Урок чтения в 4 классе К.Д. Ушинский «Ласточка».
Урок чтения в 4 классе
К.Д. Ушинский «Ласточка».
Цель урока: способствовать расширению знаний об образе жизни, повадках ласточек на основе знакомства с произведением К.Д. Ушинского «Ласточка».
Задачи урока:
коррекционно-образовательные: закреплять навыки правильного, сознательного, выразительного чтения путём использования различных видов работ над текстом;
коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать навык связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану и через выражение своих мыслей полными предложениями,
- развивать вербальную память путём чтения стихотворения наизусть,
- развивать логическое мышление, умение обобщать, анализировать, понимать последовательность сюжета
коррекционно-воспитывающие: способствовать воспитанию любви к природе и бережного отношения к птицам.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, учебники, портрет К.Д.Ушинского.
Ход урока.
I. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
- Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Мы сегодня не одни, гости к нам пришли! Слайд 1
II. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик», «Окошко», «Лопата», «Маляр», «Непослушный язык».
III. Проверка домашнего задания.
– Ребята, что было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение Аполлона Майкова «Ласточка примчалась…»).
Чтение детьми наизусть стихотворения у доски.
IV. Подготовка к усвоению новых знаний.
1.Вступительная беседа.
- О какой птице шла речь? (о ласточке).
- Послушаем пение ласточки. Слайд 2(Видео)
- Сегодня мы подробнее познакомимся с образом жизни ласточек, их повадками. В этом нам поможет рассказ «Ласточка», который написал К.Д. Ушинский. Слайд 3
-Ушинский Константин Дмитриевич – выдающийся педагог и детский писатель. Он писал сказки, рассказы о животных, как для самых маленьких детей, так и для детей школьного возраста.
Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 12 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей.
Учился в гимназии.С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.
Ушинский учился в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. В течение всего обучения он давал частные уроки.
Был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы.
Ушинский занимался литературной деятельностью, изучал иностранные языки.
Работал преподавателем словесности и законоведения.
Его книга «Детский мир» использоваться в различных учебных заведениях.
Благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.
2.Словарная работа. Слайд 4
- Прежде чем мы познакомимся с этим рассказом, разберём слова, которые вам могут быть непонятны.
1) прочитай, что это значит (стр. 107)
Ил –
Сновали –
Разорить – разрушить
Почуяв – почувствовать
Неутомимо – не зная усталости
2) как образовано слово (стр. 107)
3) учись читать целыми словами (стр. 107)
V. Изучение нового материала.
1.Чтение учителем.
- Послушайте рассказ. После моего чтения ответите на вопрос: «Почему важно сохранять птичьи гнёзда?»
Чтение учителем.
- Как называется рассказ, кто автор?
- Почему важно сохранять птичьи гнёзда?
2.Анализ произведения.
Читает ученик до слов «Прошла зима…».
-Что хотел сделать мальчик?
-Как он поступил?
-Почему не разорил гнезда?
- Выделим главную мысль.
Читает второй ученик до слов «Прошло ещё несколько дней…».
-Опишите ласточек, какими они были? (острокрылые, красивенькие, весёлые, щебечущие).
-Чем занялись ласточки после прилёта? Слайд 5 (ВИДЕО)
- Выделим главную мысль.
Читает третий ученик до слов «Сидя на крылечке…».
-Что заметил мальчик?
-О чём он подумал?
- Выделим главную мысль.
Читает четвёртый ученик до конца.
- Какими родителями оказались ласточки? Слайд 6 (ВИДЕО)
- Выделим главную мысль.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Составление плана (стр.109)
Слайд 7
2.Пересказ -Перескажем рассказ согласно пунктам плана. ( Пересказывают по очереди 4 ученика у доски).
3. Выборочное чтение
- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике (стр. 108).
- Найдите отрывок в тексте, который подходит к иллюстрации.
4. «Жужжащее чтение» (либо по цепочке)
VIII. Итог. Рефлексия.
- С каким рассказом познакомились?
- Кто автор?
- Какой воспитательный момент вы извлекли из рассказа?
Вам предлагается закончить предложения.
Слайд 8
Я узнал на уроке новое …
Мне было интересно …
Я работал …
-Молодцы!
IX. Домашнее задание:
стр.108-109 читать, пересказывать
- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минутку, Слайд 9
Восстановим зоркость глаз,И почувствуем всем телом,Как тепло согрело нас.Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог.Потрудились славно дети,Завершается урок.
Литература
1.С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2014г.
2. Интернет ресурсы: