Презентация. Научно-исследовательский проект с учащимися 5-ых классов по теме: Иллюзии восприятия. Всегда ли можно доверять тому, что мы видим ?
Тема: ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ. ВСЕГДА ЛИ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ ТОМУ, ЧТО МЫ ВИДИМ ? НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ УЧЕНИЦЫ 5-го КЛАССА «В»НОУ ЦО «ШКОЛА СОТРУДНИЧЕСТВА»ИВАНОВОЙ МАРИИ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КАЦЕВИЧ НАТАЛЬЯ ФЕЛИКСОВНА Актуальность работы Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос я искала в своей научно-исследовательской работе. Цель исследовательской работы Изучить разные виды иллюзийЗадачи:1. Узнать, действительно ли реальный мир именно таков, каким мы его видим. 2.Выявить и объяснить причины возникновения несоответствий между видимыми предметами и действительностью.3. Посетить музей Иллюзий для обучения практическим навыкам поисковой, исследовательской деятельности. Гипотезы: 1.Реальный мир таков, каким мы его видим.2.Не всегда то, что мы видим , на самом деле является таковым. Что такое иллюзии? Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". 90% информации приходит в наш мозг через глаза. Человек не всегда может реально оценить увиденную ситуацию. Так устроен наш глаз. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально. Человеческий глаз-не идеальный оптический аппарат, то есть мы не всегда должны доверять увиденному. Иллюзия существует и поэтому человек не всегда может правильно оценить увиденную ситуацию. Со временем, по мере накопления знаний о предметах в целом, наше видение мира меняется. Возникает противоречие между тем, что видят наши глаза, и тем, что знаем о предмете наблюдения. Поэтому на одни и те же иллюзии по-разному реагируют люди. Известно, что восприятие иллюзий очень индивидуально: то что видят одни, не видят другие. Иллюзии Выделяют три основных группы иллюзий:-природные;-искусственные;-смешанные Природные иллюзии Индеец в скале, Франция «Плачущее лицо» на леднике, Норвегия. Остров-скрипка, Коста-Рика, Никарагуа Полярный медведь в камне Трудно поверить, что скульптором фигуры полярного медведя выступает природа. Вода и ветер создали причудливые формы камней на побережье острова Изола Маддалена - самого крупного острова одноименного итальянского архипелага Ла Маддалена (Сардиния). Это уникально и очень красиво! Смешанные иллюзии Это самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот “обман” создается человеком. Виды иллюзий -зрительные искажения;-цвет и контраст;-восприятие глубины;-перевёртыши;-двойственные образы;-распознание образов;-фигура и фон;-движение;-иллюзии восприятия размера Оптические иллюзии, зрительные искажения Иллюзия Геринга (иллюзия веера) Иллюзии цвета и контраста Иллюзия мерцающей решётки. Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли? Кажущиеся фигуры Как расположен журнал? Обложкой к вам или наоборот? Видите ли вы здесь куб? ИЛЛЮЗИИ - ПЕРЕВЁРТЫШИ Старик или ... ? Гусар или ... ? Иллюзии –двойственные образы Иллюзии- распознание образов Иллюзия-фигура и фон Найдите 9 панд Найдите 4-х волков Сколько здесь животных? Иллюзии движения.Обман глаз Расщирение скачкамиСмотрите на изображение, но постарайтесь не "сломать" глаза. Вы увидите скачкообразное движение. Круги вращаются! Иллюзии восприятия размера Две дугиФигуры кажутся разными по размеру ?Присмотритесь внимательно, фигуры одинаковые! исследования учащихся начальной школы Среди учащихся 1-3 классов выборочно был проведён следующий эксперимент: необходимо было подсчитать количество ног у слона, изображённого на рисунке. Классы Количество ног у слона % уч-ся с правильным ответом 1-е классы20 уч-ся 8 ног11 уч-ся 4 ноги9 уч-ся 45 % 2-е классы20 уч-ся 8 ног5 уч-ся 4 ноги15 уч-ся 75 % 3-е классы13 уч-ся 8 ног2 уч-ся 4 ноги11 уч-ся 84 % Восприятие иллюзий размера Учащимся 5-х классов было предложено ответить на вопросы теста, глядя на рисунки: Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий-иллюзия Мюллера-ЛайераБольшинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. А что увидели учащиеся нашей школы? Ответы учащихся 2-5-х классов Всего исследование прошли 25 учащихся начальной и средней школыА) Верхний отрезок больше нижнего? 10 уч-ся Б) Нижний отрезок больше верхнего? 0 уч-сяВ) Отрезки равны- 15 уч-ся (верный ответ) Итоги исследования Эксперименты показали, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна. Мы пришли к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведённый анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключить логику и производить измерения. Выводы 1.Наше зрение несовершенно, и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные восприятия, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемо мышлением и практикой, даёт нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. 2.С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают разной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит это о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности. 3.С помощью данной работы мы смогли рассмотреть разные виды иллюзий и провели их классификацию. Мы смогли ответить на вопрос «Всегда ли можно верить своим глазам?». Зная особенности зрения, человек может анализировать полученную информацию, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение реально. 4.Подобные знания могут избавить нас от неприятностей, связанных со зрительными обманами, дают возможность понять причины природных явлений.5.Не стоит забывать, что иллюзии сопровождают нас в течении всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!