Урок по физике для 8 класса «Последовательное и параллельное соединение проводников»
Автор разработки: Бердникова Людмила Юрьевна, учитель физики ФКOУ В(С)ОШ №2 г. Кировграда Последовательное и параллельное соединение проводников Цель урока: формирование знаний, умений и навыков у учащихся по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников» путем составления электри-ческих цепей и решения задач.Задачи. Образовательные: - повторить и закрепить основные понятия, форму- лы, законы; - углубить и расширить знания о данных видах сое- динения проводников; - научить определять силу тока, напряжение, сопро- тивление при последовательном и параллельном соединении проводников; - научить учащихся разбираться и составлять элект- рические цепи; - научить решать задачи на смешанное соединение. Развивающие: развивать навыки решения задач на данную тему, самостоятельности и творческого мышления, умение слушать, анализировать, умение делать выводы, проводитьвзаимооценку деятельности, развивать память, творческие способности.Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, внимание. I = q/t Вспомни физический смысл величин! Cила тока - АмперметрПри включении амперметра в электрическую цепь необходимо знать : 1. Амперметр включается в электрическую цепь последовательно с тем элементом цепи, силу тока в котором необходимо измерить. 2. При подключении надо соблюдать полярность: "+" амперметра подключается к "+" источника тока,а "минус" амперметра - к "минусу" источника тока - условное обозначение амперметра Знаешь ли ты? Электрический ток, протекающий через тело человека, оказывает следующие воздействия: менее 0,01 А — не ощущается или ощущается очень слабо; 0,02 А — вызывает болезненные ощущения; 0,03 А — нарушает дыхание; 0,1 А - вызывает фибрилляцию сердца, что нередко приводит к смерти (самый опасный ток); более 0,2 А — вызывает сильный ожог и останавливает дыхание. Напряжение –U=A/q Вольтметр Для измерения напряжения на участке цепи вольтметр подключают параллельно. При этом клемму вольтметра со знаком "+" соединяют с точкой, которая соединена с положительным полюсом источника тока. Опасное напряжениеОПАСНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — это напряжение, превышающее 34 В амплитудного значения переменного или 100 В постоянного тока. Молния – от 100 МВ и выше 1 МВ = 1 000 000 В Сопротивление - Сделайте вывод. Удельное сопротивлениенекоторых веществ Медь – 0,017Алюминий – 0,028Вольфрам – 0,055Нихром -- 1,1 Закон Ома для участка цепи (1826 г.) I = U/R Сделайте вывод. Решить задачу Сопротивление человека примерно 1000 Ом. Убьет ли человека ток, прошедший через его тело при напряжении 24 вольта? R= R1/n R=nR1 U=A/q I = q/t 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13. Рассортируйте формулы для последовательного и параллельного соединений 1. I = U/R R=nR1 Последовательное соединение Елочная гирлянда R= R1/n Параллельное соединение Параллельное соединение Групповая работа Виды соединений Смешанное соединение проводников Разберись с соединениями! Тест. Соединение проводников 1. Выберите законы для последовательного соединения проводников U = U1 + U2 + ... I = I1 + I2 + ... U = U1 = U2 = ... I = I1 = I2 = ...2. Выберите законы для параллельного соединения проводников. U = U1 + U2 + ... I = I1 = I2 = ... I = I1 + I2 + ...U = U1 = U2 = ... При последовательном соединении проводников верно, что ... 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ... R = R1 + R2 + ... Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений. Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.При параллельном соединении проводников верно, что ...Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.R = R1 + R2 + ...Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений.1/R = 1/R1 + 1/R2 + ... 5. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит Сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора. Нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора. Сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.Лампочка и резистор имеют равные сопротивления. 6. В лампочке и резисторе сила тока одинакова. Но напряжение на лампочке больше, чем на резисторе. Значит Сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки. Нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора. Лампочка и резистор имеют равные сопротивления.Сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора. Подведение итогов. Рефлексия урока. Как вы думаете мы достигли цели урока?Какие задания были наиболее интересны?Какие задания были наиболее трудные?Оцените собственную деятельность на уроке и поставьте себе самооценку. Спасибо за урок! Нарисуйте схему