Статья. Педагогическое осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия адыгского народа, должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры
Педагогическое осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия адыгского народа, должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры.
Эпиграф:
«Утрата народом своего искусства,
своих художественных ценностей- это
национальная трагедия и угроза
самому существованию нации».
М.П. Мусоргский
ВВЕДЕНИЕ:
Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая
действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека,
формирует его взгляды и чувства
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее
социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –
осознается современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного
и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего
поколения
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Поэтому в различных учебных и воспитательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.
В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. Это особенно
заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала звучать родная
музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное
слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и
танцевальные элементы – все это комплексно используется на уроках музыки.
Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у
учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя,
слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя. Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования. Ведь
уже в детском саду дети могут петь, а в начальной школе всем хочется петь,
так как желание петь заложено в детях генетически, следовательно, первыми
песнями должны быть материнские, народные.
Воспитательный потенциал народной музыки не просто значителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным средством познания жизни для детей. Педагогическое наследие просветителя И.Я. Яковлева - народность музыкально-эстетического воспитания и традиции народного искусства, ремесел в художественном, трудовом воспитании внесли значительный вклад в осмысление художественно-эстетических ценностей. Педагогическое осмысление всего богатства музыкально-культурного наследия адыгского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры, формированию педагогической культуры.
Историко- педагогические аспекты включения адыгского фольклора в учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах М.Д. Джегунова, А.Н.Соколовой , И.В. Митус, Н.Х. Кунижевой.
Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к
народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство
формирования национального самосознания учащихся.
В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как главный путь
гуманизации общества.
Эти положения теории и практики обусловили выбор проблемы нашего
исследования: каковы педагогические условия внедрения адыгского
музыкального фольклора в школьную музыкальную практику?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект нашего исследования – народное искусство в образовательном процессе.
Предмет исследования – процесс включения адыгского
музыкального фольклора в воспитательную работу с учащимися.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были
поставлены следующие задачи:
- рассмотреть адыгского музыкальный фольклор в общекультурном аспекте;
- охарактеризовать жанры адыгского музыкально-поэтического фольклора;
- выявить воспитательный потенциал детского музыкального
фольклора, использовать его в процессе музыкального воспитания в школе;
- разработать тематические уроки и на основе собственного опыта
выявить и обосновать формы и методы использования адыгского фольклора на
уроках музыки.
Для решения задач исследования нами используются следующие методы:
- анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;
- анализ передового педагогического опыта;
- наблюдение;
- беседа;
- анализ творческой деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент.
Базой исследования стали общеобразовательная школа №3 ст. Гиагинская Республики Адыгея
15