Повторение темы «Сложноподчиненные предложения»
Русский язык. 9 класс. Урок № 28.
Повторение темы «Сложноподчиненные предложения».
Цель урока: формировать навыки работы со сложноподчиненными предложениями.
Задачи урока:
Образовательные
- совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
- определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; - - устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
- составлять схемы предложений СПП;
- определять вид придаточного предложения; вид подчинения.
Развивающие
- развивать синтаксические навыки;
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к родному языку на примере предложений из художественных произведений.
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) На широкой лесной луговине где скосили недавно траву кто-то протоптал тропинку. (2) Надо было узнать вам непременно когда он отправляется. (3) Мне показалось здесь так уютно что я немедленно перебрался сюда со всеми вещами.
Ключ:
(1) На широкой лесной луговине, где скосили недавно траву, кто-то протоптал тропинку.
[ , (где ), ].
СПП с придаточным определительным.
(2) Надо было узнать вам непременно, когда он отправляется.
[ ], (когда ).
СПП с придаточным изъяснительным.
(3) Мне показалось здесь так уютно, что я немедленно перебрался сюда со всеми вещами.
[ ], (что ).
СПП с придаточным обстоятельственным образа действия.
Задание № 2: заполните
·таблицу соответствующими номерами сложноподчиненных предложений в зависимости от вида придаточных:
Места
Времени
Образа действия и степени
Причины
Следствия
Сравнения
Условия
Уступки
Цели
(1) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова – поэзии. (2) Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. (3) Стрельба постепенно отдалялась вправо, где свист пуль продолжал сотрясать болото. (4) Хороша киргизская степь, хорошо ярко-синее небо, которое опрокинулось над ней бездонным куполом. (5) Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной. (6) Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно от ветки отделился красный лист. (7) Вода в Светлом озере совершенно прозрачная, так что плывешь на лодке и видишь всё дно на глубине нескольких метров. (8) Я работаю ради того, чтобы человек был прекрасен, прост и умен. (9) «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, нежелательно», - говорил В. Г. Белинский. (10) Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь. (11) На низине, за опушкой, кричали ибисы, точно плакали маленькие дети. (12) И снова я с людьми, потому что я поэт. (13) Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. (14) Часов в восемь вечера дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмурое.
Ключ:
Места
Времени
Образа действия и степени
Причины
Следствия
Сравнения
Условия
Уступки
Цели
3
9
5
12
7
11
1
14
8
Упражнение № 135 (предложения №№ 1 – 5).
15