Потребность развития творческих способностей у одарённых детей
МАОУ «СОШ №127 с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Перми
Тезисы к семинару «Эврика – Пермь»
Тема: «Потребность развития творческих способностей у одарённых детей»
Учитель: Репина
Екатерина Николаевна
Пермь 2014 г.
«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития»
В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Даже поверхностный взгляд на историю развития цивилизаций доказывает, насколько важны для поступательного движения общества идеи. Итак, одаренность - это явление не только педагогическое, психологическое, но также и социальное, поскольку речь идет о достижениях в социально-значимых сферах деятельности человека. Это помогает обществу изменяться, двигаться, а значит жить.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
В человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого общего основания, именуемого одаренностью, или иначе – интеллектуально-творческим потенциалом. Если частные способности формируются преимущественно в том виде деятельности, на который они ориентированы, то такая интегративная характеристика как интеллектуально - творческий потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой.
Среди них не случайно особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство - всегда творчество. Именно поэтому, занимаясь художественно – практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, мы решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваем интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем:
во-первых, что такое одаренность, или интеллектуально - творческий потенциал личности, как психическое явление;
во-вторых, каковы основные характеристики критериев интеллектуально–творческого потенциала и методики выявления;
в-третьих, как проявляется и формируется в художественной деятельности ребенка это интегративное личностное свойство.
Речь идет об осуществлении комплексного подхода в организации работы с одаренными детьми, базирующегося на возможностях, как основного, так и дополнительного образования. Такой подход является, безусловно, личностно–ориентированным, развивающим, он также способствует формированию системы непрерывного образования, укрепляя связь между школой и другими учебными заведениями.
Важную роль в определении одаренности играет диагностика. Ее главная цель – выявить одаренных детей для того, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия их способностей и талантов. Это сложный процесс, включающий в себя разные сведения о ребенке и его семье. В мире нет ни одного метода, теста или признака, который позволил бы с абсолютной надежностью выявить одаренных детей. Но диагностика позволяет решать определенные задачи:
- отбор одаренных учащихся для специального обучения;
- прослеживание развития одаренных детей в разных условиях;
- профориентация.
Чтобы включить в творческий процесс одаренного ученика, необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути разрешения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведет к развитию творческого мышления. Также в условиях динамично развивающегося современного общества немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Эта цель реализуется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс новых технологий и методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учащихся.
Исходя из вышеизложенного делаем вывод, что главное в работе с одаренными детьми не развитие общеучебных навыков, а развитие творческих способностей учащихся.
Одаренность проявляется в творчестве.