Урок на тему «Гидросфера. Круговорот воды в природе.»

Урок географии в 6 классе

Тема «Гидросфера. Круговорот воды в природе».

Цель урока: Сформировать представление о гидросфере.

Задачи:
знакомство с гидросферой;
сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере;
продолжить формирование понятия “круговорот воды в природе”;

Ход урока:
Орг. момент.
Здравствуйте! Садитесь! И так мы начинаем урок географии.
Актуализация знаний.
1) География – это наука изучающая Землю. Земля – это уникальная планета солнечной системы, которую которая имеет три внешних оболочки. Две мы с вами изучили, давайте вспомним
- это литосфера (каменная или твердая оболочка Земли)
- это атмосфера (воздушная оболочка Земли)
Какая оболочка у нас осталась не изученной?
- Гидросфера
Правильно. Откройте тетради и запишите число и тему урока «Гидросфера. Круговорот воды в природе».
Гидросфера образованно от греческих слов, обозначающих вода и оболочка.
Давайте дадим определение Гидросфера – это
Предположение учащихся
Молодцы! Запишем Гидросфера – это водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши.
Гидросфера это совокупность всех вод на Земле. Вода – самый удивительный минерал на Земле. Она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Вода разрушает и создает рельеф. У вас на столах стоят стаканчики, посмотрите, что в них
- вода
Правильно это вода. Понюхаете, есть запах? А какой цвет у воды? А вкус?
Говорят вода без вкуса, без цвета и запаха. Но не будем забывать, что вода это уникальный минерал, и она способна растворять вещества. Попробуйте вкус вашей воды?
- сладкая, соленая.
У всех в стаканчиках вода?
- нет, лед, снег ничего
А это еще одно свойство воды – вода бывает в трех состояния: газообразном, жидком и твердом.
Давайте сделаем вывод: Вода – удивительный минерал потому что
Воды на Земле очень много (1,4 млрд. км3), с Космоса наша планета кажется голубой из-за воды.
2) Вода образует гидросферу. Гидросфера состоит из частей давайте запишем с вами это в виде схемы:

ВОДА

Гидросфера

Мировой океан воды суши
(моря и океаны) (реки, озера, ледники и т.д.) вода в атмосфере
96% 2% 2%
Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; На воды суши приходится менее 2%. незначительную долю составляют пары атмосферы (2%). Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях.
Итак, у нас получилась схема: «Состав гидросферы» (Какие части включает гидросфера)
- мировой океан, воды суши, вода в атмосфере.

3) Я сказала, что воды на Земле много. Но экологи утверждают, что человеку воды недостаточно, что ее нужно беречь. Кто прав нам поможет разобраться учебник, откройте страницу 128 найдите абзац Воды на Земле много прочитайте и скажите, почему экологи призывают нас беречь воду Земли (гидросферу).
- в основном вода соленая ее пить нельзя, т.е. 96 % воды соленой.
2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту).

Физкультминутка.
Давайте все встанем и представим что мы шумный лес, где гуляет ветер. Сейчас я буду назвать ветер, а вы должны отклоняться от ветра. Напоминая, что там, где доска это у нас север, за спиной юг, с правой стороны восток, с левой запад.

Мы уже с вами выяснили, что пресной воды на Земле пригодной для человека всего 3 % это очень мало. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет
Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки при питье и с пищей, составляет 2...2,5 л, т.е. в сутки все население Земли в среднем использует 12 млрд. литров воды. Но пресная вода не убывает год от года. Кто же сделал наши водоемы неиссякаемыми? Для ответа на этот вопрос я предлагаю посмотреть вам мультфильм и чуть-чуть отдохнуть, не забывая при этом думать.

- Солнце, круговорот воды в природе.

Давайте попробуем самостоятельно рассказать как происходит Круговорот воды в природе, используя схему на экране и в учебнике стр. 130 рис.116.
(Работа с рисунком – составление схемы) и рассказ по этой схеме. (оценивание)

4) мы с вами уже выяснили, что вода оказывает огромное влияние на жизнь нашей планеты, человека. Каково значение гидросферы (работа со схемой на стр. 131 рис 117.)

Значение Гидросферы:
- условия для существования живых организмов
- формирование климата
- формирование горных пород
- условия хозяйственной деятельности человека
- формирование рельефа

Закрепление. А теперь давай все полеченные знания на уроке мы проверим, как мы их усвоили. Открываем свои рабочие тетради (голубые) и выполняем задание 1, 2, 3, 4 стр. _________.

- Итог урока. Сегодня мы с вами приступили к изучению гидросферы – водной оболочки земли. На последующих уроках мы продолжим.

Вы слыхали о воде?
Мы ее не замечаем,

Говорят она везде!
Мы привыкли, что вода –

В луже, в море, в океане
Наша спутница всегда!

И в водопроводном кране.
Без нее вам не умыться,

Как сосулька, замерзает,
Не наесться, не напиться!

В лес туманом заползает,
Смею вам я доложить:

Ледником в горах зовется,
Без воды нам не прожить!

Лентой серебристой вьется.
Вы меня в пруду найдете

Средь высоких, стройных елей,
И в сыром лесном болоте,

Рушится потоком селей,
Путешествует всегда

На плите у вас кипит,
Наша спутница - вода!

Паром чайника шипит,


Растворяет сахар в чае.




Оценивание. Давайте дадим себе оценку. Как урок у нас прошел сегодня?








Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:


На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
15