Структура индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)


Структура ИОМСтруктура индивидуального образовательного маршрута максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива (или группы учителей и специалистов, реализующих инклюзивную практику в школе), которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.
В состав документа, разрабатываемого специалистами ПМПк, включая учителей, включаются следующие разделы.
1.Общие сведения о ребенке и семье, рекомендации ПМПК, учителей, специалисты сопровождения, цели на период, режим пребывания ребенка в ОУ.
2. Задачи коррекционно-педагогической деятельности
3. Создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.
4. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; междисциплинарное взаимодействие.
В соответствии с концепцией новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, задачей школы на данной ступени становится формирование у всех обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Это важнейшее из условий для освоения любым ребенком образовательной программы. В связи с этим важным направлением работы специалистов психолого-педагогического сопровождения становится помощь учителю в формировании соответствующего возможностям ребенка с нарушениями физического и (или) психического здоровья уровня развития универсальных учебных действий. Формулируя задачи на конкретный период, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог и другие специалисты определяют, какие именно из универсальных учебных действий необходимо сформировать у ребенка в первую очередь для освоения им образовательной программы.
5. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений.
1. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности.
2. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений – в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальными особенностями усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т.д.
3. Для формулировки задач в освоении образовательной программы по тому или иному предмету можно опираться на знание Планируемых результатов начального общего образования, характеристик деятельности ученика при изучении того или иного предмета (как предлагается в календарно-тематическом планировании Примерных программ по учебным предметам). При этом критерии достижений будут представлены в форме описания тех или иных компетенций – ребенок умеет… (например, задача может звучать так: научить читать слоги с гласными буквами…; научить соотносить звук и соответствующую ему букву; в таком случае критериями достижений будут – правильно читает слоги с гласными …. в восьми из десяти предложенных вариантов; умеет правильно соотносить звук и соответствующую ему букву и т.п.). При описании критериев достижений, учителю важно понимать, как он сможет увидеть, что ребенок действительно чему-то научился. Каждый педагог определяет, что является самым явным показателем сформированности у ребенка того или иного умения – это может быть частотность правильных ответов, высокий темп и правильность при выполнении заданий на заданную тему, степень самостоятельности ребенка при выполнении тех или иных заданий, возможность творческого применения имеющихся знаний и умений, перенос имеющихся знаний, умений, алгоритмов деятельности на новый материал и т.д.
6. Формирование социальной компетентности: направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.
На определенный период выбирается не более двух приоритетных на данном этапе направлений, для постановки задач каждое направление разделяется на более мелкие составляющие. Например, по направлению «Формирование адекватного поведения в учебной ситуации» можно выделить следующие задачи: научить ребенка поднимать руку перед ответом, научить ждать и слушать, как отвечает одноклассник, научить готовиться к уроку в соответствии с расписанием, соблюдать порядок на парте, при выходе к доске выполнять задание учителя и возвращаться на свое место и т.д. При этом важно, чтобы все взрослые (включая тьютора, родителей, всего персонала школы) придерживались одинаковых требований к поведению ребенка.
В заключение данного раздела следует сказать – разработка и реализация индивидуального образовательного плана для ребенка с ОВЗ – лишь одна из организационных технологий, способствующих наиболее эффективной работе педагогов в процессе внедрения инклюзивной практики. Опыт специалистов зарубежных стран – Великобритании, США, Канады, Норвегии, Финляндии – показывает, что чем четче организована деятельность любого специалиста, чем яснее он понимает стоящие перед ним задачи и видит критерии их достижения, тем меньше энергетических, эмоциональных, временных затрат требуется для осуществления профессиональной деятельности, тем больше и времени и сил каждый педагог может потратить на творчество, профессиональное и личностное развитие.
Таким образом, специалисты ПМПК в ходе консультирования могут раскрывать не только вопросы обучения и воспитания детей с теми или иными нарушениями. Актуально в настоящий момент помочь педагогическому коллективу школы грамотно организовать процесс включения того или иного ребенка и его семьи в образовательную среду, предотвратить конфликтные ситуации, снабдить педагогов и специалистов школы информацией об имеющихся эффективных технологиях обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.