Конспект урока по познанию мира Обитатели морей и океанов. Встреча с осьминогом

Тема: Обитатели морей и океанов. Осьминоги.
«Встреча с осьминогом» И. Акимушкин
Цели урока:
познакомить учащихся с особенностями жизни на дне морей и океанов, с обитателями морских глубин – осьминогами, узнать особенности этих морских животных;
развивать умение подбирать однокоренные слова, выполнять фонетический разбор слов, расширяем кругозор знаний учащихся, пополняем словарный запас, развиваем умение наблюдать,
воспитываем интерес к чтению, к изучению природы.
Форма организации обучения: индивидуальная, в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: нестандартный, исследовательский.

Основной метод обучения: исследование, целенаправленное наблюдение за объектом (осьминогами), для расширения имеющих знаний.

Основной структурный элемент: постановка проблемы, каковы особенности жизни морских обитателей.

Дополнительные структурные элементы: наблюдение.

Оборудование для учителя: компьютер с презентацией урока «Подводное царство» и видеосюжет об осьминоге.

Оборудование для учащихся: пластилин, стеки, картон.

Технология: синергетика
Межпредметные связи: русский язык, художественный труд, математика.

Ход урока
I. Орг.момент Психологический настрой.
Вступительное слово учителя(слайды №1,2,3)
Представим себе, что мы попали в подводное царство, в коралловый грот. Кораллы – это подводные растения, в воде они кажутся темно-синими. В зоне кораллов царят необычные цвета – фиолетовый, темно – синий, желто-зеленый. Вот пронеслась стайка рыбешек, проползла необычная морская улитка, мелькнул среди кораллов морской конек А вот и морская звезда! Вот неслышным облаком проплыла медуза.
II. Работа над текстом «Жизнь на дне».
1. текст читает учитель.
2.проверка первичного восприятия:
- почему может наступить замор? (мало кислорода);
- почему наступает голод? (мало пищи);
- кто такие илоеды? ( черви, моллюски, морские звезды);
- что за пиратские набеги осуществляют жители морских глубин в верхние слои океана? (за пищей);
III. Встреча с осьминогами.
загадка «Голова и восемь ног, вот и весь я.»(слайд №4,5)
(можно следующую работу провести, поделив класс на несколько групп – филологи, математики, и т.д)
2. фонетический разбор слова:
-какую особенность заметили? (мягкий знак не обозначает звука, букв больше, чем звуков) слайд №6
3. подбор однокоренных слов.
-какие слова называются однокоренными? Назови два признака однокоренных или родственных слов? (слайд№7)
Осьминожки, осьминожиха, осьминожьи, осьминожий.
4. работа над предложением «Осьминоги дышат жабрами, при необходимости могут долго оставаться без воды». (слайд №8). Найди существительное в творительном падеже, докажи.
5. решим задачи и познакомимся с особенностями осьминогов:


Одно щупальце осьминога имеет примерно 100 присосок, а на его восьми щупальцах сколько присосок?
Самый маленький осьминог имеет длину 2 см, а самый большой 4метра. Во сколько раз меньше маленький осьминог?
-слайды №9, 10, 11

IV. Работа над текстом И.Акимушкина «Встреча с осьминогом»
Чтение текста учителем( с предсказанием), название текста заранее не объявляется.
Встреча с осьминогом
Однажды утром, когда над морем висела лёгкая пелена дождя, молодая тюлениха пошла на глубину, поохотиться на рыб – её одолевал голод. Она была в пути и заметно отощала. Глубоко внизу она увидела скалистое морское дно. Вдоль его поспешно плыла группа маленьких креветок, и тюлениха кинулась вниз. Она увидела две скалы, прижатые друг к другу течением и наполовину занесённые песком. Между ними была узкая, словно нож, расщелина. У входа грудой лежали панцири крабов.
Тюлениха заскользила вдоль скал, и тут
- что случилось, как вы думаете? (заслушиваем ответы детей)
длинная тёмная рука , похожая на хобот слона, высунулась из расщелины и обхватила её тело. Не успела она рвануться, чтобы высвободиться из этого

отвратительного холодного объятия, как к первой руке присоединились ещё две, пытаясь её втащить в расщелину между скал. Она мельком увидела в щели выпуклые осьминожьи глаза, уставившиеся на неё, и чёрный роговой клюв, чьей мощи хватило бы, чтобы одолеть крепчайший панцирь.
Самка осьминога использовала эту расщелину в скале не только, как охотничью засаду, она превратила её в
- что такое было у осьминожихи ,почему она так яростно охраняла это место?
фантастические морские ясли. Осьминожиха отложила яйца, и теперь её страшные глаза неусыпно наблюдали за всеми, чьё приближение могло нести угрозу её потомству. Осьминожиха отложила около пятидесяти тысяч яиц в виде длинных гроздей. Когда не нужно было охотиться и ничто не предвещало вражеского вторжения, осьминожиха любовалась на яйца. Она их поднимала, переворачивала, гладила. Потом она тщательно омывала их водой, чтобы не дать морским паразитам угнездиться на яйцах.
Осьминоги в период выведения потомства теряют в весе и слабеют, как курица, высиживающая яйца. Эти животные, наводящие ужас на всех
обитателей глубин, такие заботливые матери, что нередко умирают от истощения после того, как из яиц вылупятся детёныши.

Обмен впечатлениями о прочитанном:
- что узнали нового о повадках осьминогов?
- как осьминожиха заботится о потомстве? И т.д.
V. Это интересно (слайд№12)
1. Осьминогов многие зоопсихологи считают самыми «умными» среди всех беспозвоночных по многим показателям: поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры  маленький квадрат отличает от более крупного; прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально; круг от квадрата, ромб от треугольника. Узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Прекрасно обучаемы.
2. Ядовитые осьминоги. (слайд №13)
Живет голубовато-кольчатый осьминог в прибрежных водах Австралии и Юго-Восточной Азии. Обитает он на мелководье, но встретить его непросто, так как днем он прячется в расщелинах, под камнями и даже в пустых банках. Способность осьминога быстро менять окраску затрудняет его опознание. Когда моллюск спокоен, его легко можно спутать с двумя другими мелкими и совершенно безвредными осьминогами. Такая кроха обладает сильнодействующим парализующим ядом. Считают, что яда одного осьминога достаточно, чтобы парализовать (или даже убить) 10 человек. Осьминог не представляет опасности для людей в воде, однако, когда его вытаскивают,
он может укусить своим острым клювом, расположенным на месте схождения его восьми ног. Чаще всего, контакт человека с осьминогом происходит у берега, куда моллюска выносит сильным приливом.
Просмотр видеосюжета об осьминогах.
VI. Творческая работа .(слайд №14)
На слайде изображены осьминоги, звучит песня из мультфильма «Осьминожки». Задание выполнить рельефную работу из пластилина «Подводное царство», где главный герой, конечно осьминог. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
VII. Рефлексия
-Что узнали нового и интересного?
- Понравился ли сегодняшний урок?
VIII. Выставка работ учащихся. Оценки за урок.
Объект 1Root Entry