План-конспект к открытому уроку читательской конференции по повести А. Грина Алые парусапо литературе в 6 классе
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Усть-Вымский район Республика Коми
УРОК - ЧИТАТЕЛСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 6 КЛАССЕ
ПО ПОВЕСТИ
А. ГРИНА
«АЛЫЕ ПАРУСА»
Районный семинар для работников библиотеки
Усть-Вымского района Республики Коми
Автор:
учитель русского языка и литературы
Попова Г. В.
г. Микунь
Тема урока: А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса».
Победа романтической мечты над реальностью.
Тип урока:урок закрепления изученного материала.
Цели урока:
Обучающая:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;
познакомить с повестью «Алые паруса»;
сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия;
совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
находить ответы на поставленные вопросы;
совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.
Развивающая:
развивать устную речь;
развивать способность высказывать собственное мнение;
развивать творческое воображение, память, мышление;
совершенствовать навык монологической речи.
Воспитательная:
воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу;
показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;
воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;
создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;
воспитывать ответственность за свои поступки.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Приёмы:
беседа по вопросам,
рассказ учителя,
сообщения учащихся,
словарная работа,
анализ эпизодов,
просмотр фрагментов фильма,
характеристика героев,
выразительное чтение,
аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы:
фронтальная,
индивидуальная.
Оборудование:
мультимедийная установка,
белый парусник,
кадры из х/ф «Алые паруса».Ход урока:1. Организационный момент.2. Вступительное слово учителя.3. Сообщение учащихся об Александре Грине.4. Слово учителя.5. Инсценировка.6. Работа по теме урока.7. Физминутка.8. Фрагмент из фильма.9. Беседа по фрагменту из фильма.10. Работа с эпиграфом.11. Викторина.12. Рефлексия. Домашнее задание.
Содержание урока:
1. Организационный момент.- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.
2. Вступительное слово учителя.- Тема урока - А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью. (Записать в тетрадь).- Наш сегодняшний урок внеклассного чтения, посвященный писателю-фантасту, романисту – Александру Грину, мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.Он жил среди нас, этот сказочник странный,Создавший страну, где на берег туманный,С прославленных бригов бегут по заре Высокие люди с улыбкой обманной,С глазами, как отсвет морей в январе,С великою злобой, с могучей любовью,С солёной, как море, бунтующей кровью,С извечной, как солнце, мечтой о добре.- Из этих строк мы видим, что с одной стороны перед нами люди с обманной улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими разными предстают перед нами и герои гриновских произведений.- Сегодня на уроке мы обратимся к одному из произведений Александра Грина «Алые паруса». Но сначала – автор. Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?
3. Сообщение учащихся об Александре Грине.1 ученик:Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.
Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку. Работал счётоводом в больнице. Семья ужасно бедствовала. 2 ученик:Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность.3 ученик:Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём.
Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дрогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном.4 ученик:В Одессе Саша долгое время не мог устроиться на работу. Наконец, ему повезло. Его взяли без жалованья учеником на пароход. На нём он сделал всего два рейса. Капитан ссадил его с парохода, так как Грин не мог платить за еду. И снова нужда и нищета. Жизнь Саши была очень тяжела. Он жил на одни копейки. Грин начал писать. Первый его рассказ называется «Остров Рено». Это простой рассказ о силе и красоте природы и о матросе. С этого рассказа Грин начал печататься постоянно. 5 ученик:В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и три тома собраний сочинений.
После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – леса, моря, океаны, услышать шум гаваней, пройти через человеческие страсти и любовь.
4. Слово учителя.- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершив с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Ли´сса и Капе´рна, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (Записать в тетрадь) К этим словам мы вернёмся в конце урока. - Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль.
Повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?- Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку. Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести)- Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитание занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей)- Почему умерла мама Ассоль? Найдите это место в тексте и зачитайте. (1 глава: «месяца три назад… - принесёт ливень»)- Что же случилось дальше? (Ответ: Мама всё же пошла в город, простудилась и вскоре умерла.)- В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения)- Маленькую Ассоль отличает праздничное ви´дение жизни и чуда. Откуда в ней это? (Ответ: Повлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем, которую нам сейчас представят…)5. Инсценировка: Встреча Эгля с Ассоль.
– Как зовут тебя, крошка? – спросил старик. — Ассоль, — сказала девочка.— Хорошо, — продолжал речь старик, — Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально. Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование? Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов... как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты... Такая как есть. Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?— Лодочки, — сказала Ассоль,— потом пароход да еще три таких домика с флагами. Там солдаты живут.— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?— Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль,— Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?— Я это знал.— А как же?— Потому что я — самый главный волшебник.— Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». — Ну-ка, — продолжал Эгль,— Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь; словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах... Стой, я сбился. Я заговорю снова.Подумав, он продолжал так:— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну.— Это все мне? — тихо спросила девочка.; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено.
6. Работа по теме урока.- Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответ…)- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)- Вернёмся к разговору Ассоль и Эгля.- Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, надеется, продолжает жить мечтой. Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)- Случилось как в сказке – шёл и нашёл свою принцессу. Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответ: Ассоль 17 лет, Грей – 24 года) (Зачитать: 3 глава «Он тихо… - …Арнольда Беклина»)- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное. - Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради): -любят всё живое,-близки к природе,-добры и бескорыстны,-трудолюбивы,-верят в мечту.)
7. Физминутка. Волны (поднимаются и опускаются) – поднимаем и опускаем руки.Парусник качается по волнам (влево – вправо) – качаем руками влево и вправо. 8. Работа по теме урока (продолжение). - Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Посмотрим как произошла их встреча.(Фрагмент из фильма)
9. Беседа по фрагменту из фильма.- Мы с вами посмотрели фрагмент художественного фильма по мотивам повести Александра Грина «Алые паруса», поставленного Александром Птушко. - Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ: «Совершенно такой.»)- Какими словами автор передаёт счастье Ассоли? Найдите в тексте. («Счастье сидело в ней пушистым котёнком.»)- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей. Это бесконечно счастье.)- Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека.»)- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.) (Если остается время, записать это.)
10. Работа с эпиграфом.- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их. Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.К. Паустовский.- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. - Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам представить себя на несколько минут волшебниками превратить эти белые паруса в алые. Ведь мы сегодня уже убедились, что любую мечту можно своими руками превратить в реальность. Для этого нужно будет ответить на несколько вопросов.
11. Викторина.(На доске на ватмане нарисован парусник с белыми парусами. За каждый правильный ответ ученик выходит к доске и наклеивает паруса из красной бумаги.)1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)3. Как звали мать Ассоль. (Мери) 4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напуго Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)- Вот и наш парусник стал алым, пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это обязательно будет, если только вы постараетесь сами.
12. Рефлексия. Домашнее задание.- Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?» СЛАЙД На доске записываю слово «СЧАСТЬЕ – ЭТО», а ребята по одному выходят к доске и пишут по одному слову к определению. - И в заключение я хочу прочитать вам стихотворение.- Ребята! Надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром раннимНад океаном алые взметнутся паруса,И скрипка пропоёт над океаном.С друзьями легче море переплытьИ соль морскую есть, что нам досталась.И без любви на свете было б очень трудно жить,И серым стал бы даже алый парус…
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К СОСТАВЛЕНИЮ
ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА:
Текст повести «Алые паруса» у каждого обучающегося
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Л. Варламова «Дом – музей А. Грина» (путеводитель по музею А. Грина в Феодосии)
Литература (Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»)
Журнал «Литература в школе»
Материалы со страниц сети интернет.