Лекция по философии Человек — как проблема философии
Тема: «Человек – как проблема и загадка философии»
Цель:
показать сущность человека
научить соотносится к объективной реальности бытия человека и его существования как существа.
развивать восприятие информации, мышление, логику, анализ построения процессов мышления и умение высказываться.
Форма занятия: интегрированный урок с элементами эвристики, беседы и изучением теоретического материала.
Оборудование: музыкальное сопровождение (музыкальный центр).
Ход занятия:
вводное слово
эвристическая беседа
работа студентов с опережающим заданием
теоретический раздел
запись в тетрадь
д/з «Мое понимание любви, счастья и смысла жизни»
1. вводное слово
Тема нашей беседы – это мы с вами, это человек.
Прежде чем мы приступим к изучению нашей темы и проблемы, давайте вспомним, что представляет собой философия как предмет и наука. Совершим небольшой «мозговой штурм» нашего сознания, нашего разума. Заставим сверкать наши мысли, как остро заточенный клинок.
2. эвристическая беседа «мозговой штурм»
- когда возникла философия и что означает ее предмет?
- какова суть основного вопроса философии?
- какие проблемы ставятся перед ней?
- можно ли считать философию наукой?
- какие методы познания использует философия?
- что такое категория бытия и каковы ее виды?
- что такое категория материи, ее виды и состояния?
- выделите свойства материи.
3. релаксация – мантра-медитация
4. вернемся к домашнему заданию «Мое понимание человека». Каковы оказались ваши рассуждения о нас, людях (вопросы формулируются по рассуждениям студентов, но сводятся к сознанию).
5. многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в размышлениях. Груз постоянного раздумья зачастую кажется непереносимым. Но ему присуще и иное состояние души. Он продвигается к истине, открывает тайны реальности, наслаждается процессом мышления.
Человека, ничего не знающего о философии, нельзя за это назвать недалеким или глупцом. Но смешон тот, кто желает занять у философии ума (Аристотель).
Где ума нет, там его никакой наукой и искусством не добавишь, и философией тогда заниматься не только бесполезно, но и даже вредно.
Можно прожить без многого, но нет людей, которые хотя бы в какой-то мере не обращались к философии.
Человек пытается убежать от нее, но она ему мстит и настигает беглеца другой стороной, своей объективностью жизни и он уже в ее объятиях, и он это осознает. Непостижим мир нашей психики, нашего сознания, наших природных корней.
(экскурсия в природные корни, строение нервной системы, мозга и отношение к сознательности человека)
Бытие, все его категории,
Жизнь и смерть, и сладость и боль,
Радость, точно также как горе, я
Впитываю, как море – соль.
Но, что такое человек? Каков он на самом деле? Чего он хочет? К чему стремится? Почему желает чего-то, а не другого? Очень трудно дать ответы на подобные вопросы.
Еще Гете говорил такие слова:
Я людям руки распростер.
Я грудь печалям их открою.
И радостям – всему, всему,
И все их бремя роковое,
Все беды на себя возьму.
Наша главнейшая цель и задача – это понять сущность человека и его природу. Лишить себя никому ненужных иллюзий. Возможно то, что я буду говорить, вам не понравится, но я устал молчать, тем более то, что все это правда, а правды всегда жестока.
Эта лекция совсем для немногих. Возможно, ни одного еще нет на свете. Мой день – послезавтрашний; а некоторые люди рождаются на свет «посмертно».
Условия, при которых меня можно понимать, а тогда уж понимать с неизбежностью, мне они известны досконально, доподлинно. Необходима в делах духа честность и неподкупность, и необходимо закалится в них, иначе не выдержать суровый накал моей страсти. Нужно свыкнуться с жизнью на вершинах гор, чтобы глубоко под тобой разносилась жалкая болтовня о политике и эгоизме. Нужно сделаться равнодушным и не задаваться вопросом о том, есть ли польза от истины, не окажется ли она роковой для тебя. Нужно, как то свойственно сильному, отдавать предпочтение вопросам, которые в наши дни никто не осмеливается ставить; необходимо мужество, чтобы вступать в области запретного; необходима предопределенность, чтобы существовать в лабиринте. И семикратный опыт одиночества, и новые уши для новой музыки, и новые глаза, чтобы разглядеть отдаленное. Новая совесть, чтобы расслышать истины. И готовность вести свое дело в монументальном стиле, держать в узде энергию вдохновения. Почитать себя самого, быть безусловно свободным в отношении себя самого.
Взглянем в лицо самим себе. Мы – гиперборейцы, мы хорошо знаем как далеко мы живем. По ту сторону Севера, льда, смерти – там живем, там наше счастье. Мы открыли счастье, мы ведаем путь, мы вышли из лабиринта тысячелетий. Мы жаждем молний и подвигов. В воздухе пахнет грозой, природа – а это мы сами, покрывается тьмой, ибо теряем свой путь, путь человека. И есть наша формула счастья: Да, Нет, прямая линия, цель.
Вот кто мои слушатели, слушатели настоящие, слушатели согласно предопределению: а что проку от остальных? Остальные – это всего лишь человечество.
Не подари мне легкой доли,
В дороге друга, сна в ночи,
Сожги мозолями ладони,
К утратам сердца приучи.
Доколе длится время злое,
Да буду хвор и неимущ.
Дай задохнутся в диком зное,
Веселой замятью замучь
И отдели меня от подлых,
И дай мне горечи в любви,
И в час назначенный на подвиг,
Прощенного благослови.
Изо дня в день нас несет время безотказной жизни, но наступает момент, когда приходится взваливать ее груз на собственные плечи. Мы посерели. Каждый день одно и тоже. Утро, завтрак, троллейбус, учеба или работа, троллейбус, ужин, сон. И так каждый день. Где же ты яркая, многогранная, красочная жизнь, откликнись. Мы живем будущим: «завтра», «позже», «когда у тебя будет положение, «с возрастом ты поймешь». Восхитительная эта непоследовательность – ведь в конце концов наступит смерть. Приходит день, и человек замечает, что ему 30 лет. Тем самым он заявляет о своей молодости. Он полон сил, вдохновения. Это цветущий возраст.
Но одновременно он соотносит себя со временем, занимает в нем место, находится в определенной точке графика. Он принадлежит времени и с ужасом осознает, что время его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься. Этот бунт плоти и есть абсурд.
Стоит спуститься на ступеньку ниже, и мы попадаем в чуждый, враждебный мир природы, которая нас отвергает. Она удаляется от нас подобно тому, как за обычным женским лицом мы неожиданно открываем незнакомку, которую любили месяцы, годы, десятилетия, возможно наступает пора, когда мы станем стремиться к тому, что неожиданно делает нас одинокими. Но время еще не пришло, и пока у нас есть только эта чуждость мира – этот абсурд.
Люди – это источник нечеловеческого. Их лишенная смысла пантомима явственна во всей своей глупости. Человек говорит за стеклянной перегородкой по телефону; его не слышно, но видна бессмысленность его мимики. Возникает вопрос: зачем он живет? Отвращение, вызванное бесчеловечностью самого человека, пропасть, в которую падаем, взглянув на самих себя и эта тошнота – тоже абсурд.
Точно также нас тревожит знакомый незнакомец, отразившийся на мгновение в зеркале или обнаруженный на нашей собственной фотографии – это тоже абсурд.
Наша жизнь, наше бытие должно быть насыщено, универсально и уникально. Но, есть предел не позволяющий понять формулу возвышенного, то что тогда? Конец? Нет, и еще раз нет! Надо и просто необходимо устремиться к этому пределу, сделать подвиг самоопределения. Еще Ницше говорил: «У тебя нет мужества сжечь самого себя и погибнуть, и поэтому ты никогда не узнаешь ничего нового. А у меня – то, что сегодня, крылья, краска, одежда, сила, завтра будет пепел».
Так кто же мы? Конкретного определения в науке нет. Есть такие понятия как – «разумное существо», «биологический вид, обладающий высшей формой сознания - разумом», «мыслящий тростник», «политическое животное».
Еще Сократ призывал к познанию самого себя: «Познай самого себя, и ты познаешь мир. Мир человеческий».
Да, познать и осознать самих себя.
И под натурой нашей звероликой,
Всепониманье возвышает нас.
Да, познать самих себя. (прогулка Сократа и Федра по окрестностям Афин)
Думать о человеке философы стали думать очень давно и было блестяще показано, что разум, воля, чувства человека растаскивают его в разные стороны, точно демоны. (трагедия Софокла «Царь Эдип»).
Запись в тетрадь:
Человек обладает спецификой и целостностью. Для определения специфики пользуются следующими понятиями:
человеческая природа, т.е. биологическая совокупность его свойств (едим, спим, страх, самосохранение),
сущность человека, т.е. его социальное качество, которое формируется обществом.
Человек обладает телесностью
18-й Всемирный конгресс, Эвандро Агаци: «Можно ли считать, что человек – это тело?». Да конечно, какие могут быть сомнения. Ведь я, это и есть мое тело.
Дано мне тело – что делать с ним,
Таким единым и таким моим?
Но тело человека – это его судьба. И оно воспринимается в разном возрасте по-разному.
Тело ребенка.
Цветущий возраст.
Старость.
Отношение к телесности в разные времена в истории было разным.
Античность (Фрина, Аргесилай)
Средневековье.
Возрождение.
Современный период.
Но надо учитывать, что индивид появляется на свет с полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необходимо удовлетворить и кроме этого должна быть гармония внешней биологической оболочки и разума человека (красивый, но пустой; некрасивый, но с богатым внутренним миром).
Человек таков, каким его делает внешний мир и общество (антропологические черты человека, воспитание, интернат).
Он обладает инстинктуальной программой, где ярко выражены два инстинкта:
продолжение рода,
самосохранение.
Кроме этого он то существо, которое испытывает страх как обыкновенное состояние души и это ему нравится (культ страха).
В человеке много разрушительных импульсов и тяга к тотальному уничтожению. Это единственное существо, которое уничтожает себе подобных (волки, олени).
Только люди способны стрелять в тех, кто поднял белый флаг, руки, стрелять в спину, бить ногами лежачего
Ницше: «Пусть гибнут слабые и уродливые. Вот первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть».
Гитлер: «Мы обязаны истребить народы, так же точно, как обязаны систематически заботиться о немецком населении. Следует разработать технику истребления народов (6 млн. поляков, 6 млн. евреев, план «Ост» рейхсфюрера СС Гимлера, ) и т.д.» Создаются новые виды средств массового уничтожения человека (Сахаров – водородная бомба).
У человека синдром жестокости
(пытка Дамьена, Иван Грозный) зачитываю казнь Дамьена.
Есть один парадокс. Некрасов.
Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем им сильней наказание,
Тем им милей господа.
Нам с детства знакомы строчки М. Горького: «Человек – это звучит гордо!» Чем же гордиться, тем, что было сказано выше?
Гамлет восклицает: «Какое чудо человек! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! В поступках он близок к ангелу! Краса Вселенной! Венец всего живущего! Но он знает, что его родной дядя убил его отца и женился на его матери!» Как вам нравится эта краса Вселенной и венец живущего?
Но и опять это но. Мы знаем, что человек способен и на другое, на возвышенное, тонкое, одухотворенное.
В чем же необычайность человека? Чему отдать предпочтение, что перевесит? Мы любим и ненавидим, мы преданы и мы же предатели, мы говорим правду и ложь, мы милосердны и жестоки. У человека есть два нелепых предрассудка, от которых возникают все проблемы. Первый – это наша глупость; мы говорим то, о чем потом сожалеем, мы совершаем в трезвом разуме то, чего больше не вернуть. И второй – это трусость, половинчатость наших решений. Мы боимся сказать, мы боимся смотреть правде жизни в глаза, и поэтому превращаем жизнь в сплошную иллюзию с толстыми розовыми очками, живем в толстом коконе иллюзий, где скрывается беспомощное, розовое человеческое тело с ранимой душой.
И кроме этого человек – творец. Творя вторую природу и историю, он одновременно творит самого себя. Он является открытым, незавершенным созданием. Он хамелеон, который демонстрирует как ангельские так и демонические формы.
И тогда согласился Бог с тем, что человек неопределенного образа, и, поставив его в центр мира, сказал: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все то, что в нем есть И множество мира всего человек!»
Вот почему мы и говорим, что человек это индивид, обладающий индивидуальностью, который возможно станет личностью в своем эволюционном развитии. Человеком мало родится, им надо стать!
Коко Шанель: «Если вы родились без крыльев, то, по крайней мере, не мешайте им расти».
Д/з: ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА - «Мое понимание любви, счастья и смысла жизни».
* * *
Глаза устали – видели так много.
Устали уши – слышали так много.
Душа изнемогла – дышала долго.
Глаза закрыть и ничего не видеть,
Пусть уши мне заложит, чтоб не слышать,
И душу я замкнуть готов, чтоб не дышать.
Всю эту тяжесть сбросить я хочу.
- Какую тяжесть сбросить? Ведь это ты сам!
Крылья
Мальчик поймал голубя,
И ради забавы сломал ему крылья.
Шла женщина, она отняла голубя.
Но ему уже не летать.
Посмотрите на него внимательно.
Кем он в жизни станет,
Может быть хорошим отцом.
Но он никогда не вернет
Голубю небо, у которого отнял крылья.
Есть крылья таланта,
Живой творческой мысли.
И эти крылья тоже можно сломать.
* * *
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой,
Отчеркивая на полях.
И окутаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане личность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Борис Пастернак