Конспект урока: 6 класс Урок №17 Тема: «Течения. Практическая работа№4.Описание вод Мирового океана на основе анализа карт»
6 класс
Урок №17
Тема: «Течения. Практическая работа№4.Описание вод Мирового океана на основе анализа карт»
Технологическая карта урока
Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Океанические течения» по технологии развития критического мышления с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.
Задачи: - сформировать представления учащихся о течениях Мирового океана, их видах;
- показать роль течений в распределении тепла на планете, влиянии их на климат материков;
- развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.
- совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).
- развивать общегеографические и общеучебные умения.
Планируемые результаты
Учащиеся должны:
Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.
Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.
Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.
Знать/понимать что такое океаническое течение; причины возникновения течений; их воздействия на природу.
Оборудование: настенная карта полушарий, атласы для 6 класса, контурные карты,
мультимедийное оборудование, презентация.
Тип урока: комбинированный
Технология разработки урока: развитие критического мышление.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
время
Ход урока:
1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке
Стих:
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем!
Готовятся к уроку, слушают,
1 мин.
2. Проверка домашнего задания
Здравствуйте, ребята.
Работа в картах:
1.В каком океане находится п-ов Индостан? (И)
2.Глубина Марианской впадины?
3.Какой залив омывает С. Америку с Ю-В?(Мексиканский)
4. Какой залив глубже Мексиканский или Гудзонов? Как определили?
5.Берега какого материка омывает Бискайский залив? (Евразия)
6.В каком океане находится остров Исландия? (А)
7.Какое море омывает п-ов Индокитай с Ю-В? (Ю-Китайское)
8.Назовите остров у берегов Индостана? (О.Шри-Ланка)
9.Крупный материковый остров у берегов Африки? (Мадагаскар)
10.5
·с.ш.9
·в.д.(Камерун)
На прошлом уроке вы изучали тему «волны в океане», давайте вспомним, прошлую тему.
Беседа по вопросам учебника стр.193.
Что такое цунами?
Как вы понимаете что такое прилив и отлив?
Чем вызваны приливы и отливы?
Цунами - волны, вызванные землетрясениями, оползнями, извержениями вулканов.
Периодические
поднятия и опускания уровня воды в океане,
не зависящие от ветра
10 мин.
3. Новая тема
Внимательно прослушайте отрывок, и постарайтесь определить тему нашего урока.
«В романе Жюль Верна «Дети капитана Гранта есть запись о том, где команда шхуны «Дункан» случайно обнаруживает в брюхе пойманной акулы бутылку с запиской –из неё дети капитана Гранта о отправляются в опасное плавание на поиски своего пропавшего отца. А героям 2Таинственного острова» бутылка рассказала, что неподалеку от них на необитаемом острове влачит свои дни раскаявшийся преступник Айртон.
Однако не следует думать, что бутылочная почта – только атрибут приключенческого жанра. За рубежом существует множество клубов собирателей морских бутылок, члены которых стараются выловить, как можно больше запечатанных посланий.
Бутылочная почта может рассказать о трагедиях, разыгравшихся в море. Таких примеров история знает очень много. В 1754 году пошел ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенному вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через 150 лет после катастрофы, в 1935г.
Возникает вопрос: почему бутылки оказались иногда за тысячи миль от того места, где они были брошены?
Какой вывод можно сделать?
Проследите маршрут:
Известный норвежский путешественник Тур Хейрдал совершил плавание на парусном плоту «Кон-Тики» из порта Кальяо (12
·ю.ш и 77
·з.д.)
Под 21
·ю.ш и 135
·з.д плот впервые достиг суши.
Тема урока: Океанические течения»
Предположите, что такое течения в океане.
Проверим, правильно ли мы дали определение «Океанические течения».
Откроем учебник страница 195 второй абзац. Прочитайте. Вы сделали правильный вывод. Что бы вы хотели узнать о течениях в океане?
Цели урока
-Цель нашего урока - найти ответы на поставленные вами вопросы.
1.Что является причиной возникновения течений в океане?
Главная причина течений на поверхности океана – постоянные ветры. Для определения направления морских течений уже много лет пользуются бутылками. В пустую кладут записку, в которой указывают координаты места, где она была брошена в море. При английском дворе была учреждена специальная должность – откупорщик океанских бутылок.
Откройте атласы. Как показываются течения на карте?
- Какие бывают стрелки?
-Может кто- то из вас объяснить: почему одни течения показаны красным цветом, а другие синим цветом.
- Как вы думаете, что обозначает название теплое или холодное течение?
- Тёплое течение – это такое течение температура воды которого на несколько градусов выше температуры окружающей воды. (щелчок мыши)
- Холодное течение – это такое течение – температура которого на несколько градусов ниже окружающей воды. (щелчок мыши)
Задача Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22Со, а Северо-Атлантического 2Со. Первое называется - холодным, а второе - теплым. Почему?
Найдите по карте течение Гольфстрим. В каком океане оно находится, где начинается, у берегов каких материков протекает, в каком направлении оно несет свои воды?
Гольфстрим – тёплое течение, потому что его температура на несколько градусов выше температуры окружающей воды. Это течение образуется при слиянии вод, вытекающих из Мексиканского залива, и вод, пригоняемых ветром от берегов Африки. Длина его 3 тыс. км, ширина – сотни километров, скорость – до 10 км/ч. Примерно у 450 с ш Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение.
- Нанесите на контурную карту красным карандашом тёплое течение Гольфстрим. В какое течение переходит течение Гольфстрим?
- Нанесите тёплое Северо-Атланическое течение
- Найдите на карте Канарское течение. Что вы можете рассказать об этом течении? Нанесите его на карту.
- Какая особенность наблюдается у данных течений (они замыкаются и текут по часовой стрелке, от экватора – теплые, от полюса - холодные)
- А теперь обратимся к южной части Атлантического океана. Посмотрите на направление течений в этой части океана.
- Какие течения здесь находятся? Какие из них тёплые? Холодные? Какую закономерность в расположении этих течений вы заметили? (от экватора – тёплые, от полюсов – холодные, замыкаются, текут против часовой стрелки)
- Какие выводы можно сделать, проанализировав схемы течений северного и южного полушарий?
Все течения замкнуты
От экватора – тёплые, от полюсов – холодные
В северном полушарии – по часовой стрелке, в южном полушарии – против часовой стрелки.
- Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.
- Найдите на карте, есть ли в названиях течений, слово ветер, где они располагаются, у берегов каких материков, в каком направлении несут свои воды? (течение Западных ветров)
.
Самое крупное течение – это течение Западных ветров. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды. Длина этого течения 30 000 км, ширина – несколько тысяч километров, скорость – 3,5 км/ч.
- Нанесите это течение на контурные карты и подпишите его.
Каково значение течений?
Значение течений – перемешивание вод в
мировом океане и формирование погоды
Течения в океане.
Бутылочная почта
использует не
колебательные движения,
а горизонтальные.
В океане, кроме волн,
есть ещё и
горизонтальные
движения
По физической карте
океанов учащиеся
устанавливают, что во всех рассмотренных случаях маршрут следования определялся
течениями
Течения-это премещение
воды в горизонтальном направлении
Причины возникновения, какие бывают течения, и где
образуются
С чем их можно
сравнить?
Значение течений.
стрелками
синие и красные
Красным цветом –
теплые течения,
синим - холодные течения
Отвечают на вопросы, рассматривают физическую карту полушарий, анализируют легенду карты,
30
Выполнение практической работы
Дать описание теплого течения Гольфстрим.
1. Где образуется
2. У берегов каких материков проходит
3. В каком направлении течет
4.Ширина потока
5Скорость течения
Это течение образуется при слиянии вод, вытекающих из Мексиканского залива, и вод, пригоняемых ветром от берегов Африки. Длина его 3 тыс. км, ширина – сотни километров, скорость – до 10 км/ч. Примерно у 450 с ш Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение.
8 мин.
5. Закрепление изучено го материала
Определить соответствие течений и океанов:
Гольфстрим (А)
Лабрадорское (А)
Куросио (Т)
Западных Ветров (А, Т,И)
Сомалийское (И)
Северо-Атлантическое (СЛО)
Перуанское (Т)
На побережье Баренцева моря за СПК расположен город Мурманск. Его порт не замерзает. А южнее расположенный порт Архангельск замерзает. Почему?
7. Окончание урока
Домашнее задание. П.46.
Подведение итогов урока
(Рефлексия)
-У вас на парте лежит синий жетон.
-Поднимите жетон, если вы считаете, что работал на уроке активно.
-Кому материал урока был понятен?
-Кто узнал новое на уроке?
1 мин
15