциональную выразительность изображения.
«Утверждение, что композиция не подлежит
научно-методическому обоснованию,
тем более странно, что, как правило,
композиция произведения любого вида
изобразительного искусства, в том числе и
живописи, заранее обдумывается.
Основы изучения рисунка и живописи
тесно смыкаются с законами композиции.
А. Дейнека
Композиция в данном контексте понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.
Знакомясь с композицией как важнейшим средством художественной выразительности нужно понимать важность умения раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно тематической композицией
Основными задачами обучения композиции являются:
Последовательное освоение двух - трехмерного пространства;
Знакомство с основными законами, закономерностями, правилами, приемами композиции;
Изучение выразительных возможностей тона и цвета.
Для создания композиции необходимо овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. Необходимо знать:
А) Законы композиции:
Закон цельности;
Закон контрастов;
Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу;
Б) Правила композиции:
Передача ритма;
выделение сюжетно-композиционного центра;
симметрия, асимметрия;
расположение главного на втором пространственном плане;
В) Приемы композиции:
горизонтали и вертикали;
диагональные направления;
Г) Средства композиции:
линия;
штрих-линия;
пятно (тон, цвет)
Влияние цвета на эмоции.
Как известно, цвета обладают психологическим действием. Психология
цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково.
У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека.
Проведя анализ цветовых характеристик эмоциональных процессов, немецкий психолог и философ, основатель современной экспериментальной психологии, Вильгельм Вундт указывает на различие физических основ эмоционального действия цветов и звуков. Цвет как раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным способом для объективации эмоциональных переживаний человека.
Важным моментом является степень «закрепленности» за определенном цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может понимать эмоциональное содержание основных цветов и может их определять по эмоциональному знаку.
Психологическая характеристика некоторых цветов, если принять во внимание специальные источники (Н.М. Погосова «Игровой цветотренинг», Издательство «Речь», Санкт-петербург, 2005г.), выглядит следующим образом:
Черный цвет это таинственное и неизведанное. Он ассоциируется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.
Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизненного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В темноте рождается новая жизнь. Черный это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Черный поглощает все, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает каждому из нас вызов, предлагает освободить свою истинную сущность из мрака бессознательного.
Коричневый цвет символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, медленно, но верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчитать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителей коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу, как вечное преодоление препятствий и трудностей.
Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным и охраняемым, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие, здравый взгляд на мир и уверенность в себе.
Белый цвет включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости и божественности. Белый цвет ассоциируется с молоком, облаками, дневным светом, чистотой, совершенством и целомудренностью. У многих народов белый воспринимается как символ удачи, добра и жизни.
Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как содержит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета.
Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных. Он «ломает лед» при общении, помогает преодолевать трудности и повышает самооценку.
Серый цвет получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, умеренного, среднего. Серый цвет стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии. Он способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, рассудочность, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.
В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрессией, болезнями, усталостью, аскетизмом и склонностью к критике.
Красный цвет это энергия и сила. Красный связан с физической активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрессией. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.
Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная сила. Это цвет активный, энергичный и горячий, поэтому злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, волнения, беспокойство и головную боль.
Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии. Красный повышает работоспособность и выносливость, укрепляет волю, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей и препятствий.
Синий цвет является вторым из цветов холодного спектра. Он помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество,
веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится медленнее и глубже, чем при голубом.
Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, духовный поиск и служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли.
3.Обозначение требований к объекту.
Эту творческую композицию «Открытие Гренландии», посвященную легендарным путешествиям викингов можно применить в качестве оформления кабинета истории, для повышения заинтересованности учащихся в данном историческом факте существования и деятельности викингов, использовать в качестве наглядного пособия на уроках по данной теме. Кроме этого на уроках изобразительного искусства данный проект может служить методическим пособием при изучении основ композиции.
Выработка первоначальных идей их анализ и выбор одной.
Первоначально возникли несколько идей. Тема викингов оказалась очень интересной и увлекательной. Впечатляла их неудержимая энергия, которая толкала их новые путешествия, мужество и бесстрашие, которые помогало этим людям преодолевать все непредвиденные ситуации в пути, эти племена были также очень воинственными. Первоначально хотелось изобразить викингов во время плавания или представить их повседневную жизнь. Все эти идеи сюжетов отображают характерные черты викингов, но не являются главенствующими, так как самый главный вклад в историю викинги совершили именно как путешественники и первооткрыватели. Поэтому и решено было в качестве основной идеи данного проекта изобразить момент открытия Гренландии. Графическая композиция так и называется «Открытие Гренландии».
Планирование (план-схема).
Изучение литературы, анализ, выявление характерных черт викингов.
Замысел, выбор основной идеи. Сбор подготовительного изобразительного материала. (Одежда, вооружение, боевые корабли – см. приложение).
Анализ литературы о влиянии цвета на эмоции человека
Варианты тонально-композиционных эскизов.
Варианты цветотональных эскизов.
Сбор недостающего натурного материала. (Зарисовки с натуры фигуры человека).
Выбор необходимой художественной техники для выполнения работы. Выполнение в качестве эксперимента композиции в гуашевой технике и графической.
Материалы и методы исполнения. Упражнения: по технике исполнения.
Выполнение работы на формате в материале.
Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.
Изготовление.
Изучив и проанализировав литературу, касающуюся жизни викингов были сделаны следующие выводы: викинги это и пираты (свирепые и неукротимые в бою), и обычные моряки по возвращению из плаваний. Конечно же «северным людям» присуща воинственность, европейцы веками страшились норманнов. Их походы совершались от Северной Америки до Константинополя, они грабили, покоряли и заселяли многие земли.
Викинги были умелыми мореплавателями. Высшим техническим достижением викингов были их боевые корабли. Эти ладьи, содержавшиеся в образцовом порядке, часто с большой любовью описывались в поэзии викингов и составляли предмет их гордости. Узкий каркас такого судна был очень удобен для подхода к берегу и быстрого прохождения по рекам и озерам. Более легкие суда особенно подходили для внезапного нападения; их можно было переносить волоком из одной реки в другую, чтобы обойти пороги, водопады, плотины и укрепления. Недостаток этих судов заключался в том, что они были недостаточно приспособлены для длительных плаваний в открытом море, что компенсировалось навигационным искусством викингов. С помощью искусных приспособлений капитан мог вести корабль против ветра. Значит, викинги были очень изобретательны, а также мужественны и бесстрашны, так как море полно неожиданностей. Лишь походы и завоевания считали они делом, достойным мужчин.
В 981 году предводитель викингов Эрик Рыжий открыл Гренландию, и основанная им колония просуществовала вплоть до 15 века. Викинги пересекли Атлантический океан, достигли в своих походах берегов Америки, на несколько столетий опередив Колумба и какое-то время проживали на острове Ньюфаундленд. «Северные люди» обладали жаждой открытий, стремились к новому, неизведанному, т.е. в своей душе это были путешественники и первые европейские мореплаватели-первопроходцы.
Для выполнения задуманного проекта «Открытие Гренландии» важно было определиться с композиционным решением. Были осмыслены все основные законы композиции:
Закон цельности;
Закон типизации;
Закон контрастов;
Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу;
Очевидно, что здесь лучше использовать открытую композицию для передачи необъятного морского пространства. Тональные композиционные (см. приложение) эскизы помогли выявить наиболее удачную компоновку листа. В композиционном центре находится основная фигура викинга-первооткрывателя на фоне парусной боевой ладьи, края композиции ничто не перегораживает. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали. Были выполнены предварительные зарисовки оружия, одежды (см. приложение).
Желая придать выразительность данному проекту, были использованы контрасты (темные изображения на светлом фоне).
Изображая таких бесстрашных людей как викинги, необходимо передать скорее динамику, чем статику. Одним из правил передачи движения является использование диагональных линий. Диагональ образована с правой стороны изображением развевающегося плаща и поддерживается линией ледяного островка с левой. Передаче движения способствует также развевающиеся волосы .
Обратившись к справочной литературе по психологии цвета, для того, чтобы передать вышеперечисленные характерные черты варяг, была решено остановиться на следующих цветах:
Красный цвет, потому, что - это энергия и сила. Красный связан с физической активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрессией. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает;
Черный цвет, который ассоциируется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.
Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизненного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В темноте рождается новая жизнь.
Коричневый, который предполагает, что человек, верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчитать и лишь, затем приступить к конкретным действиям.
Белый, потому, что если человек отдает предпочтение белому цвету, значит, он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать новую жизнь; белый цвет содержит в себе энергию и мощь преобразования, а также эффективно используется для оживления любого другого цвета.
Синий цвет в смеси с серым цветом.
Серый цвет стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии. Он способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, рассудочность, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы. А синий цвет позволяет обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество. Синий и серый отождествляется с морем, можно предположить, что в море викинги испытывали покой.
Выполнение в качестве эксперимента композиции в гуашевой технике позволило увидеть, что техника гуаши не решает поставленных задач, она достаточно мягка и не так контрастна. Наличие высокой контрастности решают графические техники, использование цвета и графичности возможно объединить в технике работы акварелью в сочетании с тушью.
Мы сделали вывод, что именно графическая техника способна в полной мере отразить образ викингов.
В качестве отработки данной техники были выполнены соответствующие упражнения.
Далее работа была выполнена на ј листа ватмана и оформлена в паспарту.
Оценка.
Выполнение творческого проекта потребовала от меня мобилизации собственных усилий, позволившей мне выполнить работу достаточно тщательно. Работа над проектом меня очень увлекла, позволила приобрести в ходе работы новые знания и по композиции и по психологии цвета, отработать навыки рисования тушью, а также углубить знания по интересовавшей меня теме викингов. В ходе данного исследования у меня возник интерес к мифологии викингов, захотелось усовершенствовать художественную технику работы тушью и пером.
Список литературы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы.
«Древо познания», Всемирная история, 16.
Н.М. Погосова «Игровой цветотренинг», Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2005г.
Н.М. Сокольникова «Основы композиции», Обнинск, издательство «Титул», 1996г.
Ю. А. Гришин «История мореплавания», Москва, «Транспорт», 1972г.
Приложение
Оружие викингов
Викинг был вооружен мечом, или боевым топором, копьем, луком со стрелами, защищен щитом, шлемом, кольчугой или чешуйчатым доспехом.
Скандинавы издревле пользовались копьем. Об этом свидетельствуют многочисленные находки, датируемые началом нашей эры и ранее.
В эпоху викингов наиболее распространенным видом оружия было тяжелое копье, отличавшееся от своих собратьев из других стран. Северное копье имело древко около пяти футов длиной с длинным, до 18-ти дюймов, широким наконечником листовидной формы. Таким копьем можно было и колоть, и рубить (что викинги, собственно, с успехом и проделывали). Разумеется, весило такое копье немало, а потому метнуть его было непросто, хотя случалось и такое (если обратиться к мифам, Один сражался копьем Гунгнир, всегда возвращавшимся к хозяину после БРОСКА). Можно себе представить физическую форму человека, способного метнуть такое копье. Впрочем, существовали специальные метательные копья, аналогичные европейским дротикам. Такие копья были короче, с более узким наконечником. Форма копейного наконечника могла меняться в зависимости от предназначения. Так, например, встречаются описания копий, напоминающих европейскую алебарду (колюще-рубящее холодное оружие в виде копья на конце которого крепится топор или секира.
Следующий шаг - секира. относительно небольшой топорик на длинной (около 90 см) рукояти. Второго успешного удара секирой обычно не требовалось, а потому секира оказывала еще и моральное воздействие на противника. Не нужно было обладать богатым воображением, чтобы представить, чего от секиры можно ожидать. С другой стороны, секира хороша при нападении, в защите у нее много минусов. Даже копейщик в состоянии разоружить воина с секирой, поймав ее в месте соединения лезвия и рукояти и выдернув из рук обладателя.
Корабли викингов
Суда нередко строили из досок, уложенных рядами с перекрытием и скрепленных изогнутыми шпангоутами. Выше ватерлинии большинство боевых кораблей было ярко раскрашено. Резные головы драконов, иногда позолоченные, украшали носы судов. Такое же украшение могло быть на корме, а в некоторых случаях там красовался извивающийся хвост дракона. При плавании в водах Скандинавии эти украшения обычно снимались, чтобы не напугать добрых духов. Часто при подходе к порту по бокам судов вывешивались в ряд щиты, но в открытом море это не допускалось.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Форэскизы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Варианты цветового решения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подготовительные зарисовки
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вариант итогового решения композиции в технике гуашь.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Отработка приёмов в технике работы тушью.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Итоговая композиция в смешанной технике акварель и тушь.
15