Закрытие Года литературы Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Степан Шаумян
Закрытие Года литературы
Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями.
Степан Шаумян
1.Вступительное слово учителя о литературе.
Ведущий 1. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Книга – друг, верный, бескорыстный и наиболее сведущий. Встреча с интересной книгой как встреча с добрым человеком. Однако не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, и только хорошая книга может научить нас безошибочно распознавать многие вещи: добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Хорошая книга воспитывает такие чувства, во многом формирует характер человека (По Д.Лихачёву)
Ведущий 2. Когда берёшь потрёпанную книгу в библиотеке, то не просто читаешь её, а чувствуешь тепло, душу тех людей, кто её держал в руках, читал и даже карандашом делал записи на страницах.
Ведущий 1. Хочу обратиться к высказыванию К.Г.Паустовского: «Читайте! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»
Ученик. Библиотека.
О, сколько в этом доме книг!
Лермонтов: Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Толстой: Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг.
2.Представление творческих проектов.
5класс – Литературные улицы города Рыльска
Улица Лермонтова. В 60 – х годах прошлого века частную застройку довольно крупных кварталов Рыльска решили уплотнить. Для эксперимента выбрали кварталы между улицами Островского и 25-го Октября. Так появилась улица Лермонтова, названная в честь великого русского поэта. Эта странная улица, протянувшаяся от улицы Карла Маркса до Красного кладбища, появляется и исчезает в самых невероятных местах, а также многократно себя пересекает. По сути, это несколько переулков и тупиков.
Улица Островского ранее называлась «Рыльная», здесь находилась Беломестная Казачья Слобода.
Улица М.Горького находится на самой высокой горе, лицом смотрит на улицу Энгельса, а сзади – улица 3-го Интернационала. На ней немного домов, их ряд прерывается глубоким оврагом.
Улица Гоголя находится на горке, перпендикулярна улице Маяковского.
Улица Маяковского тянется снизу вверх и идёт прямо по горке, по ней проложена трасса Рыльск – Курск.
Улица Пушкина находится на побережье реки Сейм, начинается от большого моста.
6 класс . Моё любимое стихотворение.
Седнева Виктория читает стихотворение «Великий храм», автор Любовь СараеваРоссия – наш великий храм
Всевышним Богом послан нам.
Мы в ней рождаемся, живём,
Её храним и бережём!
Сияет наш великий храм
Назло надменным всем врагам!
Но свет его не потускнеет
И мглу над миром он рассеет.
Лиманский Роман читает стихотворение «Вы в боях стояли до конца», автор Мария Пироженко.
Их всё меньше, меньше остаётся –
Ветеранов, всем нам дорогих.
Много песен о войне поётся
И о них, прекрасных и седых.
Ветераны, наши ветераны,
Вы в боях стояли до конца.
На телах излечивались раны,
Только раны запеклись в сердцах…
Эти раны не залечит время.
Сколько их – погибших молодых
На себе боёв тащили бремя.
Гибель их – как память для живых.
К сожаленью, время скоротечно
День за днём отсеивает вас…
Подвиг ваш отныне и навечно
Будет школой мужества для нас.
Бахарев Александр читает стихотворение «Аист» Вадима Корнеева
Он почти что невесом –
столб с тележным колесом,
оттого, что там, на спицах,
утром воцарилась птица,
с явью перепутав сон.
Первый аист…Аист белый!
Прилетел – не улетит,
Будто облачною пеной
взгляд восторженный слепит.
Целый день его я вижу,
окна распахнув и дверь,
даже небо стало ближе
и доступнее теперь.
Я душой уже не маюсь,
хоть остался не у дел,
словно это и не аист –
ангел белый прилетел.
Фаузель Кристина читает стихотворение «Сердце» Алёны ФилоновойОно бывает добрым,
Оно бывает злым:
Не слушая его, мы
Грубим своим родным.
Оно так часто леденеет,
Когда кого – то кто – то злит…
И от добра тихонько млеет,
И от любви оно горит.
С начала жизни до конца
Мы близких созданы любить,
Покуда жаркие сердца
Не перестанут громко бить.
ВИКТОРИНА
К 100 – летию К.Симонова
Ведущий. Константин Симонов…Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель государственного масштаба. Как много он сделал в своей жизни.
Симонов знал войну как никто. Писал о том, что видел, писал в газеты, создавал стихи, пьесы, рассказы, повести. Военная лирика сделала имя Симонова широко известным.
1)Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» читает Латышева Катя
А. Суркову
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941
Ведущий. Симонова воспитывал отчим – кадровый офицер, дисциплина в семье строгая, почти военная. Подобная история рассказана в стихотворении «Сын артиллериста», читает Еремеев Илья.
2) Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.
Вызовет Деев Леньку:
— А ну, поедем гулять:
Сыну артиллериста
Пора к коню привыкать!—
С Ленькой вдвоем поедет
В рысь, а потом в карьер.
Бывало, Ленька спасует,
Взять не сможет барьер,
Свалится и захнычет.
— Понятно, еще малец!—
Деев его поднимет,
Словно второй отец.
Подсадит снова на лошадь:
— Учись, брат, барьеры брать!
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
Прошло еще два-три года,
И в стороны унесло
Деева и Петрова
Военное ремесло.
Уехал Деев на Север
И даже адрес забыл.
Увидеться — это б здорово!
А писем он не любил.
Но оттого, должно быть,
Что сам уж детей не ждал,
О Леньке с какой-то грустью
Часто он вспоминал.
Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
Деев дрался на Севере;
В полярной глуши своей
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
«Значит, жив и здоров!»
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
Потом, приехавши с Юга,
Кто-то сказал ему,
Что Петров, Николай Егорыч,
Геройски погиб в Крыму.
Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»—
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла...
А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
— А ну, повернитесь к свету,—
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить!— и весь разговор.
— Ленька?— Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!
— Значит, окончил школу,
Будем вместе служить.
Жаль, до такого счастья
Отцу не пришлось дожить.—
У Леньки в глазах блеснула
Непрошеная слеза.
Он, скрипнув зубами, молча
Отер рукавом глаза.
И снова пришлось майору,
Как в детстве, ему сказать:
— Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.—
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:—
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец... Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
— Отец,— сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.
— Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
— Понял меня?— Все понял.
Разрешите идти?— Иди!—
Майор остался в землянке,
Снаряды рвались впереди.
Где-то гремело и ухало.
Майор следил по часам.
В сто раз ему было б легче,
Если бы шел он сам.
Двенадцать... Сейчас, наверно,
Прошел он через посты.
Час... Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два... Он теперь, должно быть,
Ползет на самый хребет.
Три... Поскорей бы, чтобы
Его не застал рассвет.
Деев вышел на воздух —
Как ярко светит луна,
Не могла подождать до завтра,
Проклята будь она!
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!
Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
В атаку пошла пехота —
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.
Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
— Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была...
Вот какая история
Про славные эти дела
На полуострове Среднем
Рассказана мне была.
А вверху, над горами,
Все так же плыла луна,
Близко грохали взрывы,
Продолжалась война.
Трещал телефон, и, волнуясь,
Командир по землянке ходил,
И кто-то так же, как Ленька,
Шел к немцам сегодня в тыл.
1941
Ведущий.В 41-м поэт потрясён седым мальчишкой, которого отец – майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете», читает Горбачёв Дмитрий
3)Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941
Ведущий. 1942г. В авиационной катастрофе погибает писатель. Военный корреспондент Евгений Петров. Ему он посвящает стих «Памяти Евгения Петрова» читает Ковалёв Матвей.
Ведущий. Слова «Жди меня» были солдатским паролем. В них заключено всё – вера, надежда, любовь. Читает Латышева Екатерина.
4) Латышева Екатерина «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:—Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941
Ведущий. Кончилась война. Симонову нет ещё и тридцати. Он объездил полсвета. Стихотворение «Родина» читает Седнева Вика.
Седнева Виктория «Родина»
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Бардюгова Анастасия читает стихотворение «Анкета дружбы»
По-разному анкеты
На дружбу заполняют
И на себя за это
Потом пусть не пеняют.
Иной, всего превыше
Боясь толчка под ребра,
Такого друга ищет,
Чтоб был, как вата, добрый.
Другой друзей находит,
Чтоб зажигали спички,
Чтобы за ним в походе
Несли его вещички.
Чем в друге ошибиться,
Поверивши в улыбки,
Уж лучше ушибиться
Об друга по ошибке.
Друг - не клавиатура,
Чтоб пробежать руками,
Углы его натуры
Обследуют боками.
Пусть как обрывы УжбыХарактер тот отвесен,
Пускай до вашей дружбы
Был путь не так уж весел,
Пусть надо с ледорубом
Идти до той вершины,
Где называют другом
Друг друга два мужчины.
Где вы не шли друг с другом
По вымеренной бровке,
А где тащили грубо
Друг друга на веревке,
Где не спьяна казалось:
Ты, я, да мы с тобою!
А где вас смерть касалась
Одним крылом обоих!
Дороги к дружбе нету
Другой, чем восхожденье.
Я в дружбе - за анкету
С таким происхожденьем!
1955
7) Коростелёва Анастасия читает стихотворение «С тобой и без тебя»
Литературная викторина Уважаемые, гости! Предлагаем вам блеснуть знанием поэзии.
Тур 1. Продолжите, пожалуйста, стихи:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана…
(Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина…)
/М.Ю.Лермонтов «Бородино»/
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…
(И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…)
/А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»,песнь 1/
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
(Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
/М.Ю.Лермонтов «Парус»/
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
(Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит.)
/М.Ю.Лермонтов «Парус»/
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
(А он, мятежный, просит бури,
Как-будто в бурях есть покой.)
/М.Ю.Лермонтов «Парус»/
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз…
(Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, ведущая хворосту воз).
/Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»/
Тур 2. У меня в руках обрывки книжных страниц, вынесенных из пожара,
помогите определить их авторов:
(Буря мглою небо) … кроет, (Уронили мишку)… на пол,
(Вихри снежные) … крутя. (Оторвали мишке) … лапу.
(То, как зверь, она)… завоет, (Всё равно его не) … брошу,
(То заплачет, как) … дитя. (Потому что он) … хороший.
/А.С.Пушкин А.Барто «Мишка»
«Зимний вечер»/
Тур 3. А теперь, предлагаем вам стать детективами.
Периодически по нашей школе бродят какие-то странные личности.
Нам удалось найти их приблизительное описание, а вам необходимо
определить, из каких они книг и кто их авторы.
«Он был один из славных коренных, старых полковников: весь он
был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
Он любил простую жизнь казаков и поссорился с теми из своих товарищей,
которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями
польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником
православия.
Самоуправно входил он в сёла, где только пожаловались на притис-
нения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими каза-
ками производил над ними расправу и положил себе правило, что в трёх слу-
чаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда сборщики податей не
уважили в чём старших и стояли перед ними в шапках; когда поглумились над
православием и не почтили предкового закона и, наконец, когда враги были
басурманы и турки, против которых он считал, во всяком случае, поднять ору-
жие во славу христианства». /Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба», Тарас Бульба/.
«Мужчина 12-ти вершков роста, сложенный богатырём, немой от
рождения. Он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев и считался
едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычной си-
лой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело смотреть
на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось,
один, без помощи лошадёнки, взрывал упругую грудь земли, либо в Петров
день так сокрушительно действовал сохой, что хоть бы молодой берёзовый
лесок смахивать с корней долой, ибо проворно и безостановочно молотил трёх-
аршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и
твёрдые мышцы его плечей.
Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его
неистовой работе. Славный он был мужик. И не будь его несчастье, всякая
девка охотно бы пошла за него замуж».
/И.С.Тургенев, «Муму», Герасим/.
«Батюшка пришлёт ему денежки: чем бы их попридержать - и куды!
пошёл гулять: ездит на извозчике, каждый день в театр, а там через неделю,
глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз всё до послед-
ней рубашки спустит, так что на нём всего останется сюртучишко да шенелиш-
ка. И сукно такое важное, аглицкое! рублей полтораста ему один фрак станет,
а на рынке спустит рублей за 20, а о брюках и говорить нечего - нипочём идут.
А отчего? А оттого, что делом не занимается: вместо того, чтобы в должность,
а он идёт гулять по проспекту, в картишки играет».
/Н.В.Гоголь, «Ревизор», Хлестаков/.
«Его богатство, знатный род и связи делали ему большой вес в
губернии, где находилось его имение. Соседи были рады угождать малейшей
его прихоти: губернские чиновники трепетали при его имени; он принимал
знаки подобострастия как надлежащую дань: дом его всегда был полон
гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда
и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения
или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.
В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Изба-
лованный всем, что только окру жало его, он привык давать полную волю всем
порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.
Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он
раза два в неделю страдал от обжорства, и каждый вечер бывал навеселе».
/А.С.Пушкин, «Дубровский», Троекуров».
7 класс. Реклама современных писателей и их произведений.
8 класс – Бал литературных героев
Немецкий философ Шопенгауэр говорил: «Книги – это маяки в океане времени». Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги? Они вводят нас в удивительный мир литературы, в мир сказок, путешествий, приключений. Ребята, а кому обязаны читатели сказать слова благодарности за написанные книги? Конечно, писателям или авторам этих книг. Сегодня у нас необычный праздник. Он называется «Бал литературных героев», потому что сегодня мы встретимся с героями произведений.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдём от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
В древности слагались небылицы,
И сейчас рождаются они.
Вот книжные герои сходят со страницы-
Прямо к нам. В сегодняшние дни!
9 класс – Презентация «Памятники литературным героям»
Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, известнейших купцов, корабельных мастеров и канцелярских служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич – и название им велено дать АССАМБЛЕИ, далее стали именоваться БАЛЫ.
Ведущий 2. У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. На балах у испанских королей некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. Аллеманда, куранта, гальярда – эти старинные названия как бы приглашают в парадные бальные залы…
-Особое значение для дамы имел веер. В умелых руках он умел разговаривать. Дама без веера чувствовала себя, как кавалер без шпаги.
Язык веера вам продемонстрирует Юля. А вы попробуйте его расшифровать.
«ВЫ МНЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ» - закрыть веер.
«Я ВАС ЛЮБЛЮ» - указать закрытым веером на сердце (веер в правой руке).
«Я ВАС НЕ ЛЮБЛЮ» - закрытым веером делается движение в сторону.
«ТЫ МОЙ ИДЕАЛ» - дотронуться открытым веером до губ и до сердца
«БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ЗА НАМИ СЛЕДЯТ»- открытым веером дотронуться до левого уха.
«ПРОЩАЙ» - закрытый веер повесить на правую руку.
Хозяин бала и хозяйка бала проводят игру в литературные фанты.
Ведущий:
Бал – это совершенно особое событие в жизни человека 19 века. Со времён петровских ассамблей возникает такая форма отдыха, общения со своими обязательными элементами, строгой последовательностью частей. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, «бальные вольности»…
Но вот появляются и наши первые гости. Узнаёте?
Сцена 1. (отрывок из комедии «Горе от ума» 3 действие, явление 7)
Грибоедов « Горе от ума»
Наталья Дмитриевна, князь Тугоуховский, княгиня с шестью дочерьми
Наталья Дмитриевна (тоненьким голоском):
Князь Пётр Ильич, княгиня! Боже мой!
Княжна Зизи! Мими!
Громкие лобызания; потом усаживаются и осматривают одна другую с головы до ног.
1-я княжна:
Какой фасон прекрасный!
2-я княжна:
Какие складочки!
1-я княжна:
Обшито бахромой.
Наталья Дмитриевна:
Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!
3-я княжна:
Какой эшарп кузин мне подарил!
4-я княжна:
АХ! Да, барежевый!
5-я княжна:
Ах! Прелесть!
6-я княжна:
Ах! Как мил!
Княгиня:
Сс! – Кто это в углу, взошли мы, поклонился?
Наталья Дмитриевна:
Приезжий, Чацкий.
Княгиня:
От-став-ной?
Наталья Дмитриевна:
Да, путешествовал, недавно воротился.
Княгиня:
И хо-ло-стой?
Наталья Дмитриевна:
Да, не женат.
Княгиня:
Князь, князь, сюда, - живее.
Князь ( к ней оборачивает слуховую трубку):
О-хм!
Княгиня:
К нам на вечер, в четверг, проси скорее
Натальи Дмитриевны знакомого:вон он!
Князь:
И-хм!
Княгиня:
Вот то-то , детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
ОН камер-юнкер?
Наталья Дмитриевна:
Нет.
Княгиня:
Бо-гат?
Наталья Дмитриевна:
О, нет!
Княгиня (громко, что есть мочи):
Князь, князь! Назад!
Ведущий:
Обучение танцам начиналось рано – с пяти-шести лет. Для юной девушки, которую только начинали вывозить, первый бал – это повод для волнений: там её увидят в красивом бальном платье, там будет много света, и она будет танцевать…
Девочки исполняют бальный танец.
Сцена 2.( отрывок из повести «Княжна Мери» )
Лермонтов « Княжна Мери»
Дама:
Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите толкнула меня и не извинилась, да ещё обернулась и посмотрела на меня в лорнет… И чем она гордится? Уж её надо проучить…
Драгунский капитан:
За этим дело не станет!
(уходят)
Печорин:
Я слышал, княжна, что, будучи вам совсем не знаком, я имел уже несчастье заслужить вашу немилость…что вы меня нашли дерзким…неужели это правда?
Мери:
И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?
Печорин:
Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь ещё большую дерзость просить у вас прощения… И право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчёт меня ошиблись…
Мери:
Вам это будет довольно трудно…
Печорин:
Отчего же?..
Мери:
Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться…
Печорин:
Знаете, княжна, никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее …и тогда…
Драгунский капитан ( очень развязно):
Пермете…ну, да что тут!... просто ангажирую вас на мазурку…
Мери (испуганно):
Что вам угодно?
Драгунский капитан
Что же? Разве вам не угодно?...Я таки опять имею честь вас ангажировать…Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить…
Печорин:
Княжна давно уже обещала танцевать мазурку со мною.
(капитан уходит)
Мери:
Вы странный человек!
Печорин:
Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.
Мери:
Вы напрасно боялись! Они все прескучные…
Печорин:
Все! Неужели все?(танцуют)
Ведущий:
Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву на «ярмарку невест».
Подъезжали к празднично освещённому подъезду, в вестибюле сбрасывали шубы и поднимались в зал, где гостей уже встречала хозяйка…
Сцена 3.(отрывок из поэмы «Мёртвые души», гл.9)
Гоголь «Мёртвые души»
1-я дама (дама приятная во всех отношениях): Сюда, сюда, вот в этот уголочек! Вот так! Вот так! Вот вам и подушка! Как же я рада, что вы…Я слышу, кто-то подъехал, да думаю себе, кто бы мог так рано. Параша говорит: «вице-губернаторша», а я говорю: «ну вот, опять приехала дурра надоедать», и уж хотела сказать, что меня нет дома…» Какой весёленький ситец!
2-я дама (просто приятная дама):Да, очень весёленький.Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре её прислали материйку; это такое очарование, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки…Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего ещё не было подобного на свете.
1-я: Милая, это пёстро.
2-я : Ах, нет, не пёстро.
1-я:Ах, пёстро!
2-я: Да, поздравляю вас: оборок больше не носят.
1-я:Как не носят?
2-я:Наместо их фестончики.
1-я: Ах. Как это нехорошо фестончики!
2-я: Фестончики. Всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. Внизу фестончики, везде фестончики.
1-я: Нехорошо, Софья Ивановна, если всё фестончики.
2-я: Мило, Анна Григорьевна. До невероятности; шьётся в два рубчика: широкие проймы и сверху…Но вот, вот когда вы изумитесь, вот уж когда скажите, что…Ну, изумляйтесь : вообразите, лифчики пошли ещё длиннее, впереди мыском, и передняя косточка совсем выходит из границ; юбка вся собирается вокруг… Как, бывало , в старину фижмы, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтобы была совершенная бель-фам.
1-я: Ну уж это просто: Признаюсь!
2-я: Именно, это уж, точно, признаюсь.
1-я: Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.
2-я: Я сама тоже…Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода…ни на что не похоже! Я выпросила у сестры выкройку нарочно для смеху; Меланья моя принялась шить.
1-я: Так у вас разве есть выкройка?
2-я: Как же, сестра привезла.
1-я: Душа моя, дайте её мне ради всего святого.
2-я: Ах, я уж дала слово Прасковье Фёдоровне. Разве после неё.
1-я :Кто же станет носить после Прасковьи Фёдоровны? Это уж слишком странно будет с вашей стороны, если уж вы чужих предпочтёте своим.
2-я: Да ведь она тоже мне двоюродная тётка.
1-я: Она вам тётка ещё бог знает какая: с мужниной стороны…Нет, Софья Ивановна, я и слышать не хочу, это выходит: вы мне хотите нанесть такое оскорбление…Видно, я вам наскучила уже. Видно, вы хотите прекратить со мною всякое знакомство.
1-я:Ну что же наш прелестник?
2-я: Ах, боже мой! Что ж я так сижу перед вами! вот хорошо! Ведь вы знаете, Анна Григорьевна, с чем я приехала к вам? Как
Вы ни выхваляйте и ни превозносите его, а я скажу прямо , и ему в глаза скажу, что он негодный человек, негодный, негодный, негодный…
1-я: Да послушайте только, что я вам открою… ( шепчет на ухо)
Ведущий:
- Мадам! Месье! Господа! Пожалуйте все в гостиную! Наташа и Соня петь будут. Все сюда!
Девушки исполняют романс.
Ведущий:
В 1830 году Энгельгардт открыл в своём доме первые в России публичные балы и маскарады. Попасть на них было нетрудно, нужно было только купить билет и маскарадный костюм.
Маскарад – это игра, в которой невозможное становится возможным, это отдых от бесконечно нормированного быта. Маска уравнивала всех. Здесь светская дама может танцевать с чиновником, а светский щеголь – флиртовать с дамой полусвета.
Сцена 4.( отрывок из пьесы «Маскарад», сц.2-я, выходы пятый, шестой)
Лермонтов « Маскарад»
- Маска:
Ах. ..Я едва дышу…он всё бежал за мною,
Что, если бы сорвал он маску…нет,
Он не узнал меня…да и какой судьбою
Подозревать, что женщина, которой свет
Дивиться с завистью, в пылу самозабвенья
Кнему на шею кинется , моля
Дать ей два сладкие мгновенья,
Не требуя любви – но только сожаленья,
И дерзко скажет – я твоя!..
Он этой тайны вечно не узнает…
Пускай…Я не хочу…Но он желает
На память у меня какой-нибудь предмет,
Кольцо…что делать…риск ужасный!
( Видит на земле браслет и подымает)
Вот счастье. Боже мой _ потерянный браслет
С эмалью, золотой…отдам ему, прекрасно…
Пусть ищет с ним меня.
Князь:
Так точно…вот она.
Меж тысячи других её теперь узнаю.
О! ты не убежишь.
Маска:
Я вас не убегаю,
Чего хотите вы?
Князь:
Вас видеть.
Маска:
Мысль смешна! Я перед вами…
Князь:
Это шутка злая!
Но цель твоя шутить, а цель моя другая…
И если мне небесные черты
Сейчас же не откроешь ты _
То я сорву коварную личину;
Я силою…
Маска:
Поймите же мужчину!..
Вы недовольны…мало вам того,
Что я люблю вас…нет! Вам хочется всего;
Вам надо честь мою на поруганье,
Чтоб, встретившись со мной на бале, на гулянье,
Могли бы вы со смехом рассказать
Друзьям смешное приключенье
И, разрешая их сомненья,
Промолвить:вот она…и пальцем указать.
Князь:
Я вспомню голос твой.
Маска:
Пожалуй, - вот уж чудо!
Сто женщин говорят всё голосом таким;
Вас пристыдят- лишь адресуйтесь к ним,
И это было бы не худо!
Князь:
Но счастие моё неполно.
Маска:
А как знать…
Вы, может быть, должны судьбу благословлять
За то , что маску не хочу я снять.
Быть может, я стара, дурна…какую мину
Вы сделали бы мне.
Князь:
Ты хочешь испугать,
Но, зная прелестей твоих лишь половину,
Как остальных не отгадать.
Маска (хочет идти):
Прощай навеки!..
Князь:
О! Ещё мгновенье!
Ты ничего на память не оставишь? Нет
В тебе к безумцу сожаленья?
Маска (отойдя два шага):
Вы правы, жаль мне вас – возьмите мой браслет.
(Бросает браслет на пол, пока он его поднимает, она скрывается в толпе.)
Ведущий:
В конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля А.С.Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. « В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой»…Звали девушку Натали, Наталья Гончарова.
Сцена 5. ( «Светские сплетницы»)
Светские сплетницы.
Слыхали новость: Пушкин женится.
-Вот это пассаж! После стольких приключений и амуров!
- Но кто же она?
- Мадемуазель Натали, самая младшая из сестёр Гончаровых.
- Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.
- Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.
-Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в своё имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.
- Но, слышно, там появилась холера!
-Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.
- Брак для поэта – это такая проза!
-Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Её сам государь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.
- Он , кажется, нашёл в ней свой идеал, о котором ещё в «Евгении Онегине» писал…
-Да, да, я помню. Учила с маменькой:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…
- И совсем ещё юна. Только в свет её вывела маменька.
-Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.
- Она выше его на целую голову! Но как Божественна! Как он влюблён!
Исполняется романс на стихи Пушкина или о Пушкине
Сцена 6. ( «Ужель та самая Татьяна…» отрывки из романа «Евгений Онегин»)
Онегин:
Ужель та самая Татьяна…
Та девочка…иль это сон?
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…
Я думал вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Татьяна:
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас, и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость…
Онегин:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.
Татьяна:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
Онегин:
Я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено; я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Татьяна:
А счастье было так возможно,
Так близко! Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я.
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь
Я вас люблю ( к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Ведущий:
Бал – это всегда место встреч, свиданий, первых знакомств. Трудно назвать литературное произведение 19 века, где действие не разворачивалось бы во время бала.
Ведущий . После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что наши слуги находят множество потерянных вещей.
Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.
• это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, а большую часть жизни прожил в Париже, танцевал на балу с дочерью Пушкина, хотя очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)
• эта литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла. (Ольга Ларина)
• букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)
• Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)
• Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).
• А это сундучок, его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)
• Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)
• Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)
*курительная трубка, называемая на Украине люлькой (Тарас Бульба)
*примус (Кот Бегемот)
Ведущий. Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
Ведущий. Дамы и господа! Сейчас многие из вас получат записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить. Пожелания.
« Выбрав дорогу, не сворачивай!»
«Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!»
«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»
« Не забывай о себе!»
« Помни, пущенная стрела не возвращается!»
« Найди счастье в дне сегодняшнем!»
« Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
« Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
« Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
« Помни – всё хорошее от человека!»
« Хула на человека нужна, но похвала ему того более необходима и, вероятнее, полезнее хулы»
« Радуйся жизни, она одна!» «Помни: добро порождает добро»
Ведущий.И вновь музыка зазвучала
Вся публика сидеть устала,
И в вихре вальса закружась,
В наш век вернёмся мы опять. Быстрый вальс.
9 класс – Презентация «Памятники литературным героям»
Ведущий. Подошёл к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить.
До свидания. До новых встреч!
Ведущий:
Бал – это совершенно особое событие в жизни человека 19 века. Со времён петровских ассамблей возникает такая форма отдыха, общения со своими обязательными элементами, строгой последовательностью частей. Однако строгий ритуал, приближавший бал к параду, делал тем более значимыми возможные отступления, «бальные вольности»…
Но вот появляются и наши первые гости. Узнаёте?
Сцена 1. (отрывок из комедии «Горе от ума» 3 действие, явление 7)
Грибоедов « Горе от ума»
Наталья Дмитриевна, князь Тугоуховский, княгиня с шестью дочерьми
Наталья Дмитриевна (тоненьким голоском):
Князь Пётр Ильич, княгиня! Боже мой!
Княжна Зизи! Мими!
Громкие лобызания; потом усаживаются и осматривают одна другую с головы до ног.
1-я княжна:
Какой фасон прекрасный!
2-я княжна:
Какие складочки!
1-я княжна:
Обшито бахромой.
Наталья Дмитриевна:
Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!
3-я княжна:
Какой эшарп кузин мне подарил!
4-я княжна:
АХ! Да, барежевый!
5-я княжна:
Ах! Прелесть!
6-я княжна:
Ах! Как мил!
Княгиня:
Сс! – Кто это в углу, взошли мы, поклонился?
Наталья Дмитриевна:
Приезжий, Чацкий.
Княгиня:
От-став-ной?
Наталья Дмитриевна:
Да, путешествовал, недавно воротился.
Княгиня:
И хо-ло-стой?
Наталья Дмитриевна:
Да, не женат.
Княгиня:
Князь, князь, сюда, - живее.
Князь ( к ней оборачивает слуховую трубку):
О-хм!
Княгиня:
К нам на вечер, в четверг, проси скорее
Натальи Дмитриевны знакомого:вон он!
Князь:
И-хм!
Княгиня:
Вот то-то , детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
ОН камер-юнкер?
Наталья Дмитриевна:
Нет.
Княгиня:
Бо-гат?
Наталья Дмитриевна:
О, нет!
Княгиня (громко, что есть мочи):
Князь, князь! Назад!
Ведущий:
Обучение танцам начиналось рано – с пяти-шести лет. Для юной девушки, которую только начинали вывозить, первый бал – это повод для волнений: там её увидят в красивом бальном платье, там будет много света, и она будет танцевать…
Девочки исполняют бальный танец.
Сцена 2.( отрывок из повести «Княжна Мери» )
Лермонтов « Княжна Мери»
Дама:
Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите толкнула меня и не извинилась, да ещё обернулась и посмотрела на меня в лорнет… И чем она гордится? Уж её надо проучить…
Драгунский капитан:
За этим дело не станет!
(уходят)
Печорин:
Я слышал, княжна, что, будучи вам совсем не знаком, я имел уже несчастье заслужить вашу немилость…что вы меня нашли дерзким…неужели это правда?
Мери:
И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?
Печорин:
Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь ещё большую дерзость просить у вас прощения… И право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчёт меня ошиблись…
Мери:
Вам это будет довольно трудно…
Печорин:
Отчего же?..
Мери:
Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться…
Печорин:
Знаете, княжна, никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее …и тогда…
Драгунский капитан ( очень развязно):
Пермете…ну, да что тут!... просто ангажирую вас на мазурку…
Мери (испуганно):
Что вам угодно?
Драгунский капитан
Что же? Разве вам не угодно?...Я таки опять имею честь вас ангажировать…Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить…
Печорин:
Княжна давно уже обещала танцевать мазурку со мною.
(капитан уходит)
Мери:
Вы странный человек!
Печорин:
Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.
Мери:
Вы напрасно боялись! Они все прескучные…
Печорин:
Все! Неужели все?
(танцуют)
Ведущий:
Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву на «ярмарку невест».
Подъезжали к празднично освещённому подъезду, в вестибюле сбрасывали шубы и поднимались в зал, где гостей уже встречала хозяйка…
Сцена 3.(отрывок из поэмы «Мёртвые души», гл.9)
Гоголь «Мёртвые души»
1-я дама (дама приятная во всех отношениях): Сюда, сюда, вот в этот уголочек! Вот так! Вот так! Вот вам и подушка! Как же я рада, что вы…Я слышу, кто-то подъехал, да думаю себе, кто бы мог так рано. Параша говорит: «вице-губернаторша», а я говорю: «ну вот, опять приехала дурра надоедать», и уж хотела сказать, что меня нет дома…» Какой весёленький ситец!
2-я дама (просто приятная дама):Да, очень весёленький.Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре её прислали материйку; это такое очарование, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки…Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего ещё не было подобного на свете.
1-я: Милая, это пёстро.
2-я : Ах, нет, не пёстро.
1-я:Ах, пёстро!
2-я: Да, поздравляю вас: оборок больше не носят.
1-я:Как не носят?
2-я:Наместо их фестончики.
1-я: Ах. Как это нехорошо фестончики!
2-я: Фестончики. Всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. Внизу фестончики, везде фестончики.
1-я: Нехорошо, Софья Ивановна, если всё фестончики.
2-я: Мило, Анна Григорьевна. До невероятности; шьётся в два рубчика: широкие проймы и сверху…Но вот, вот когда вы изумитесь, вот уж когда скажите, что…Ну, изумляйтесь : вообразите, лифчики пошли ещё длиннее, впереди мыском, и передняя косточка совсем выходит из границ; юбка вся собирается вокруг… Как, бывало , в старину фижмы, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтобы была совершенная бель-фам.
1-я: Ну уж это просто: Признаюсь!
2-я: Именно, это уж, точно, признаюсь.
1-я: Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.
2-я: Я сама тоже…Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода…ни на что не похоже! Я выпросила у сестры выкройку нарочно для смеху; Меланья моя принялась шить.
1-я: Так у вас разве есть выкройка?
2-я: Как же, сестра привезла.
1-я: Душа моя, дайте её мне ради всего святого.
2-я: Ах, я уж дала слово Прасковье Фёдоровне. Разве после неё.
1-я :Кто же станет носить после Прасковьи Фёдоровны? Это уж слишком странно будет с вашей стороны, если уж вы чужих предпочтёте своим.
2-я: Да ведь она тоже мне двоюродная тётка.
1-я: Она вам тётка ещё бог знает какая: с мужниной стороны…Нет, Софья Ивановна, я и слышать не хочу, это выходит: вы мне хотите нанесть такое оскорбление…Видно, я вам наскучила уже. Видно, вы хотите прекратить со мною всякое знакомство.
1-я:Ну что же наш прелестник?
2-я: Ах, боже мой! Что ж я так сижу перед вами! вот хорошо! Ведь вы знаете, Анна Григорьевна, с чем я приехала к вам? Как
Вы ни выхваляйте и ни превозносите его, а я скажу прямо , и ему в глаза скажу, что он негодный человек, негодный, негодный, негодный…
1-я: Да послушайте только, что я вам открою… ( шепчет на ухо)
Ведущий:
- Мадам! Месье! Господа! Пожалуйте все в гостиную! Наташа и Соня петь будут. Все сюда!
Девушки исполняют романс.
Ведущий:
В 1830 году Энгельгардт открыл в своём доме первые в России публичные балы и маскарады. Попасть на них было нетрудно, нужно было только купить билет и маскарадный костюм.
Маскарад – это игра, в которой невозможное становится возможным, это отдых от бесконечно нормированного быта. Маска уравнивала всех. Здесь светская дама может танцевать с чиновником, а светский щеголь – флиртовать с дамой полусвета.
Сцена 4.( отрывок из пьесы «Маскарад», сц.2-я, выходы пятый, шестой)
Лермонтов « Маскарад»
- Маска:
Ах. ..Я едва дышу…он всё бежал за мною,
Что, если бы сорвал он маску…нет,
Он не узнал меня…да и какой судьбою
Подозревать, что женщина, которой свет
Дивиться с завистью, в пылу самозабвенья
Кнему на шею кинется , моля
Дать ей два сладкие мгновенья,
Не требуя любви – но только сожаленья,
И дерзко скажет – я твоя!..
Он этой тайны вечно не узнает…
Пускай…Я не хочу…Но он желает
На память у меня какой-нибудь предмет,
Кольцо…что делать…риск ужасный!
( Видит на земле браслет и подымает)
Вот счастье. Боже мой _ потерянный браслет
С эмалью, золотой…отдам ему, прекрасно…
Пусть ищет с ним меня.
Князь:
Так точно…вот она.
Меж тысячи других её теперь узнаю.
О! ты не убежишь.
Маска:
Я вас не убегаю,
Чего хотите вы?
Князь:
Вас видеть.
Маска:
Мысль смешна! Я перед вами…
Князь:
Это шутка злая!
Но цель твоя шутить, а цель моя другая…
И если мне небесные черты
Сейчас же не откроешь ты _
То я сорву коварную личину;
Я силою…
Маска:
Поймите же мужчину!..
Вы недовольны…мало вам того,
Что я люблю вас…нет! Вам хочется всего;
Вам надо честь мою на поруганье,
Чтоб, встретившись со мной на бале, на гулянье,
Могли бы вы со смехом рассказать
Друзьям смешное приключенье
И, разрешая их сомненья,
Промолвить:вот она…и пальцем указать.
Князь:
Я вспомню голос твой.
Маска:
Пожалуй, - вот уж чудо!
Сто женщин говорят всё голосом таким;
Вас пристыдят- лишь адресуйтесь к ним,
И это было бы не худо!
Князь:
Но счастие моё неполно.
Маска:
А как знать…
Вы, может быть, должны судьбу благословлять
За то , что маску не хочу я снять.
Быть может, я стара, дурна…какую мину
Вы сделали бы мне.
Князь:
Ты хочешь испугать,
Но, зная прелестей твоих лишь половину,
Как остальных не отгадать.
Маска (хочет идти):
Прощай навеки!..
Князь:
О! Ещё мгновенье!
Ты ничего на память не оставишь? Нет
В тебе к безумцу сожаленья?
Маска (отойдя два шага):
Вы правы, жаль мне вас – возьмите мой браслет.
(Бросает браслет на пол, пока он его поднимает, она скрывается в толпе.)
Ведущий:
В конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля А.С.Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. « В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой»…Звали девушку Натали, Наталья Гончарова.
Сцена 5. ( «Светские сплетницы»)
Светские сплетницы.
Слыхали новость: Пушкин женится.
-Вот это пассаж! После стольких приключений и амуров!
- Но кто же она?
- Мадемуазель Натали, самая младшая из сестёр Гончаровых.
- Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.
- Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.
-Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в своё имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.
- Но, слышно, там появилась холера!
-Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.
- Брак для поэта – это такая проза!
-Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Её сам государь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.
- Он , кажется, нашёл в ней свой идеал, о котором ещё в «Евгении Онегине» писал…
-Да, да, я помню. Учила с маменькой:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…
- И совсем ещё юна. Только в свет её вывела маменька.
-Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.
- Она выше его на целую голову! Но как Божественна! Как он влюблён!
Исполняется романс на стихи Пушкина или о Пушкине
Сцена 6. ( «Ужель та самая Татьяна…» отрывки из романа «Евгений Онегин»)
Онегин:
Ужель та самая Татьяна…
Та девочка…иль это сон?
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…
Я думал вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Татьяна:
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас, и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость…
Онегин:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я.
Татьяна:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
Онегин:
Я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено; я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Татьяна:
А счастье было так возможно,
Так близко! Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я.
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь
Я вас люблю ( к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Ведущий:
Бал – это всегда место встреч, свиданий, первых знакомств.
Трудно назвать литературное произведение 19 века, где действие не разворачивалось бы во время бала.
Узнаёте этих молодых людей?
Сцена7 ( отрывок из романа Тургенева « Отцы и дети» или Толстого «Война и мир» )
Участники вечера танцуют.
Ведущий:
Гостями нашего бала были…(представление участников, поклоны)
Пожелания.
« Выбрав дорогу, не сворачивай!»
«Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!»
«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»
« Не забывай о себе!»
« Помни, пущенная стрела не возвращается!»
« Найди счастье в дне сегодняшнем!»
« Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
« Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
« Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
« Помни – всё хорошее от человека!»
« Хула на человека нужна, но похвала ему того более необходима и, вероятнее, полезнее хулы»
« Радуйся жизни, она одна!» «Помни: добро порождает добро
Именно на балу происходят важные события в жизни героев романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин» ( Инсценировка отрывка из романа 9 класс)
Девушка: какие страсти происходят на нашем балу. На балах не только танцевали, но и играли в различные игры, в том числе литературные. В одну из них – буриме – и сама императрица Екатерина не прочь была поиграть.
Песня « Мастер и Маргарита»
Я конечно не мастер, но жду Маргариту
Вдруг она улыбнется среди суеты
Но пока попадаются лишь маргаритки
А они к сожалению только цветы только цветы
Мастер и Маргарита
Жили в Москве былой
Мастер и Маргарита
Тайна в легенде той
Мастер и Маргарита
Век наступил иной но-о-о-о
Мастер и Маргарита
В каждой любви земной
Этот дом и подвальчик на Старом Арбате
И сирень у забора и ветхая тень
Где встречался с любимой когда-то писатель
Ветер с памятью под руку ходят теперь ходят теперь
Мастер и Маргарита
Жили в Москве былой
Мастер и Маргарита
Тайна в легенде той
Мастер и Маргарита
Век наступил иной но-о-о-о Мастер и Маргарита
В каждой любви земной
Время - старый волшебник спешащий куда-то
В переулках московских все прячет тебя
Но вот-вот из луча золотого заката
Выйдешь ты неожиданно словно судьба словно судьба
Мастер и Маргарита
Жили в Москве былой
Мастер и Маргарита
Тайна в легенде той
Мастер и Маргарита
Век наступил иной но-о-о-о Мастер и Маргарита
В каждой любви земной
Мастер и Маргарита
и Маргарита
Мастер и Маргарита
и Маргарита
Мастер и Маргарита
и Маргарита
Дорогие гости нашего бала литературных героев, мы прощаемся с вами, но не литературные герои, которые всегда ждут встречи с вами на страницах любимых книг!
Девушка: какие страсти происходят на нашем балу. На балах не только танцевали, но и играли в различные игры, в том числе литературные. В одну из них – буриме – и сама императрица Екатерина не прочь была поиграть.
Песня « Мастер и Маргарита»
Я конечно не мастер, но жду Маргариту
Вдруг она улыбнется среди суеты
Но пока попадаются лишь маргаритки
А они к сожалению только цветы только цветы
Мастер и Маргарита
Жили в Москве былой
Мастер и Маргарита
Тайна в легенде той
Мастер и Маргарита
Век наступил иной но-о-о-о
Мастер и Маргарита
В каждой любви земной
Этот дом и подвальчик на Старом Арбате
И сирень у забора и ветхая тень
Где встречался с любимой когда-то писатель
Ветер с памятью под руку ходят теперь ходят теперь
Мастер и Маргарита
Жили в Москве былой
Мастер и Маргарита
Тайна в легенде той
Мастер и Маргарита
Век наступил иной но-о-о-о Мастер и Маргарита
В каждой любви земной
Время - старый волшебник спешащий куда-то
В переулках московских все прячет тебя
Но вот-вот из луча золотого заката
Выйдешь ты неожиданно словно судьба словно судьба
Мастер и Маргарита
Жили в Москве былой
Мастер и Маргарита
Тайна в легенде той
Мастер и Маргарита
Век наступил иной но-о-о-о Мастер и Маргарита
В каждой любви земной
Мастер и Маргарита
и Маргарита
Мастер и Маргарита
и Маргарита
Мастер и Маргарита
и Маргарита
Дорогие гости нашего бала литературных героев, мы прощаемся с вами, но не литературные герои, которые всегда ждут встречи с вами на страницах любимых книг!