Групповая работа на уроке по теме: «Проблемы периодизации русской литературы XX века»
Групповая работа
на уроке по теме:
«Проблемы периодизации русской литературы XX века»
Работа над заданиями структурной карты урока.
Изучить теоретический материал «Русский модернизм (1910-1917)».
Законспектировать:
- 1-2 группы – программа символистов
- 3-4 группы – программа акмеистов
- 5-6 группы – программа футуристов
3) Выполнить практическое задание № 1, выбрав стихотворение в соответствии с изученным группой течением.
Работа над заданиями по видеолекции.
1-6 группы – составить вопросы по видеолекции по следующей структуре:
Кто (кого, кому, кем ) _________________________________?
Что (чего, чем, о чём) _________________________________?
Где (куда, откуда) ______________________________________?
Когда (как долго, с (до) каких пор) ________________________?
Зачем _________________________________________________?
Почему ________________________________________________?
Предложить данные вопросы другим группам.
1-6 группы – 1) оценить правильность, точность, полноту ответов на предложенные группами вопросы;
2) оценить качество вопросов, составленных группами;
3) прокомментировать поурочный балл групп и отдельных учащихся, используя буклет «Критериальное оценивание деятельности обучающихся».
3. Работа над заданиями структурной карты урока.
1,2 группы – анализ сюжета стихотворения Ф. Сологуба.
3,4 группы - анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения Ф. Сологуба.
5,6 группы – анализ организации пространства и времени, строфики и системы рифмовки стихотворения Ф. Сологуба.
При анализе используйте следующие справочные материалы.
Композиция лирического произведения. Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Средства художественной выразительности.
Тропы.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - сравнение; - эпитет - художественное определение.
Стилистические фигуры.Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.