Статья Роль взрослых (семьи и воспитателя) в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» (из опыта работы)


«Роль взрослых (семьи и воспитателя) в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» (из опыта работы)
Немного о статистических данных: среди многочисленных форм нарушения развития проблема аутизма на сегодня является одной из актуальных. РДА обнаруживается в 4-5 случаях на 10000 детей. По данным ВОЗ в течение последних семи лет, количество детей с расстройствами аутистического спектра увеличивается ежегодно в среднем на 13 %. Это видно и на примере нашего Центра: количество таких детей у нас с каждым годом становится всё больше.
Аутичные дети очень отличаются друг от друга по уровню интеллектуального развития, поведенческим проблемам, степени нарушения контакта. Однако всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения имеющихся знаний в реальной жизни. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первый план выдвигают поведенческие, речевые проблемы, несостоятельность ребёнка в социально – бытовой сфере, в том числе и низкий уровень развития культурно – гигиенических навыков, что делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, и отрицательно сказывается на процессе социализации.
Сложность обучения культурно – гигиеническим навыкам данной категории детей связана с особенностями их психофизического развития: это и нарушение контакта, трудность произвольного сосредоточения, различного рода страхи, нарушение речевого развития, различного рода стереотипии, моторная неловкость. Именно поэтому у таких детей формирование культурно – гигиенических навыков представляет собой сложную проблему. Их приходиться отдельно и весьма долго обучать культурно – гигиеническим навыкам.
При работе по данному направлению мы ставим перед собой следующие задачи:
Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами, из которых складывается целостные процессы самообслуживания(одевание, раздевание, умывание и др.)
Узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства общения, предметы, необходимые для культурно – гигиенических процедур, а также их назначение и способы использования.
Научить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом и во время еды.
Коррекционно –педагогическая работа по формированию культурно – гигиенических навыков у детей с РДА осуществляем одновременно в двух направлениях:
Собственно с ребенком;
С его ближайшим окружением ( родителями). Это особенно важно при работе с данной категорией детей. Только в сотрудничестве с родителями можно рассчитывать на положительный результат работы в данном направлении.
А теперь я хочу остановиться на конкретных методах и приемах по формированию культурно – гигиенических навыков, которые мы используем в своей работе. Прежде чем приступить к работе по данному направлению мы проводим мониторинг. Для выявления сформированности культурно– гигиенических навыков было проведено анкетирование и беседы с родителями, а также наблюдение за детьми, которое проводилось по определенной схеме во время нахождения детей в Центре в течение дня. Затем данные сопоставлялись. Благодаря мониторингу выявляем актуальный уровень сформированности КГН и навыков самообслуживания и намечаем индивидуальный маршрут по данному направлению для каждого ребенка, исходя из его потенциальных возможностей. Работа по овладению КГН и навыками самообслуживания ведется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности при проведении режимных моментов.
Для того, чтобы работа по данному направлению была положительной необходимо соблюдение ряда условий.
- четкий режим дня;
-организация удобной для выполнения навыка обстановки как в учреждении, так и дома (мебель по росту, доступность предметов туалета и т.д.);
-«пошаговая» система обучения культурно –гигиеническим навыкам;
-согласованность действий всех участников коррекционно – образовательного процесса;
-личностно-ориентированный подход: гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к каждому конкретному ребенку в зависимости от его умелости, индивидуальных особенностей, темпа овладения тем или иным навыком.
-использование стимулов и поощрений;
- правильная организация жизненного пространства ребенка –аутиста;
Пошаговое обучение – это последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания от микро- до целостного процесса. На этапе пошагового обучения мы опираемся на тот уровень, на котором ребенок может самостоятельно выполнить действие внутри навыка и намечаем следующий маленький шаг, которому обучаем ребенка и к следующему шагу переходим лишь после того, как полностью освоен предыдущий. Работа проводится обязательно в тесном контакте с родителями ребенка. Количество шагов для каждого конкретного ребенка индивидуально и зависит от его реальных возможностей.
В процессе обучения ребенка с РДА культурно –гигиеническим навыкам применяем различные виды помощи к каждому конкретному ребенку, исходя из его потенциальных возможностей. На данном слайде эти уровни помощи представлены: это физическая, вербальная и др. По мере усвоения навыка помощь сокращаем, так как аутичные дети легко становятся зависимыми от поддержки и подсказок взрослого.
Одним из методов физической помощи является метод «рука в руке», когда взрослый помогает ребенку, стоя позади него. Это дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действие и одновременно чувствует готовность взрослого помочь ему.
Для подкрепления желаемого результата используем различные стимулы: любимое развлечение, похвала, сладости, формы контакта и т. д. Важно использовать поощрение в те моменты, когда ребенок ведет себя лучшим образом для достижения желаемого результата. Отмечая успех ребенка, в отличие от обучающей позиции позади ребенка, взрослый стоит лицом к ребенку, что способствует зрительному контакту и позволяет радоваться совместному успеху.
Формирование культурно –гигиенических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра осуществляем через и правильную организацию жизненного пространства ребенка-аутиста ,игровые упражнения и ситуации, через использование визуального расписания , естественные бытовые ситуации.
При обучении культурно – гигиеническим навыкам детей – аутистов большое внимание уделяем организации жизненного пространства. Оно должно быть четко структрировано, то есть ребенок должен понять : здесь мы умываемся, здесь одеваемся на прогулку, здесь обедаем и т. д. Родителям обязательно разъясняем, что все предметы, необходимые для выполнения культурно – гигиенических процедур должны иметь постоянное место и располагаться таким образом, чтобы ребенку легко было взять тот или иной предмет. Это и удобные шкафчики с полочками для одевания, легко открывающие краны, вешалка для полотенца, подставка под ноги, если раковины высокие и т. д. Эти детали, часто не имеющие большого значения для обычных детей, могут оказаться решающими в обучении культурно – гигиеническим навыкам детей с расстройствами аутистического спектра.
Аутичные дети не терпят непредсказуемости. Им легче жить по четкому расписанию, когда последовательность событий предсказуема, поэтому при работе по формированию культурно – гигиенических навыков обязательно используем визуальное расписание: это пооперационные карты, пиктограммы на формирование того или иного навыка.
Компания «Аутизм софт» занимается разработкой информационных технологий для людей с аутизмом. В настоящее время выпущена русскоязычная версия аутизм –коммуникатора. Это приложение для смартфона или планшета, обеспечивающая альтернативную коммуникацию с другими людьми посредством карточек . Приложение настраивается под определенного ребенка. В отличие от пооперационных карт, здесь можно легко добавлять или удалять карточки, подстраиваясь под конкретного ребенка. Плюсом считаю и мобильность использования практически в любом месте. Второе приложение тоже для смартфона или планшета : визуальное расписание. Все события отображаются в виде ярких иллюстраций. Это могут быть либо картинки, либо фотографии. Такое расписание дает ребенку –аутисту четкую структуру последовательности событий, снимает тревожность ребенка перед будущим и облегчает процесс обучения ребенка культурно – гигиеническим навыкам: например, ребенок очень любит гулять, но негативно относится к процессу одевания. «Посмотри, мы пойдем гулять, как только ты оденешься».Есть здесь и небольшой минус: приложения эти платные.
С учетом особенностей каждого конкретного ребенка подбираем игровые ситуации, игровые упражнения которые используем в обучении. Так, например, Маргарита проявляет некоторый интерес к куклам, то используем игры с куклой для формирования культурно – гигиенических навыков: «Кукла Маша умывается», «У куклы Маши завтрак» и т. д.
Так как Владик только манипулирует предметами, то используем манипуляционные игры «Фонтанчик», «Бульканье», «Переливание воды из одной емкости в другую» и др.
Кроме того, обязательно используем спонтанный интерес ребенка к какой- либо игрушке и стараемся обыграть ее в нужном русле.
Для многих аутичных детей характерны различные моторные нарушения, в том числе и недоразвитие мелкой моторики, поэтому обязательно используем различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики :вкладыши, шнуровки, различные мозаики ит. д.
Вся работа по формированию культурно-гигиенических навыков проходит в тесном сотрудничестве с родителями, так как если полученный навык не будет закреплен в домашней обстановке то процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам не даст положительного результата. Формы работы с родителями, которые мы используем при обучении детей КГН: индивидуальные и групповые консультации, совместные обучающие мероприятия, семинары-практикумы и т. д. Кроме того, у нас в группе имеется небольшая библиотечка для родителей, где собраны методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с РАС.
Родителям детей с аутизмом необходимо общение друг с другом. В реальном времени это не всегда удается, поэтому мы знакомим родителей со специализированными сайтами в сети Интернет. Здесь возможен не только обмен практическим опытом, но и моральной поддержкой людей с такими же проблемами. Данные сайты могут быть полезны и специалистам, работающими с детьми с расстройствами аутистического спектра.Педагогическим коллективом группы, используя имеющийся опыт работы с данной категорией детей, разработаны методические рекомендации для родителей по формированию культурно –гигиенических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом,хочется сделать вывод, что самостоятельность в элементарном бытовом поведении значительно улучшает общую организацию аутичного ребенка. В процессе освоения культурно-гигиенических навыков у аутичного ребенка развивается внимание, моторика, целенаправленность деятельности. Идет не просто усвоение того или иного навыка, а чрезвычайноважный процесс социализации, вхождение ребенка в мир взрослых.