Описание педагогического приёма «Учебный мозговой штурм»


Районный конкурс «Педагогические идеи»
Номинация «Педагогический приём в рамках реализации ФГОС»
Описание педагогического приёма «Учебный мозговой штурм»
Свобода выбора.

Открытость.

Деятельность.
Обратная связь.

Идеальность.

Выполнила учитель русского языка и литературы
муниципального казенного общеобразовательного
учреждения Ордынского района Новосибирской области -
Новошарапской средней общеобразовательной школы
Можаева Татьяна Геннадьевна
2016г.
Содержание
От автора стр.2
Немного истории, или легенда о торпеде стр.2
Определение, цель и задачи методического приёма стр.4
Оснащение стр.4
Описание хода работы стр. 6
Эффективность приёма стр. 9
Банк тем учебных мозговых штурмов стр.11
Приложение стр.15


От автора
Я не претендую на новизну описываемого приёма. Многим он известен. Я лишь постаралась обобщить материал, который будет полезен для моего профессионального роста. И, может быть, для моих коллег.

Немного истории, или легенда о торпеде
Речь пойдёт не об американском научно-фантастическом кинофильме «Мозговой штурм» и не о программе канала ТВ Центр с тем же названием. Речь пойдёт о…
Договоримся «у берега» о терминологии.
Изучая историю термина «мозговой штурм», обнаружила его разные, так сказать, родо - видовые педагогические значения: одни авторы определяют мозговой штурм как метод, другие – как технологию, третьи –как приём. Мне ближе определение Анатолия Александровича Гина, который описывает мозговой штурм как методический приём технологии критического мышления и называет его «учебный мозговой щтурм» ( далее УМШ).
Автор утверждает, что популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах началась с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение» (1953г.). Алекс Осборн, бывший капитан грузового судна, во время войны попытался уйти от подводной лодки, использовав практику, к которой в затруднительных положениях прибегали средневековые пираты. Капитан выстроил на палубе всю команду и предложил ответить на один вопрос: как спастись от торпедной атаки? Кок предложил: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду, глядишь, собьём её с курса. Абсурд? Нет. Проанализировав уже после войны предложение кока, Осборн понял, что торпеду можно было бы сбить корабельной помпой, и решил использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни. По-моему, очень интересная история о том, как иногда «дикая» идея может послужить ключиком к решению проблемы. Именно поэтому мне захотелось изучить приём УМШ и использовать его в своей педагогической практике.
А теперь немного теории.
Определение, цель и задачи методического приёма
Учебный мозговой штурм –это оперативный приём решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы для решения проблемы.
Цель – развитие творческого стиля мышления ( на Западе используют термин «креативность»).
Использование учебного мозгового штурма в учебном процессе и внеклассной работепозволяет решить следующие задачи:
стимулирование творческой активности учащихся;
связь теоретических знаний с практикой;
активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
формирование у обучающихся мнения и отношения;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
формирование жизненных и профессиональных навыков;
установление взаимодействия между обучающимися, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Мне, как учителю словесности, интересно развивать творческие способности учеников. И не просто интересно, но и необходимо, так как нечитающих, непишущих и неговорящих учеников становится всё больше и больше.
Оснащение
Для проведения мозгового штурма целесообразно использовать отдельный класс вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.
Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.
Продолжительность и время
Как правило, продолжительность проведения учебного мозгового штурма колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут.
Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).
Особого оснащения УМШ не требует. При необходимости могут применяться ЦОРы:

Если УМШ предполагает работу с текстом, то нужно раздать его бумажный вариант. Под рукой у каждого участника должны быть лист бумаги и ручка: возникла идея – сразу запиши ключевое слово, сделай рисунок, чтобы не забыть. Дело в том, что держать в голове свою новую идею и одновременно слушать другие предложения почти невозможно. Для облегчения работы групп возможно использование доски, мела, листов бумаги на планшетах, фломастеров, разноцветных стикеров, ноутбука в связке с проектором.
Описание хода работы
Технология УМШ такова: обычно УМШ проводится в группах численностью от 4 до 7 человек. Но можно проводить УМШ сразу всем классом как единой группой. Особенно вначале, когда ученики осваивают этот приём работы. При этом важно, чтобы тема была «богатой», допускала много идей и их вариантов.
Если позволяет время, то рекомендуется вначале УМШ провести разминку. Она проводится фронтально со всей группой. Цель этапа – помочь участникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1–2 варианта ответа. Как только участники начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны. Таким образом, разминка помогает участникам оживиться, подготовиться перед началом УМШ. Время разминки может составлять 5–7 минут.

Учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате УМШ. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес.
Затем учитель знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.
До штурма проводится инструктаж:
Основное правило УМШ – НИКАКОЙ КРИТИКИ на первом этапе!
Мысли свободно, ищи нестандартные, даже «безумные» идеи!
Выдавай за отведенное время как можно больше идей. Регламент на каждую идею – не более двух минут. Все они высказываются без доказательств и записываются в протокол.
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).
Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ.
Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.
Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...(Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряжённого мышления).
Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
И опять небольшой перерыв. ...(Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряжённого мышления).
Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое "дикое".) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Рекомендации:
1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.
2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.
3. Для проведения УМШ коллектив может делиться на две группы: генераторы и аналитики идей.
Генераторы идей – это творческие ученики, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы.
Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее.
4. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.
5. Отдельно стоит оговорить роль учителя в ходе мозгового штурма. Она резко меняется, перестаёт быть центральной, учитель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Можно сказать, что во время мозгового штурма учитель выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. С его стороны запрещается критика любых мнений и предложений. Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или критически оценивать идею, учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние. Также не следует для УМШ подбирать тему, которая требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.
6. «Не получится ли так, что ребята будут выкрикивать, перебивать друг друга? Бывает. Так обычно ведут себя ребята, никогда ранее не работавшие коллективно. Каждый думает по-своему, не слыша окружающих. Если такое будет наблюдаться, рекомендую "противоядие": ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. И пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: "В дополнение идеи Сережи предлагаю…" или "Хочу развить решение Маши…"»
Эффективность приёма
В чём вижу перспективность УМШ?
Во-первых, он применим к любым возрастам.
Во-вторых, нет школьного предмета, на котором проведение УМШ было бы нецелесообразно.
В- третьих, УМШ обеспечивает активную форму работы, или, как требует терминология ФГОС, деятельностную; хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учёбы.
В-четвёртых, участники УШМ учатся слушать, слышать друг друга и чётко выражать свои мысли.
В-пятых, учителю легко поднять мотивацию «трудных», обратив внимание именно на их идеи.
В-шестых, мозговой штурм - достаточно универсальный метод, который сегодня активно применяется в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, также для поиска нестандартных решений в технике и новых бизнес идей.
Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, т.е. чем чаще в школе будет применяться УМШ, тем более ученики будут готовы к подобной работе в своей профессиональной команде.
В обычных условиях урока творческая активность учащихся часто сдерживается психологическими, социальными, педагогическими барьерами. Проведённый анализ показал, что при использовании УМШ активность значительно возрастает, в работу включаются даже слабые ученики и те ребята, у которых индивидуальный ответ вызывает волнение.

На этапе рефлексии происходит развитие умения выполнять самооценку успешности своего участия в коллективной работе группы по следующим параметрам:

В ходе учебного мозгового штурма учащиеся могут продемонстрировать, что они знают по обсуждаемым проблемам, УМШ призван «заставить» их задуматься над возможными решениями задачи, поставить в ситуацию «кризиса» размышлений. При этом происходит овладение навыками общения, обеспечивающее активное участие каждого обучаемого в создании банка идей и их анализе; вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения. Эта информация помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать план мероприятий, которые будут удовлетворять потребностям учащихся.
Но нельзя не сказать и о недостатках УМШ:
возможность доминирования одного или двух лидеров;
вероятность зацикливания на однотипных идеях;
поиск идей идёт случайным образом, «наобум», вы никогда не останетесь совсем без идей, но нет гарантии, что среди предложенных идей окажется действительно превосходное.
Оценила приём по «Методике оценки педагогических методик» ( от 0 до 4 баллов):
Актуальность -4
Новизна- 3
Инструментальность – 4
Понятность – 4
Критерий роста- 3.
И ещё один аргумент в защиту УМШ, опирающийся на жизненные наблюдения: моя дочь рассказывала, что, устраиваясь на работу в одну солидную фирму, на первом этапе проходила тестирование, а на втором была приглашена на мозговой штурм, где вынуждена была принимать нестандартные решения. Она –то и посетовала, что это оказалось для многих соискателей должности самым трудным заданием. В школе и в вузе не научили такому общению. Так что… «противоречие это наболело, и время решения его наступает. Очередной шаг за школой … Откроем клетку?»
Банк тем учебных мозговых штурмов
В своём пособии «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность» А. Гин ставит проблему: «…полезно разработать пособие со списками тем учебных мозговых штурмов, разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов. Может быть, этим займётесь вы?»
Представляю свой список тем УМШ по русскому языку и литературе:
Русский язык Литература
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Задание: представьте, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? Каким может быть памятник имени прилагательному? (Подобный УМШ можно провести, изучая роль в речи любой части речи.) Урок литературы в 8 классе.
Тема: Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет ещё раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
Тема: Подготовка к ГИА. Сочинение-рассуждение 15.3 в 9 классе «Что такое счастье?» или сочинение в 10, 11 классах по теме «Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой. (Омар Хайям)».
(Подобный УМШ можно провести, готовясь к сочинению 15.3, обсуждая нравственные понятия, предложенные для сочинения ФИПИ (их 14): 1.Что такое внутренний мир человека.2.Что такое выбор.3.Что такое доброта.4.Что такое драгоценные книги.5.Что такое дружба.6.Что такое жизненные ценности.7.Что такое любовь.8 Что такое материнская любовь.9. Что такое настоящее искусство.10. Что такое неуверенность в себе.11. Что такое нравственный выбор.12. Что такое сила духа.13. Что такое взаимовыручка.14. Что такое счастье. Урок литературы в 6 классе.
Тема: Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский».
Роман А. Пушкина остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев? После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов учитель знакомит учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.
Урок литературы в 6 классе.
Тема: Роман А.С.Пушкина «Дубровский».
Как мог вести себя Спицын в медвежьей комнате?
Урок литературы в 11 классе.
Тема: Изучение творчества И. А. Бунина.
В преддверии анализа стихотворения «Вечер», посвящённого теме счастья, для мозгового штурма можно предложить вопрос: «Как вы думаете, в чём, по Бунину, заключается счастье?».
Учащиеся работают в группах, записывают все варианты ответа, затем озвучивают и комментируют их. А в процессе чтения и анализа стихотворения выясняется, чья идея совпадает с мыслью автора.
Обучение итоговому сочинению.

Урок литературы в 10 классе.
Тема: Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Каким мог бы быть герб Кирсановых? Подумайте, целесообразно ли в качестве варианта придумать герб Базарова. Что это будет за герб? /В дальнейшем обучающиеся могут нарисовать герб (см. Приложение, стр.15) и составить его подробное описание по плану: форма герба, цветовая гамма, символические фигуры, девиз, соответствие характерам героев./
Урок литературы в 11 классе.
Тема: Рассказ Т. Толстой «Соня».
Система вопросов и заданий, которые можно использовать на уроке литературы с применением приёма «учебного мозгового штурма».
Задание 1. Подумайте над названием рассказа. Имейте в виду, автор уже затеял с вами литературную игру. Найдите ключевую метафору. Это поможет понять рассказ.
Задание 2. Временное пространство в рассказе организовано так точно и так плотно, что на четырех страницах Т. Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин. Почему же тогда этот рассказ не об Аде?
Задание 3. Кто из русских писателей мог вместить судьбу героя в несколько страниц? Вспомните поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», повесть Н. В. Гоголя «Шинель», повесть Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Т. Толстой и «маленьким человеком» русской литературы?
Задание 4. Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так, в сказке милее всех Иванушка- дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – «дура». В чем же проявляется ее «дурость»?
Задание 5. Кто Соню называет «дурой»? Неужели автор? Прочитайте внимательно эти моменты – знакомство с Соней, возникновение переписки с Николаем, последнее письмо Ады.
Задание 6. Соня – для русской литературы имя явно неслучайное. Каких литературных тезок вы можете припомнить? Вспомним, что Ф. М. Достоевскому важно было, что София означает «премудрость». Не может не знать этого и Т. Толстая, четырежды повторяющая, что Соня – «дура». Премудрость – дурость? Может, именно этот оксюморон и должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти, смысла жизни, итога жизни?
Задание 7. Мотив времени – один из основных мотивов рассказа, как, собственно, почти всех рассказов Т. Толстой («Жил человек – и нет его», «время все съело»). Перечитайте внимательно начало рассказа. Чьи это слова? Как вы их поняли? «Черная пасть телефонной трубки», «раскроется светлой фотографией солнечная комната», «просвечивают марлей спины сидящих» – о чем говорят эти метафоры? А в финале рассказа кто просит Аду Адольфовну отдать Сонины письма? Как же Т. Толстая отвечает на вопрос: что остается после человека?
В дальнейшем планирую пополнять банк тем УМШ не только по предмету, но и в воспитательной работе с классом, что позволит, возможно, поучаствовать в проекте «Новые задачи».

Приложение