Комплекс компетентностно-ориентированных тестовых заданий для учащихся за курс истории Древнего мира


Л. П. Ситникова, учитель истории и обществознания МБОУ СШ №12»Нижневартовска
Комплекс компетентностно-ориентированных тестовых заданий для учащихся за курс истории Древнего мира (5 класс)
1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.
Инструкция по выполнению задания: выберите верный ответ.
1) задание в форме вопроса.
Что считается главным отличием древнейших людей от животных?
1) умение охотиться
2) умение передвигаться на большие расстояния
3) умение изготавливать орудия труда
Правильный ответ: 3.
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов. 
2) задание в форме повествования:
Наукой о времени является
1) археология
2) хронология
3) этнография
Правильный ответ: 2.
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов. 
2. Задания с множественным выбором правильных ответов из фиксированного набора вариантов.
Инструкция по выполнению задания: выберите верные утверждения. Отметьте цифры под которыми они указаны
Государство имеет следующие признаки
1) развитие ремесла
2) единые законы
3) граница
4) армия
5) совместный труд
Правильный ответ: 2; 3,4.
Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный выбор.
3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.
Инструкция по выполнению задания: выберите наиболее правильный ответ.
На период олимпийских игр в Греции:
1) объявлялся мир
2) все воюющие между собой полисы немедленно прекращали войну
3) ничего не менялось в жизни греческих полисов
Правильный ответ: 1.
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов.
4. Задание с альтернативным ответом.
Инструкция по выполнению задания: выбрать верное утверждение.
Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в столбике «Верно», если не согласны – в столбике «Неверно».

п/пУтверждение Верно Неверно
1 Амон-бог Солнца 2 Нут-богиня-защитница жен и матерей 3 Бастет—богиня Неба 4 Гор—покровитель земных фараонов 5 Исида-покровительница женщин и их красоты 6 Маат- богиня правды 7 Осирис-покровитель –земных фараонов Модельный ответ:

п/пУтверждение Верно Неверно
1 Амон-бог Солнца + 2 Нут-богиня-защитница жен и матерей +
3 Бастет—богиня Неба +
4 Гор—покровитель земных фараонов + 5 Исида-покровительница женщин и их красоты +
6 Маат- богиня правды + 7 Осирис-покровитель –судья в царстве мертвых + Верные утверждения:1,4,6,7. неверные: 2,3,5
Критерии оценки: за все правильные ответы – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.
5. Задания на установление соответствия.
Инструкция по выполнению задания: установите соответствие между понятиемв левом столбце и значением,которое египтяне для них определяли. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Формула Используется для вычисления
А) медицинская школа 1) «Дом вечности»
Б) гробница 2) «Жилище богов»
В) храм 3) «Дом жизни»
Ответ: А – 3; Б – 1; В – 2;
Критерии оценки: 3 балла – если все верно, 2 балла – если допущена одна ошибка, 1 балл – если допущены две ошибки и 0 баллов – если 3 ошибки.
6. Задания на установление правильной последовательности.
Инструкция по выполнению задания: установите правильную последовательность, расставив цифры.
Расположите в хронологической последовательности ступени обучения юных греков в образовательных учреждениях Древней Греции. Запишите цифры, которыми обозначены эти образовательные учреждения.
1. Гимнасия.
2. Школа.
3. Палестра
Правильный ответ: 231
Критерии оценки: если все верно – 3 балла, ошибка в конце задания снижает оценку на 1 балл, в середине – на 2 балла, если в начале, то 0 баллов.
7. Задание на сортировку (ранжирование).
Инструкция по выполнению задания: установите правильную последовательность, расставив цифры.
Расположите перечисленные достижения древних народов в порядке их появления. Появившуюся последовательность цифр запишите в таблицу
Варианты ответов:
1) пирамида Хеопса
2) храм бога Яхве в Иерусалиме
3) Библиотека Ашшурбанапала в Ниневии
4) законы Хаммурапи
Правильный ответ: 1, 4, 2, 3
Критерии оценки: если все верно – 4 балла, ошибка в конце задания снижает на 1 балл, в середине – на 2 балла, если в начале, то 0 баллов.
8. Задание на исключение лишнего.
Инструкция по выполнению задания: выберите верный ответ
Какие из перечисленных ниже материалов использовались для письма в эллинистическое время? Ответ запишите буквами.
А) лён
Б) сырая глина
В) папирус
Г) дощечка, натёртая воском
Д) пергамент
Правильный ответ: В,Г,Д
Критерии оценки: за каждый правильный ответ 1балл, за неправильный 0 баллов. 
9. Задание на завершение предложения.
Инструкция по выполнению задания: продолжить определение
Храм – это:
1) специальное здание для богослужения
2) архитектурное сооружение для зрелищ
3) жилище богов
Правильный ответ: 1
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов. 
10. Задание на дополнение.
Инструкция по выполнению задания: заполните пропуски в тексте. Вставьте слова: хорошим, плохим.
Солон своими реформами решил главную проблему: уничтожил долговое рабство. Но парадокс: он стал….для богатых и не стал….для бедных
Правильный ответ: плохим, хорошим
Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, неправильный 0 баллов.
11. Задание с неструктурированным ответом.
Инструкция по выполнению задания: расположите в правильной последовательности порядок рассмотрения предложений о новом законе от граждан Афин.
Правильный ответ: подача предложения на Народном собрании; рассмотрение на Совете пятисот; обсуждение и голосование на Народном собрании.
Критерии оценки: если все правильно, то 1 балл, если нет, то 0 баллов.
12. Задание с лишними данными.
Инструкция по выполнению задания: решив задачу, укажите лишние данные.
Какие составляющие помогут выразить систему управления в Спарте?
Модельный ответ при решении задачи:
Записана правильная формула Совет старейшин, ареопаг, цари, Народное собрание
Записан достоверный ответ Совет старейшин, цари, Народное собрание (ничего не решало)
Определены лишние данные для решения задачи ареопаг
Модельный ответ при решении задачи на уровень оценки «3»:
1. Записана правильная формула Совет старейшин, цари, Народное собрание 1 балл
2. Записан достоверный ответ Совет старейшин, цари, Народное собрание (ничего не решало) 1 балл
3. Определены лишние данные для решения задачи ареопаг 1 балл
Критерии оценки:
Правильно выполнены все пункты – 3 балла,
Правильно выполнены два пункта – 2 балла,
Правильно выполнен один пункт – 1 балл,
Все пункты не выполнены – 0 баллов.
13. Задание с кратким ответом.
Инструкция по выполнению задания: запишите в бланк ответ.
Белый боб- избран, чёрный боб- не избран. О каком способе получения должности в Афинах идет речь?
Правильный ответ: жеребьёвка.
Критерии оценки: 2 балла – если правильный ответ, 0 баллов – нет правильного ответа.
14. Вопросы с противоречивыми данными.
Инструкция по выполнению задания: укажите правильный ответ.
В каких из ситуаций речь идет о проявлении демократии в Афинах?
А) Народное собрание выбирало стратегов
Б) Народное собрание подачей черных или белых камешков объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы
В) Народное собрание имело право осудить за неверие в бога
1. А; 2. Б В; 3. В.
Правильный ответ: 3
Критерии оценки: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
15. Задания с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания).
Инструкция по выполнению задания: каких данных не хватает для решения задачи? Выберите правильный ответ.
Возможен ли рассказ-описание города Александрии, созданного Александром Македонским
1.Да, конечно, если есть достоверные источники информации об этом городе
2.Нет, не возможен, так как не указано конкретное географическое место расположения города
Правильный ответ: 2.
Критерии оценки: 2 балла за правильный ответ, 0 баллов за неправильный. 16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа.
Инструкция. Выберите один наиболее правильный ответ с учетом названных условий из трех предложенных.
Проанализируйте причины, по которым Солон, заложивший основы демократии, покинул Афины под предлогом уехать по торговым делам
1) В результате его реформ были отменены законы Драконта
2) В результате его реформ судьей мог стать любой гражданин независимо от бедности или богатства
3) В результате его реформы по отмене долгового рабства, богачи остались без даровых рабочих рук.
4) Бедняки после отмены долгового рабства получили свободу, но без земли
Варианты ответов:
1) отмена законов Драконта обозлила богачей
2) отмена долгового рабства лишила богатых даровых рук
3) беднякам открыли доступ к должности судей, сравняв с богатыми
4) кому нужна свобода от долгов, но без земли
Ответ: реформами Солона были недовольны не только богатые,но и бедные, поэтому он покинул родину
Критерии оценивания задания: выбран ответ неправильно – 0 баллов; выбран верно ответ, но нет объяснения – 1 балл; выбран ответ верно и есть объяснение – 2 балла.
17. Расчетные задания на вычисление ответа.
Инструкция. Решите задачу и запишите ответ.
Решите задачу:
Александр Македонский умер в Вавилоне ровно через 4 века и 30 лет после основания Рима, который был заложен в 753 году до н.э. В каком году оборвались планы великого полководца?
Запишите ответ:

Решение задачи: 753год до н.э -430= 323год до н.э
Ответ: в 323году до н.э оборвались планы великого полководца.
Критерии оценивания задания: если ответ правильный – 2 балла, если нет – 0 баллов.
18. Комбинированные задания.
Инструкция. Выберите один правильный вариант ответа или запишите свой ответ. Источник информации: документ с. 210 учебника.
В каких предложениях документа отражено
желание египетского царя Птолемея иметь в своей библиотеке труды афинских ученых?
Причина и следствие запрета вывозить папирус из Египта
Варианты ответов:
1)
А) 1,2,3
Б) 1,3,4
В) 1,2,3,4
Г) 2,3,4
2)
А)5,6
В).6,7
В)7,8
Правильный ответ: 1)Б.2)ВКритерии оценивания задания: за каждый правильный ответ – 1 балл, если нет – 0 баллов.
19. Мини-кейс с вариантами ответа.
Инструкция. Изучите кейс и выберите правильные, на ваш взгляд, варианты ответов.
1) рисунок. Народное собрание в Афинах. Со ступенек сходит оратор, только что закончивший речь. В это время стражник прогоняет с собрание мужчину. Какие два основания есть у стражника это сделать:
Варианты ответа:
1) громко выкрикивал
2) знает, что его мать македонянка3) не голосовал со всеми
4) ему 19 лет
5) критиковал стратегов
Правильный ответ: 2,4
2)«Сокол - вот что стало причиной успеха их армии при штурме крепости».
Необходимо опровергнуть или принять вероятность данного утверждения.
1.Принять: речь идет о птице, которая использовалась для передачи почтовых сообщений и таким образом, благодаря вовремя полученной информации, была одержана победа. Для этого нужно найти информацию ,подтверждающую использование соколов в качестве почтовых птиц.
2.Отвергнуть, найти другое объяснение слову сокол
Для этого выясни смысл выражения «Гол как сокол»

Правильный ответ: Фразеологизм "Гол как сокол" используют в речи, говоря об очень бедном человеке. Но почему же упоминают сокола? Речь здесь идет вовсе не о пернатом. В старину соколом называли стенобитное орудие, которое представляло собой гладкий (голый) ствол дерева с металлическим наконечником, закрепленный на цепях. Отсюда и пошло это выражение.
Правильный вариант – 2.
Критерии оценивания задания: если ответ правильный – 1 балл, если нет – 0 баллов.
20. Мини-кейс без вариантов ответа.
А сможешь ли ты стать хорошим разведчиком?
Инструкция. Какие действия нужно предпринять, чтобы извлечь необходимую информацию из полученного «донесения». Укажи последовательность действий в предложенной вам ситуации.
Источники информации:§18, §19 истории Древнего мира.

Действия по расшифровке послания
1 Прочитать:§18, §19 истории Древнего мира.
2 Вычленить группы элементов в послании.
3 Проанализировать содержание каждой группы
4 Сделать обобщающий вывод по содержанию послания
Модельный ответ:
Действия по постройке расшифровке послания
1 Выделены три группы элементов в послании
2 В первой группе выделено имя Кир и названия стран Иран, Мидия. Из чего следует вывод, что речь идет, Мидию о восстании под предводительством Кира против мидийского царя.
3 Во второй группе речь идёт о завоеваниях Киром указанных государств и росте могущества созданного им царства
4 В третьей группе речь идет о реформах самого могущественного царя персов Дария I.
5 Послание отражает историю создания персидской державы «царя царей»
Критерии оценивания задания:
1.За вычленение групп элементов в послании 3 балла; за правильное описание событий отраженных в каждой группе послания 3 балла, за обобщение и правильный вывод по содержанию послания -1 балл. Итого 7 баллов.
2. За описание событий в целом без вычленения групп элементов и вывод -4 балла.
3.За вывод на основе увиденного без вычленения групп и описания событий в каждой группе-2 балла
21. Задание со свободно конструируемым ответом.
Инструкция. Домашнее задание. Заполните контурную карту «Древний Египет».
Укажите реки, протекающие через Египет
Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте
Укажите моря, ближайшие к Египту
Обозначьте значком район пирамид
Время выполнения – 30 минут.
Исходные условия: вечер, контурные карты не куплены, магазин закрыт. Невыполненное задание испортит отметку за четверть.
Предложить варианты решения проблемы, не выходя из дома.
Модельный ответ:
Варианты решения домашнего задания
Критерии оценивания ответа на задание Баллы
1.Все задания по карте выполнены на картоне с использованием цветного пластилина с опорой на карту учебника 5баллов
2. Все задания по карте выполнены на картоне с использованием цветного песка и клея с опорой на карту учебника 5 баллов
3. Задания выполнены на отсканированном и присланном по электронной почте другом соответствующем листе контурной карты 4балла
4. Задания выполнены на соответствующем листе контурной карты , созданной с помощью кальки с карты учебника 3 балла
5.Звонок учителю с извинениями и обещанием принести работу через день 0 баллов
22. Творческие задания.
Инструкция. Сравните систему воспитания и обучения в Афинах и Спарте, заполните предложенную таблицу и на ее основе сделайте вывод: где вы предпочли бы учиться?
Источники:§31,§38
Время выполнения – 20 минут.
Бланк ответа:
Что сравниваем? Афинское воспитание и обучение Спартанское воспитание и обучение
Кому принадлежал ребенок Кто принимал решение о выборе формы и места обучения Забота о жизни и здоровье Программа образования и воспитания Чему учили? Воспитание через восприятие прекрасногоГлавная идея образования Мой вывод: Я предпочла бы афинскую систему воспитания и обучения потому что ___________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________.
Инструмент проверки: Модельный ответ:
Что сравниваем? Афинское воспитание и обучение Спартанское воспитание и обучение
Кому принадлежал ребенок родителям государству
Кто принимал решение о выборе формы и места обучения родители государство
Забота о жизни и здоровье Вопрос о жизни новорожденного во власти бога Вопрос о жизни новорожденного решал совет старейшин
Программа образования и воспитания Многоступенчатая система: школа, палестра, гимнасии. Гимнастика для тренировки физической силы, ловкости
Чему учили? Читать, писать, считать, рисовать, прививали любовь к литературе, музыке, красноречию Говорить кратко, красть где и что можно, не попадаться.
Хорошо драться
Воспитание через восприятие прекрасногоПо городу скульптуры атлетов, театры, бассейны, Ничего не строили, статуй не ставили
Главная идея образования Невежда -самое дикое из существ на свете Стойко переносить лишения
Мой вывод: Я предпочла бы афинскую систему воспитания и образования: она формировала человека всесторонне развитого
Критерии оценивания задания: выделены причины (за каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 причин) – 0–5 баллов; сделан правильный вывод – от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня приводимых аргументов (2 балла – суждения и аргументы раскрываются с опорой на заполненную таблицу; 1 балл – суждения и аргументы частично раскрывают причину поражения русских воинов; 0 баллов – отсутствие вывода). Максимально – 7 баллов.
Шкала перевода баллов в оценку
Количественнаяхарактеристика в % Количественнаяхарактеристикав итоговой суммебаллов за тест Уровень овладениякомпетенциями Итоговый баллза тест
85–100 % правильно выполненных ТЗ От 54 до 46 баллов соответствует «высокому» уровню овладения компетенциями «5»
70–84 % правильно выполненных ТЗ От 45 до 38 баллов соответствует «продвинутому» уровню овладения компетенциями «4»
50–69 % правильно выполненных ТЗ От 37 до 27 баллов соответствует «базовому» уровню овладения компетенциями «3»
менее 50 % правильно выполненных ТЗ От 26 баллов соответствует «низкому» уровню овладения компетенциями «2»