Статья Изучение культурного наследия через интегрированные уроки математики и краеведения у учащихся 5-8 классов
Изучение культурного наследия через интегрированные уроки математики и краеведения у учащихся 5-8 классов
Мельничук Татьяна Андреевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 22» г. Абакана
Федоренко Татьяна Николаевна, учитель химии и краеведения МБОУ «СОШ № 22» г. Абакана
Одним из ведущих факторов развития поликультурного образования школьника является изучение родного края. Ведь краеведение – это изучение природы, населения и его традиций и обычаев, а также культуры и истории родного края.
Много интересных фактов и сведений о предприятиях и производствах, различных учреждениях нашей Республики, а также особенностях географического расположения населенных пунктов, истории их создания учащиеся рассказывают на уроках, узнавая многое из семейных архивов, что поддерживает связь между поколениями. Недаром на флаге республики Хакасия изображен солярный знак, символизирующий Вселенную, связь с поколениями.
В последнее время много издается различных книг о культуре, традициях и обычаях населения проживающего в Хакасии. Знакомство с ними порождает познавательный интерес школьников, расширяет кругозор и активизирует их деятельность на уроках. Найденные внутрипредметные и межпредметные связи интегрирования способствуют выработке правильной позиции школьника в жизни, ощущения себя единым целым с окружающими его людьми.
Математика Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего, однако чем более детально знакомишься с особенностями родного края, тем более наглядно просматривается математическая направленность, что вызывает интерес у учеников с разной степенью обученности к изучению краеведения через уроки математики.
Всему этому способствует математика – царица всех наук, она систематизирует знания и приоткрывает занавес исторического прошлого родного края. Интегрированные уроки математики и краеведения особенно актуальны в наше время, т.к. обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный интерес не только у учащихся, но их родителей и учителей. Ведь на таких уроках порой сам узнаешь, то чего раньше и не знал.
Воспитательная функция математики осуществляется за счет использования связанного обширного материала, который расширяет жизненный опыт школьников, их мировоззрения и убеждения.
Мы поставили перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития нравственных представлений о природе, сущности и происхождения математики у учащихся, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в практической жизни, привитие любви к родному краю, изучению традиций семьи и рода, а как следствие – изучение традиций родного края.
Задача учителя математики состоит в том, чтобы разработать дидактический материала на основе краеведческих сведений.
Как же можно использовать краеведческий материал на уроках математики? Приведем пример урока по теме: По стране волшебных озер. Отношения и пропорции.
Цели урока:
1. уметь применять понятия «отношения» и «пропорции» в каких – либо жизненных ситуациях, для сравнения, для нахождения конкретных величин.
2. повторить действия с дробями, сокращение дробей, нахождение дроби от числа и числа по его дроби, дробные отношения.
3. знакомство с достопримечательностями Хакасии.
Оформление.
Иллюстрации озер, карта Хакасии
Вводная речь учителя
Никого не оставляет равнодушным земля бескрайних степей, целебных озер, чистых рек и суровой тайги. Увидев эту красоту однажды, забыть невозможно.
Какой многоцветный ковер соткала природа! Золотая степь с голубыми глазами озер, изумрудная зелень тайги, величавые, таинственные горы.
Сегодня на уроке мы поговорим о водоемах Хакасии.
Решая задачи, Вы познакомитесь с площадями некоторых озер, длиной рек, попробуете их сравнить. На уроке мы повторим с вами сокращение дробей, пропорции, решение задач уравнением, распределительный закон, нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Углубите свои знания о родном крае. Заполните таблицу площадей озер, о которых мы будем говорить.
I. Начнем с устной работы.
Сообщение 1 (делает ученик).
Одна из величайших рек Сибири – Енисей. Протекает она вдоль восточной границы Хакасии на протяжении 300км. За Саянским хребтом ( рес. Тыва) сливаются две реки Бий – Хем и Каа – Хем, и образуется река Улуг – Хем, что означает «Великая река». Длина реки Енисей – 4092км. Вторая по величине река Хакасии Абакан, ее длина – 514км.
Задача 1. а) На сколько км длина р. Енисей превышает длину р. Абакан?
4092-514=3578 (км)
б) Примерно какая часть Енисея течет по поверхности нашей республики?
4092:30013 EMBED Equation.3 141513,6, значит, 13 – 14 ая часть.
Сообщение 2 (делает ученик).
На карте видны голубые пятна. Так обозначаются озера. Большей частью они расположены на северо – востоке и юге республики. Самые большие озера: Беле, Черное, Фыркал, Иткуль, Шира. Они имеют глубину до 10м. на дне некоторых озер на ряду с поваренной солью имеется глауберова соль и целебная грязь.
Задача 2.
На территории Хакасии расположено 500 озер. Назовите делители этого числа.
Решение: 1, 2, 4, 5, 10, 20
500, 250, 125, 100, 50, 25.
Задача 3.
13 EMBED Equation.3 1415 всех озер соленые. Найдите количество пресных озер. Решите задачу двумя способами.
Решение: 1) 500:50*11=110 (озер) – соленых
500-110=390 (озер) – пресных
2) 1-13 EMBED Equation.3 1415=13 EMBED Equation.3 1415 составляют пресные озера от их общего количества
500:50*39=390 (озер) – пресных
Сообщение 3 (делает ученик).
Урочище «Трехозерки» - мелководное озеро, по всей его площади разбросаны многочисленные острова и песчаные косы. С целью охраны редких птиц здесь организован заказник площадью 0,5 тыс га.
Задача 4.
В урочище «Трехозерки» на пролете останавливаются до 500 лебедей, что составляет 13 EMBED Equation.3 1415 гусей и 13 EMBED Equation.3 1415 черноголовых хохотунов. Сколько гусей и сколько черноголовых хохотунов останавливается на пролете в урочище «Трехозерки»?
Решение: 500: 13 EMBED Equation.3 1415=2000 (гусей)
500: 13 EMBED Equation.3 1415= 200 (черноголовых хохотунов)
Задача 5.
Республика Хакасия занимает площадь 61,9 тыс. км2. болот в Хакасии немного. Они занимают 1% площади республики. Найдите площадь, занимаемую болотами и выразите ее в гектарах.
Решение: 61,9 тыс. км2 : 10 =619 км2 = 61900га
II. Письменная работа. Решаем задачи с постепенно нарастающей сложностью.
Сообщение 4 (делает ученик).
Заповедник «Хакасский» состоит из 9 изолированных участков. Степная группа (7 участков): «Подзаплоты», «Озеро Беле», «Озеро Шира», «Озеро Иткуль», «Оглахты», «Хол - Богаз», «Камызякская степь» с озером Улух – Коль. Горно – таежная группа (2 участка): «Малый Абакан», «Заимка Лыковых».
Задача 1. Площадь заповедника «Хакасский» 267,5 тыс. га. На сегодняшний день в России насчитывается 100 заповедников общей площадью 33,4375 млн. га. Найдите отношение 13 EMBED Equation.3 1415.
Решение: 13 EMBED Equation.3 1415 - Какой вывод можно сделать найдя это отношение? (Заповедник «Хакасский» составляет 125ую часть от всех заповедников России)
Сообщение 5 (делает ученик).
Озеро Тус – сибирское мертвое море. Бессточное горько – соленое озеро. Тус – по-тюркски «соль». Вода в озере настолько соленая и плотная, что здесь можно лежать на воде и читать газету. Пахнет сероводородом. Обсыхая после купания, человек становится белым, как будто усыпан солью. Рыбы здесь нет, только красного цвета рачки размером с глаз комара. На дне толстая корка соли толщиной до 30см. ученые называют этот подводный «асфальт» соляным черепом.
Сообщение 6 (делает ученик).
Туимский провал зовут Киялых – Узень. Это означает «Своенравный лог». Это место еще называют медной горой. Здесь вырабатывали медь, молибден, железо и до 1% золота. Гора не представляла с виду никакой опасности. На нее продолжали сбираться люди, паслись туимские коровы, пока не стали исчезать. В прямом смысле проваливаться под землю. На вершине образовалась дыра диаметром 6м. Гору взорвали. Таким образом, образовался гигантский провал, теперь его диаметр 200м. Он напоминает огромную бутылку с отбитым горлышком. На дне образовалась уникальная, изумрудного цвета, озеро. Стены озера – сплошной вертикальный монолит. Серый камень (пустая порода) – диорит, зеленая порода – окисленная медь или малахит, блестящая порода – халькоперит, блестящая порода крапинками – пирит, белый камень - кварц, черная порода – железная руда, камень цвета сажи – молибден. Глубина – 50м.
Задача 2. озеро Тус имеет площадь 2,65км2, что в 132,5 раза больше площади Туимского провала и в 10,075 раза меньше площади Черного озера, которое на 225,5 км больше озера Инголь. Найдите отношение Туимского провала к площади озера Инголь. (результаты округлять до сотых)
Решение: 1) 2,65 : 132,5 = 0,02 (км2) – площадь Туимского провала
2) 2,65 * 10,075 = 26,70 (км2) – площадь Черного озера
3) 26,7 – 22,5 = 4,2 (км2) – площадь озера Инголь
4) 13 EMBED Equation.3 1415 - что означает это отношение? (Это означает, что Туимский провал составляет 13 EMBED Equation.3 1415 часть озера Инголь)
Задача 3. (Посмотреть по карте на форму озера Беле)
Найдите площади озер Большое Беле и Малое Беле, если известно, что площадь озера Фыркал относится к площади озера Малое Беле, также как площадь озера Иткуль, относится к сумме площадей озер Малое Беле и Большое Беле, если площадь озера Большое Беле больше площади Малое Беле на 19км2 и площадь озера Фыркал – 8,7км2, а площадь озера Иткуль – 23,1км2.
Решение: Пусть SмБ=х км2, тогда SбБ=(х+19) км2. Составим по условию задачи пропорцию: 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
23,1х = 8,7(2х+19)
23,1х – 17,4х = 165,3
5,7х = 165,3
х = 165,3 : 5,7
х = 29
Значит, площадь озера Малое Беле составляет 29км2, а Большого Беле – 48км2
Ответ: 29км2, 48км2.
III. Итог урока. Выставление оценок.
Эффективность и значимость урока может повысить экскурсия в краеведческий музей или выезд на природу, или путешествие к природным памятникам, или поход по историческим местам города.
Проведение таких уроков дали свои результаты. Ведь в таких уроках не главное запоминание дат и событий, а ощутить себя в потоке времени, понять, что жизнь каждого человека – это часть истории, и от него будет зависеть, как будет жить будущее поколение. Учащиеся не только нашли и получили интересные факты о Республике Хакасия, но у них пробудился интерес к познанию прошлого, уважению настоящего и будущему. Дети стали с осознанно изучать и читать книги о родном крае, искать интересные документальные факты, создавать свои проекты и фильмы, в которых участвуют родители и близкие, а так же научные сотрудники.