Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в целях укрепления здоровья


Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в целях укрепления здоровья
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.
Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число "физиологически незрелых" новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Основы физического воспитания закладываются с раннего возраста. Оно является неотъемлемой частью формирования будущего поколения граждан нашего государства. Цель физического воспитания в школе - совершенствование физического развития учащихся и привлечение к занятиям спортом, пропаганда здорового образа жизни, улучшение здоровья.
Снижение двигательной активности младшего и среднего школьного возраста приводит к заболеваниям опорно-двигательной системы и ожирению детей. Не секрет, что и в школе, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. 
Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы. 1. Цели и задачи деятельности учителя по физической культуре • содействие всестороннему развитию личности; • воспитание активно развитой личности. Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются: 1. Охрана и укрепление здоровья детей; 2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; 3. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха; 4. Тренировки и укрепления здоровья; 5. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры. 6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. 
Одна из важнейших условий повышения объема двигательной активности школьников, улучшения их физической подготовленности и укрепления здоровья. С помощью них во многом может быть решена проблема воспитания привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями, ориентирующих школьника на целенаправленное укрепление здоровья, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности, предупреждение заболеваемости, формирование элементарных знаний о личной гигиене, системе закаливающих процедур и режиме дня.
Дополнительное образование детей как физкультурно - оздоровительное направление, представлено в общеобразовательных учреждениях столицы организованными занятиями в секциях по видам спорта во внеучебное время и является логическим продолжением учебной работы. Целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством внедрения дополнительных образовательных программ, во взаимосвязи с общим обязательным образованием, включает не только мощную интеллектуальную составляющую, которая создает основу для формирования положительной мотивации к познанию и творчеству, но и помогает сохранять и укреплять здоровье школьников, формируя у них целостное представление о физической культуре.
Установлены возрастные этапы начала занятий различными видами спорта на время начальной, учебно-тренировочной подготовки и в период спортивного совершенствования. На всех этапах занятий детей в секциях по видам спорта во внеучебное время сохраняется преобладающее значение разносторонней, общей физической подготовки, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Спортивно-массовые мероприятия в общеобразовательных учреждениях представлены смотрами-конкурсами, соревнованиями, спортивными праздниками, Днями здоровья и спорта. Городские смотры-конкурсы для обучающихся 1 - 4 классов «Знаю и умею», «Мой друг мяч», «Футбол класс!», проводимые Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Ставрополя, разработаны с учетом учебной программы по физической культуре. Они позволяют определить уровень компетенции обучающихся младшего школьного возраста по знаниям, формированию умений и воспитанию физических качеств по учебному предмету «Физическая культура», отследить, как решаются задачи физического воспитания школьников на этапе обучения с 1-го по 4-й класс, выявить лучшие школы по постановке как учебной работы по предмету «Физическая культура» и наиболее талантливых школьников. Для определения качества прохождения программного материала младших школьников разработаны и апробированы новые варианты теоретических заданий по основам знаний и умений для 1-4 классов с таблицами, творческими задачами, картинками. По полученным результатам участников подготовлены аналитические справки. В 2012 году году в положениях данных мероприятий было введено новшество - конкурсное задание по «Основам знаний» в отдельной аудитории выполняли родители конкурсантов. Традиционным является конкурс среди обучающихся 8-11 классов «Знатоки олимпизма». Данные смотры-конкурсы способствуют оценке качества преподавания физической культуры на всех ступенях общего образования.
Очень важно осуществлять реализацию гуманистического подхода на уроках физкультуры.
Психологический аспект удовлетворенности на уроках физкультуры
Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ педагогической литературы, этот психологический феномен не используется для изучения отношения школьников к учению. Вместе с тем, он существенно дополняет получаемую при изучении отношений с помощью интересов и мотивов картину. Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени отношение, предшествующее учебной деятельности. Удовлетворенность же возникает в процессе деятельности и, следовательно, является субъективной! Удовлетворенность характеризует силу эмоционального отношения человека, в частности, к своей профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положительным является его отношение к ней. И, наоборот, чем больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней.
Что же понимается под удовлетворенностью? Несмотря на то, что это понятие широко используется в социологических работах, его определение не дано и оно часто подменяется понятием «удовлетворение». Ученые определяют удовлетворенность как устойчивое долгосрочное оценочное отношение субъекта к выполняемой им деятельности (учебной, трудовой, спортивной, общественной) в целом или отдельным ее сторонам, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения от совершавшейся работы.
Удовлетворенность отличается от удовлетворения по ряду признаков. Во-первых, удовлетворенность характеризует долгосрочное отношение человека к чему-либо, а удовлетворение - краткосрочное (действие, поступок). Во-вторых, удовлетворенность достигается после многократного достижения цели, когда человек убедится в вероятности и даже гарантированности достижения цели, удовлетворения потребности, интереса, а удовлетворение - после однократного. Например, учащиеся могут быть удовлетворенными уроками физкультуры потому, что они знают, что на них будут двигаться, испытывать азарт от игр и т.д. В-третьих, удовлетворение - это однократно положительное переживание, эмоция, протекающая в данный момент; удовлетворенность - это отношение, базирующееся на неоднократно испытанном удовлетворении, удовольствии. Высказывая удовлетворение, человек испытывает в данный момент положительную эмоцию; выражая удовлетворенность человек в данный момент может и не испытывать положительную эмоцию, а выражает свою оценку роду деятельности, которым он занимается. В-четвертых, к многократному переживанию удовлетворения, удовольствия человек привыкает, и эмоции ослабевают, а удовлетворенность в этих условиях возрастает.
Мотивация физкультурно-спортивных занятий
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности.
Ученые и психологи сходятся во мнении, что большое значение на формирование у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, имеет работа учителя физической культуры. Указывается также, что работе по формированию у школьников потребности в физическом совершенствовании должна быть подчинена вся система учебно-воспитательной работы школы.
Формы и методы работы на уроках физической культуры
Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры. Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий. Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итог. В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.
Игра и соревнование, в силу присущих им психологических особенностей, вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Еще Р.Ф.Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякое желание заниматься. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотомии и психического пресыщения. Первое характеризуется снижением активности, потерей интереса к деятельности, развитием скуки и ослаблением внимания. Второе наоборот, характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения, раздражительности, озлобленности. Опыт также показывает, что использование игрового и соревновательного методов упражнения нередко приводит к возникновению настолько сильных эмоций, что выполнение учебных задач урока становится невозможным. Дети теряют контроль над своим поведением, шумят, не слушают команд учителя. Сильные эмоциональные переживания долго «затухают» после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании, даваемом учителем, поэтому не все учителя в полном объеме используют игровой и соревновательный методы. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распределяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний. Это позволит не ослабить интереса учащихся к занятиям на уроках физической культуры.
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры проводится достаточное количество внутри школьных мероприятий, многие из которых стали для нас традиционными.
Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствует появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.
Заключение
• Удовлетворенность - это необходимый компонент отношения школьников к урокам физической культуры
• На уроках ученик должен, прежде всего, получать удовлетворение от того, что он делает. Поэтому педагогу, чтобы учебный процесс был более эффективным, необходимо знать о наличии у учащихся удовлетворенности уроками, а при её отсутствии, вскрыть причину неудовлетворенности.
• Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры педагогу необходимо использовать игровые и соревновательные методы.