Технология формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе совместного рисования (по Е.А. Янушко)


Технология формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в процессе совместного рисования
(по Е.А. Янушко)
Е.А. Янушко, педагог, исследователь из города Москвы предложила методику, которая направлена на разработку коррекционного воздействия с помощью совместного рисования с ребенком с РДА.
Совместное рисование - особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. А ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Совместное рисование - это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Егo использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Развитие активности
Если педагог предлагает аутичному ребенку значимую для него тему рисунка, то на занятии возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Его завораживает волшебное действие, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования: делая паузы, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить рисунок.
Аутичному ребенку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребенок не умеет ждать. Поэтому в ситуации совместного рисования он часто соглашается на такую степень участия в совместной деятельности, какая ранее в других ситуациях оказывалась просто невозможной. Так, ребенок впервые берет в руки карандаш и пытается что-то дорисовать самостоятельно, отвечает на поставленные вопросы и т.п. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым.
Чтобы использовать эту уникальную возможность для развития аутичного ребенка, взрослый должен следовать, определенной тактике. Даже если педагог точно знает, чего хочет его подопечный в данный момент, не следует этого показывать. Необходимо побуждать ребенка выражать свои желания любым приемлемым способом - словом, жестом. Для этого следует прерывать рисование, комментировать свои действия, задавать вопросы, делать паузы, как бы дожидаясь ответа и действий со стороны ребенка. Так взрослый даст ребенку понять, что результат совместной работы зависит и от его участия. И если ребенок не проявляет активности, рисунок как бы «замирает».
Ознакомление с окружающим
Помимо побуждения к активным действиям, ситуация совместного рисования открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребенка с окружающим миром.
Здесь следует упомянуть об особенностях восприятия информации аутичным ребенком. Такой ребенок воспринимает информацию спонтанно, непроизвольно, при этом усвоение происходит очень избирательно. То, что привлекает внимание аутичного ребенка, далеко не всегда оказывается полезным и близким его опыту. Часто для него оказываются значимыми странные, второстепенные для других людей, «недетские» предметы и явления. Например, его привлекают бутылочки с шампунем, тюбики с кремами и зубной пастой, он может попытаться попробовать их содержимое на ощупь и на вкус, захотеть смешать все это в чашке.
Из-за нарушения общения с таким ребенком почти всегда трудно понять, что он усвоил, а что - нет. В ходе совместною рисования удается уточнить часть представлений, которые у него уже есть. Что ребенок знает, а чего не знает, что усвоил правильно, а что понял искаженно? Ответы па эти вопросы очень важны в работе с аутичным ребенком. Однако их невозможно получить обычным путем, например, задавая вопросы. Спонтанные же проявления ребенка в ходе совместного рисования дают возможность сделать много интересных выводов относительно его знаний об окружающем мире.
Совместное рисование открывает широкие возможности для обогащения представлений ребенка об окружающей действительности. Взрослый предлагает ребенку новые задачи, и часто ребенок соглашается принять их, потому что стремится к значимому результату. Ребенок готов принять новое, только бы поскорее достичь желаемого. Однако следует действовать осторожно и соблюдать обычные в работе с аутичным ребенком принципы - постепенность, дозирование нового материала, который следует предлагать небольшими порциями, обязательный учет интересов ребенка, его желаний.
В ситуации совместного рисования становится возможным обобщение представлений об окружающем. Это необыкновенно важно, так как позволяет научить аутичного ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета. Но не следует забывать о стереотипности мышления аутичного ребенка, и в случае его сопротивления изменениям нужно отложить их до следующего раза.
Развитие речи и жестов
Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком дает возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь.
Особенно важной при совместном рисовании является возможность развития активной речи: помимо функции общения, она является также средством проявления аутичным ребенком активности во время занятия. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка "поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью. Внимательно наблюдая за реакциями ребенка, нужно постараться понять, что он пытается сказать, даже если это всего лишь невнятное бормотание. А, поняв, - повторить четко простой фразой, предлагая тем самым ребенку образец правильной речи.
Поскольку даже говорящий аутичный ребенок затрудняется использовать речь для коммуникации, целесообразно учить его пользоваться и другими выразительными средствами общения, в первую очередь, жестами. Ребенок может предпринять попытку побудить взрослого к совершению каких-либо определенных действий. Он вдруг начинает карабкаться на взрослого, прося таким способом покружить его; подталкивает руку педагога, когда тот прекращает рисование - выражает таким образом свою просьбу не останавливаться, продолжать рисунок. Поскольку такие активные действия ребенка по отношению к взрослому можно рассматривать как попытку общения, необходимо поддерживать несущие важную смысловую нагрузку действия и жесты, закреплять их путем повторения. Для этого сначала рекомендуется показать ребенку, что взрослый понял его жест, затем в похожих ситуациях провоцировать его повторение, в дальнейшем использовать этот жест самим взрослым.
Психотерапия
Совместное рисование также дает возможность проведения с ребенком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые моменты, то, чего ребенок боится, и т.д. При этом сюжеты проговариваются. Обязательно предлагается только положительный вариант развития событий.
Этапы развития совместного рисования
Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развернутого сюжета. Сначала нужно дать ребенку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь интерес аутичного ребенка в основном направлен именно на мир предметов. Только после этого можно приступать к постепенному введению социальных мотивов и разворачиванию сюжетов из жизни людей.
Описанные ниже этапы развития совместного рисования предполагают строгую очередность только в ситуации первого знакомства ребенка с этим методом обучения. В дальнейшем появляется возможность ускорения прохождения одних этапов, сворачивания других. Например, не понадобится всякий раз специально привлекать внимание ребенка к совместному рисованию, когда он уже знаком с этим видом деятельности и он ему нравится. Постепенно меньше времени будет отводиться на изображение «по заказу» ребенка предметов вне ситуации социальной жизни. В дальнейшем все легче будет добиваться согласия ребенка на введение новых деталей, на расширение сюжета. Но в целом логика развития рисунка на каждом этапе будет сохраняться.
1 этап - налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности
Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения особенно значимых для ребенка предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием.
Например: «Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка - интересно, какой у нее вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Или: «О! Какой разноцветный салют в ночном небе! Вот красный салют - бабах! А вот синий салют!» Такие комментарии не могут оставить ребенка равнодушным.
Тем не менее далеко не всегда аутичный ребенок сразу принимает такую форму занятия. Возможно, ему для этого потребуется какое-то время. В любой подходящий момент нужно рисовать то, что значимо для ребенка. Поначалу он будет просто наблюдать за происходящим на листе бумаги и прислушиваться к комментарию, бросая на рисунок редкие взгляды и внешне оставаясь пассивным. Однако со временем его взгляд будет задерживаться на рисунке все дольше и дольше. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И с этого момента можно переходить ко второму этапу.
этап - рисование «по заказу» ребенка
Необходимо рисовать то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. Нужно набраться терпения, потому что на этом этапе придется бессчетное количество раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.п. Можно предположить, что уже на этом этапе интерес ребенка вполне удовлетворен, потому что его мышление стереотипно и стремится к сохранности выработанных стереотипов. Однако он всякий раз требует, чтобы рисунок был повторен в неизменном виде - с сохранением размера, цвета и т.д.
этап - постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения
Выполняя заказ ребенка, нужно постепенно начинать использовать в рисовании различные материалы. Для этого помимо карандашей подойдут фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Следует одновременно применять различные изобразительные средства, вводить в рисунок новые детали, варьировать его размер, форму, цвет и положение в пространстве. Однако нужно помнить о том, что ребенку нужно дать возможность насытиться воспроизведением совершенно одинаковых изображений. Если попытки взрослого привнести что-то новое встретят резкий протест, следует вернуться на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений - снова попытаться разнообразить рисунок. Если действовать осторожно и постепенно, то однажды ребенок обязательно согласится с привнесением нового. Его заинтересует волшебное преобразование на бумаге его любимого предмета.
этап - вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям
Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда специально прекращает рисование, и тогда возникает пауза. В этом случае ребенок начинает подталкивать руку взрослого, выражая так просьбу продолжать. На этом этапе можно предложить ребенку: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш в руке у ребенка, а взрослый водит его рукой.
Особенно эффективным является следующий прием: взрослый «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и, когда ребенок замечает это, предлагает ему завершить рисунок самостоятельно. Для начала это должна быть простая в исполнении деталь, а в дальнейшем становится возможным постепенное усложнение задания.
Можно предложить ребенку нескольких вариантов развития рисунка, а он пусть выберет тот, что ему понравился. При этом поощряется ответ ребенка в любом виде (жест, слово и др.). Можно уточнить дальнейшее развитие рисунка путем обсуждения по наводящим вопросам.
этап - введение сюжета
На этом этапе ставшие такими близкими ребенку изображения его любимых предметов включаются в сюжет. Таким образом, предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция, смысл. Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребенка. Это может быть сюжет из жизни самого ребенка и его семьи.
С другой стороны, рисунок должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления, а в случае необходимости и скорректировать их. Для этого нужно подбирать различные сюжеты.
этап - дальнейшее развитие сюжета
После того как сюжет будет «обжит» ребенком, следует переходить к его расширению, введению новых сюжетных линий. Таким образом, на данном этапе происходит формирование у ребенка новых представлений об окружающем мире.
этап - перенос полученных знаний в другие ситуации
На этом этапе можно переходить к переносу сюжетов из рисунков в игры с игрушками и предметами, закреплению полученных знаний в повседневной жизни, в других видах деятельности (лепке, конструировании и т.д.).
Далее представлен опыт использования данной методики Е.А. Янушко на практике.
Она привела пример использования метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком. Аутичный мальчик шести лет испытывал огромный интерес к бутылкам. Изображения бутылок завораживало его, и он требовал повторения рисунка снова и снова. Произнося «Бутылка! Бутылка!», он подталкивал руку взрослого, вкладывал в его пальцы карандаш. Когда бутылка была изображена многократно в течение некоторого времени, педагог стал вводить в изображение новые детали (различные этикетки, крышки и пробки), изменять размер и цвет бутылок.
При этом использовалась любая возможность для развития диалога с ребенком: «Бутылку нарисовать? А какую бутылку - большую или маленькую? Давай я нарисую большую. Вот так. А рядом маленькую. А эта бутылка пустая или полная? Наверное, полная. А что бутылке? Ах,сок! А какой сок в бутылке - апельсиновый или томатный? Давай будет апельсиновый - значит, вода в бутылке желтого цвета. Дай мне карандаш желтого цвета.» И т.д. Через некоторое время мальчик стал делать более дифференцированный заказ: не просто «бутылка», а «минеральная вода», «квас», «молоко» и др.
На следующем этапе бутылки расставляли по полкам. Еще через некоторое время был введен сюжет - теперь рисовали магазин «Напитки», где на полках и в холодильнике стояли самые разнообразные бутылки. В следующих изображениях, помимо напитков, появилось мороженое, чупа-чупс, конфетки. На рисунке за прилавком стоял продавец, а рядом изображался сам мальчик, который покупал леденец. При этом мальчиг не возражал против такого развития сюжета. И по ходу рисования сам стал задавать вопросы: «Мороженое купим?». Затем специализированный магазин переместился в супермаркет - в ассортименте появились овощи и фрукты, молочные продукты и другие товары. Увеличилось число действующих лиц, и теперь рисовали не только магазин, но и дорогу к нему и соседние здания.
В дальнейшем этот сюжет был проигран с игрушками и бутылками, вылепленные вместе с ребенком из пластилина разного цвета. А мама ребенка закрепляла с ним новые знания во время совместного похода в магазин.
Использование специальных приемов
В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеет ждать. Часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, ему хочется побыстрее увидеть результат рисования.
Использование наклеек дает возможность вовлечь ребенка в процесс совместного рисования, т.к. детям обычно очень нравятся манипуляции с наклейками. При этом усвоение новой полезной информации проходить эффективнее, чем в других ситуациях обучения.
Изготовление книжек из рисунков
Для того чтобы наработанное в ходе сюжетного рисования было можно использовать в дальнейшем обучении ребенка, педагог советует не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Темы таких книжек могут быть самыми разными: «Про Ваню» (режим дня), « Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Такие книжки ребенком воспринимаются, как что-то родное