Занятие по книге А.Грина Алые паруса


Конспект занятия по внеклассному чтению по книге А.Грина «Алые паруса».
Подготовила и провела Воспитатель ГКОУ СО «ЕШИ № 13» Велижанина А.Ю.Возраст воспитанников 13-15 лет
Оборудование: опорные схемы ответа на вопрос, вопросы для обсуждения по теме занятия, мультимедийная презентация, правила работы на занятии.
Цель: актуализация знаний содержания произведения, основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.
Задачи:
Воспитательная :
Совершенствование интереса к художественной литературе.
Совершенствование навыка регулярного самостоятельного чтения.
Развитие кругозора и накопление словаря в контексте содержания произведения.
Создание условий для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей (вера в свои силы, в добро, в чудо).
Образовательная:
Учить ориентироваться в тексте.
Учить понимать незнакомые слова из контекста произведения.
Расширение лексического запаса через работу со словарями.
Коррекционная:
Автоматизация орфоэпических норм и правил.
Работа над построением фраз и высказываний воспитанников по содержанию произведения.
Планируемые результаты
Этап время Личностные
УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Органи-зационный момент 2 мин. Ориентируются в сложившейся ситуации, Прогнозируют тему и содержание занятия. Оценивают построение речевого высказывания собственное и товарища. Проявляют умение вступать в диалог. Участвуют в коллективном обсуждении.
Контролируют правильность владения монологической и диалогической формами речи.
Размышление о герое 10-15 мин Анализируют героя с нравственно-этической точки зрения. Самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют свои действия для реализации задач, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректируют работу по ходу выполнения. Самостоятельно работают с информацией, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают героев, формируют словесный портрет героя. Контролируют правильность построения речевого высказывания Проявляют умение ясно, точно выражать свои мысли.
Владеют само- и взаиморегуляцией речевого поведения
Проверка знания текста 10 мин Проявляют понимание ценностно-смысловой ориентация текста.
Актуализируют жизненный опыт на примере действий героев. Критично оценивают ответы товарищей.
Адекватно воспринимают аргументированную критику ошибок и учитывают её в работе. Анализируют, сопоставляют, сравнивают объекты, явления, факты, предъявленные в ходе занятия; устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, проводят аналогии, систематизация. Проявляют навыки взаимодействия со сверстниками, умение вступать в диалог
Владеют само- и взаиморегуляцией речевого поведения.
Контролируют правильность владения монологической и диалогической формами речи.
Рефлексия 5 мин Актуализируют понимание ситуации с нравственно-этической точки зрения. Критически оценивают содержание занятия, обеспечивающее личностный моральный выбор Проявляют навык оценки собственных возможностей Владеют умением с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Аргументировано высказывают свою точку зрения, приводят доказательства.
Проявляют умение вступать в диалог. Участвуют в коллективном обсуждении.
Контролируют правильность владения монологической и диалогической формами речи
Заключительный этап 3 мин Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята, зажжем свечи (что мы сделали? Для чего?), чтобы создать в группе добрую, сказочную атмосферу. Вы слышите звук моря, закрывая глаза, мы мысленно переносимся в фееричную страну произведения А.Грина. Как вы думаете, в какую страну? О каком произведении идет речь? (ответы детей: Крым, Алые паруса). О чем эта книга? (Ответы детей).
Это история о мечте, которая осуществилась.
Размышление о герое…
Мечта есть у каждого. А какая мечта у тебя…? Ребята, а что такое мечта? Катя, скажи, пожалуйста, что такое мечта. ( Я посмотрела в толковом словаре Ожегова значение слова мечта.
Мечта – 1 – нечто, созданное воображением;
2-предмет желаний, стремлений)
А что такое воображение?
-Какое прилагательное вы употребили бы со словом мечта? (Голубая, розовая, хрустальная)
-Можно ли употребить в словосочетании со словом «мечта» прилагательные «серая», «черная», «тяжелая»? Почему?
-Можно ли жить без мечты? Почему?
-Какую мечту подарил мудрый Эгль главной героине?
-Почему мечта Грэя и Ассоль осуществилась? (Грэй очень хотел этого)
-О ком из героев произведения вы еще можете рассказать?
-Отвечая, прошу придерживаться плана ответа.
Герой, который понравился.
Чем понравился герой? Почему?
Какой он (герой)?
Какой(ие) эпизод(ы) из жизни героя больше всего запомнился?
Хотел(а) ли я быть похожим(ей) на героя? Почему? Как бы я поступил(а) на месте героя?
Проверка знания текста:
Викторина (уточнять ситуацию, в которой произнесена фраза, кому говорили ее)
«Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!» (Лонгрэн)
«У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа» (Мэри)
«Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру» (Ассоль)
«Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу» (Артур Грэй)
«Не знаю, сколько пройдет лет,- только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго… Однажды утром, в морской дали на солнце сверкнет алый парус…»(Эгль)
-Какую ткань выбрал Грэй?
-Мы заговорили о значении цвета. Как вы думаете, почему «корабль белый», «алые паруса» (алый - цвет любви, исполнившейся мечты, радости, белый- цвет чистоты)
-И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА.
Рефлексия
Как вы думаете, были ли счастливы персонажи этого произведения? Почему?
Вы прочитали книгу, посмотрели фильм, расскажите о своем отношении к произведению. Что поняли из произведения?
Что значит «делать чудеса своими руками», «подарить человеку чудо»?
А теперь давайте ответим на вопрос: «А какое маленькое чудо я совершил или могу совершить?»
Заключение
-В заключении нашего путешествия я хотела бы, чтобы вы поделились своими мыслями о прочитанном. Продолжите фразу: «Из этой книги я узнал одну истину…» (чудеса можно делать своими руками, нужно верить в любовь и мечту, мечта поможет победить обыденность жизни).
- Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!
А.Грин написал очень много произведений и мне бы хотелось, чтобы вы обращались к ним не один раз в своей жизни.
Благодарю вас за работу на занятии.