Презентация к педагогическому семинару по теме Ситуационность компетентностно-ориентированных заданий


Тема: Ситуационность компетентностно -ориентированных заданийКобыща И.Г. – преподаватель КГБПОУ СИЭК Системность предполагает сотрудничество, создание заданий, включающих в себя межпредметные связи и разработку профессионально-ориентированных заданий с первых шагов обучения. Выявление уровня освоения включает в себя, в отличие от традиционного метода, не только выявление уровня знаний и умений, но и освоения компетенций. Активизация учебного процесса происходит за счет внедрения в процесс изучения дисциплины активных и интерактивных форм занятий. Профессионально-ориентированные задания позволяют формировать будущего специалиста, начиная с первого курса. Последние исследования этой проблемы, независимо от того обратимся к исследованиям в области среднего специального образования или высшего специального образования, выделяют три уровня профессиональной подготовки, которые можно обобщить следующим образом: адаптацию, самоорганизацию, самореализацию. Внедрение ситуативных задач, кейс-задач, лучше всего отвечают всем выше изложенным требованиям. В статье Липатниковой И. Г. и Косикова А. В. предложена классификация задач-ситуаций по следующим видам: Задачи-ситуации на прогнозирование (направлены на развитие познавательного интереса, внутренней мотивации, поиск и отбор информации, создание прогноза на решение проблемы); Задачи — ситуации на планирование (направлены на создание прогноза, плана исследования и его осуществления, куда входят поиск, обработка и осмысление информации, самоконтроль, формулировка выводов и результатов, проверка из соответствия поставленной цели); Задачи ситуации на создание проекта (направлены на прогнозирование, планирование и осуществление индивидуального проекта, поиск альтернативных путей решения проблемы, обозначение перспектив и представление результата). Если обобщить и дифференцировать с уровнями профессиональной подготовки получим схему, отражающую общую структуру профессионально-ориентированных задач. Такой подход к созданию профессионально-ориентированных заданий позволяет определить правильность выбора профессии и развить стремление к непрерывному профессиональному образованию в выбранной области. Дальнейшее структурирование задач позволяет выявить три уровня освоения общими и профессиональными компетенциями: базовый, средний и высокий. Уровни освоения прописываются в общей таблице: «Основные показатели уровней сформированности общих компетенций». Но здесь возникает вопрос: «Как замерить компетентностный уровень при решении определенной ситуационной задачи?» Использование конструктора задач Л. С. Илюшина позволяет при формулировании задачи составить вопросы, отражающие определенный уровень освоения компетенций. Пример компетентностно-ориентированной задачи для МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации Практическая работа «Документальное оформление поступления и расходования материалов и их отражение в программе «1С: Бухгалтерия». Студентам необходимо выполнить следующее задание: Оформить первичными документами поступление и отпуск материалов со склада с использованием бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия». Оцениваются компетенции:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развитияОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документыПрофессиональная ориентация заключается в использовании понятий и требований документальногооформления хозяйственных операций для решения практических задач. Оценивание уровня освоения ОК 2:Базовый уровень ОК 2: ОЗНАКОМЛЕНИЕ: составьте список первичных документов, которые необходимо заполнить при оформлении операций движения материалов,;           ПОНИМАНИЕ: обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для заполнения этих документов; ПРИМЕНЕНИЕ: выполните действия по заполнению документов по схеме.        Средний уровень ОК 2:       ПРИМЕНЕНИЕ: Определите и выберите справочники,  необходимые для автоматизированного оформления документовАНАЛИЗ: Выявите схему, лежащую в основе оформления первичных документов с использованием программного обеспечения 1С: Бухгалтерия; Высокий уровень ОК 2:           СИНТЕЗ: Заполните необходимые справочники, примените возможный вариант документального оформления движения материалов с их использованием;        ОЦЕНКА: Выявите разницу между документами, оформленными с использованием заполненных предварительно справочников и без них. Оценивание уровня освоения ПК 1.1:Базовый уровень ПК 1.1: Заполнение документов по схеме;Средний уровень ПК 1.1: Заполнение документов с использованием заполненных ранее справочников;Высокий уровень ПК 1.1: Подбор и заполнение необходимых для решения задачи справочников, оформление документов. Приведенная задача является ситуативной на планирование и прогнозирование с элементами проектирования. Диагностика уровня освоения компетенций в форме тестирования осуществляется при решении тестов, разработанных на основе знаний, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Осуществляется выборка междисциплинарных понятий, терминов и терминологических сочетаний, заложенных во ФГОС к определенным видам профессиональной деятельности, которые интегрируются с требованиями к знаниям и умениям изучаемой дисциплины или МДК (ФГОС).