Научно-методическая статья Формирование прфессионального и творческого потенциала студентов первы курсов в системе среднего профессионального образования
Формирование профессионального и творческого потенциала студентов первых курсов в системе среднего специального образования
Developing the professional and creative potential of the first year students by using active learning methods
Кудинова Ольга Григорьевна
Kudinova Olga Grigoryevna
преподаватель
teacher of German languages
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Суджанский сельскохозяйственный техникум»
город Суджа
Regional budget professional
educational institution "Sudga
agricultural College"
Профилизация учебного процесса в средних специальных учебных учреждениях на сегодняшний день требует кардинальных изменений в стратегии обучения. В связи с изменениями, которые происходят в рамках политических, государственных и социальных преобразований необходимо пересмотреть требований к системе образования в СПО. В сложившейся ситуации необходим поиск педагогических стратегий, выявление условий и ресурсов, направленных на подготовку конкурентоспособного специалиста.
Основными критериями оценки качества подготовки выпускника должно стать наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и профессиональной и общей компетенции, это в свою очередь требует от преподавателя особых методов и приемов обучения.
Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития творческих способностей будущих специалистов. Проблема комплексного развития личности ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги современности в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей. По данной проблеме в настоящее время имеется большое число публикаций. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество - одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации. В исследованиях В.И. Андреева, Л.Н. Дроздиковой, А.Ю. Козыревой, говорится, что только в творчестве и через него человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития.
На современном этапе перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включится в производительный труд и социальные отношения. Ввиду этого, начиная с первого курса обучения студента необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась средством его профессионального становления.
Основа формирования профессионально-творческого потенциала студентов областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Суджанский сельскохозяйственный техникум»являются методы активного обучения, в которых широко используется синтез теории и практики.
Методам активного обучения А.М. Смолкин дает определение: « Это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, побуждающие их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен преподаватель и студент»
Включение студента техникума в творческую деятельность профессионального характера не только на специальных дисциплинах, но и при изучении общеобразовательных предметов способствует формированию профессионально-творческого потенциала, помогает студентам находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности. Роль преподавателя при использовании методов активного обучения должна быть направлена на самостоятельное погружение в процесс учебной деятельности, при котором формируются все ОК, и предполагает решение следующих задач:
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач и оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личного развития.
Работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Применение методов активного обучения в образовательном процессе СПО содержит в основе проблемное и развивающее обучение. А.М. Матюшкин доказал необходимость использования в учебном процессе методов активного обучения студентов и ввел понятие диалогического проблемного обучения.
Существуют различные классификации методов активного обучения. По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых.
При проведении внутреннего контроля качества подготовки специалиста в ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум», выяснилось, что преподаватели и мастера производственного обучения используют преимущественно неимитационные методы обучения(проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии),которые ориентированы на формирование системы устойчивых знаний.
Внедрение имитационных активных методов (стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей инсценировка, игровое проектирование, дидактическая игра ) обусловлено стоящей перед средним профессиональным образованием задачей, а именно ,подготовить конкурентоспособного специалиста среднего звена, наделенного не только профессиональными знаниями , но и творческим потенциалом. Имитационные методы позволяют моделировать профессиональную деятельность.
В 2015-2016 учебном году творческая группа преподавателей техникума работала над выбором приоритетных методов в учебном процессе, избрав доминирующим направлением деловые игры.
Деловая игра, один из наиболее эффективных методов обучения. Уже в 1932 году в Ленинграде М.М.Бирштейн впервые использовала в обучении игровой метод (деловую игру).
Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.
В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:
1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.
2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.
3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы…»
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может диагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Благодаря использованию деловой игры, преподавателям ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум» удалось конструировать интересные учебные занятия, обеспечить достижение поставленных дидактических целей, воспитательных и развивающих задач, формировать у студентов необходимых знаний и умений.
Таким образом, использование преподавателями активных методов процессе обучения, способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов, созданию условий для усвоения и закрепления новых знаний и умений как общеобразовательной, так и профессиональной направленности.Литература
1. Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1985
2. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 1982
3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000
5. Матюшин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М.,1980
6. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.,Высш.шк.,1991