Выступление «Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»


Развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Под универсальными учебными действиями ученые подразумевают – умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Профессор МГУ А.Г. Асмолов считает, что к основным видам УУД относятся личностные действия и метапредметные, которые включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные действия.
Главная роль в формировании личностных универсальных действий отводится образованию, так как школа-это единственный образовательный институт, через который проходят все граждане России.
Я хочу остановиться на личностных универсальных учебных действиях. Их составляющей являются:
Смыслообразование через прослеживание судьбы героя;
Действия нравственно-эстетического оценивания через осмысление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
Самопознание и самоопределение на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений;
Эмоционально личностное отождествление себя с героями произведения, сопоставление их позиций и взглядов.
Основы гражданской идентичности путем знакомства художественных произведений с героическим прошлым России. Формирование гордости и эмоциональной сопричастности.
Через обучение происходит постепенное, последовательное формирование личностных универсальных учебных действий. Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Я работаю по программе «Начальная школа ХХI века». Приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям происходит через обучение на уроках литературного чтения, автор-составитель Ефросинина Любовь Александровна. Художественные произведения курса способствуют нравственному воспитанию, познанию действительности, создают для детей духовно-эмоциональную среду, расширяют их жизненный опыт. Тексты отличаются лаконичностью и простотой сюжета. Когда дети анализируют поступки героев, они учатся их оценивать, преодолевать собственные слабости. Когда ребенок читает произведение, он находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста, окунаясь во внутренний мир героев и одновременно оценивая самого себя. Ребенок выходит с урока творчески обогащенный новыми чувствами и мыслями.
Поэтому роль уроков литературного чтения очень велика, так как именно этот предмет в первую очередь решает задачи по формированию духовно-нравственного сознания школьников. Изучая произведения, дети знакомятся с такими понятиями, как ответственность, долг, добро, справедливость, совесть, смелость, гордость, честь. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе работы над произведением, ребенку захотелось изменить себя и приобрести положительные качества личности. Формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Я считаю, что ученики моего класса приобретают на уроках литературного чтения уроки нравственности и человечности.
Рассмотрим это на примере урока литературного чтения во 2 классе по произведению В. Осеевой «Сыновья».
Цель: формирование умения извлекать нравственные уроки из прочитанного произведения.
Планируемые результаты: личностные:
Определение характера взаимоотношений членов семьи.
Формирование духовно-нравственных ценностей семьи.
Рассмотрим каждый этап урока.
Погружение в тему урока.
Этот этап урока строится на основе связи с жизнью, с личным опытом учеников. Главная задача этапа - создать эмоциональный настрой, который побудит детей к общению. Это может быть интересная история, видеосюжет, музыкальный фрагмент.
На уроке по знакомству с произведением «Сыновья» В. Осеевой я использовала приём антиципации. Это предугадывание предстоящего чтения.
На этом этапе урока происходит развитие личностных универсальных учебных действий – это учебная мотивация .Дети отвечали на такие вопросы:
-- Судя по названию, о ком будет идти речь?
-- Какие вы сыновья?
-- Объясните смысл пословицы «Всякой матери своё дитя мило»
-- Что означает выражение «сыновний долг»?
-- С какого возраста дети должны почитать своих родителей?
2. Этап первичного знакомства с произведением.
Читаю сама или использую звукозапись. Детям предлагаю взять простой карандаш и, следя за чтением, отмечать слова, значение которых они не знают. Потом делаю паузу для осмысления и задаю вопросы
-- Что тронуло ваши души? (Разное отношение к матери)
-- Что хочется сказать?
-- Какие непонятные слова встретились в тексте?
-- Будем ли продолжать разговор на эту тему?
На этом этапе происходит развитие нравственного и эстетического ориентирования, что относится к личностным УУД.
3. Этап – характер героев.
Задача этого этапа – найти героев произведения и дать им характеристику. Свою точку зрения дети доказывают подтверждением из текста,используя выборочное чтение. В 1 и 2 классах помогаю детям наводящими вопросами.
На этом этапе прослеживается готовность к сотрудничеству.
Предлагаю детям заполнить таблицу, доказывая свои ответы текстом.
1мать 2 мать 3 мать
Что говорили о своем сыне? ловкий
сильный поет как
соловей ничего особенного ?Какие чувства вызывали сыновья? любуются, заслушались ?
-- Разве плохо быть сильным, ловким, или петь как соловей?
-- Вспомните, как называется рассказ?
-- автор ничего нам не говорит о сыне третьей женщины. Какой же он? (заботливый, внимательный, трудолюбивый, скромный, услужливый, уважительный, любящий, настоящий сын)-- Как вы догадались?
Дети дополняют таблицу.
-- Как вы думаете, мать этого мальчика действительно считает, что в нем нет ничего особенного? (она скромная, считает, что это норма, что так должны вести себя все сыновья)
-- А вы как думаете, что почувствовали женщины, когда старик сказал, что увидел только одного сына? (чувство стыда, даже зависти).
-- А мать этого мальчика? (гордость)
-- Значит, быть хорошим сыном или дочерью - это значит помогать своим родителям.
Добавляют в таблицу.
-- А как вы считаете, могли ли мальчики услышать, что сказал старичок?
-- Что почувствовал мальчик-певец и мальчик- гимнаст?
-- А в наше время можно увидеть подобные ситуации?
-- Я сейчас вам задам вопрос, на который вы ответите честно сами себе.
Как вы думаете, вы больше похожи на кого из мальчиков?
Личностные УУД – этическая оценка.
4. Этап – вхождение во внутренний мир персонажа и авторский подтекст.
Предлагаю детям побыть в роли мальчиков и их мам. Передать чужие чувства, пережить судьбу героев с помощью инсценирования от лица героев.
На этом этапе происходит развитие отзывчивости и сопереживания - личностные УУД.
5. Этап – анализ произведения. Для этого урока я взяла групповую работу.
Предлагаю каждой группе написать синквейн на тему «Мама»
6. Этап – рефлексия.-- Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?
(любить своих родителей, помогать им, заботиться о них, не обижать, уважать, любить, помнить, что родители самые дорогие люди на свете)
Предлагаю детям на сердечках написать то, что у них на душе, и они хотели бы сказать своей маме, чтобы ей жилось хорошо.
(буду стараться учиться, из школы сразу пойду домой, хочу, чтобы вы гордились мной, люблю вас..)С позволения детей зачитываю высказывания детей.
Личностные УУД - формирование духовно-нравственных ценностей внутри семьи.
7. Этап - домашнее задание.
Предлагаю детям придумать продолжение этой истории.
Только на одном этом уроке происходит постепенное, последовательное формирование личностных универсальных учебных действий.
В своей речи, Патриарх Всея Руси Алексий II, обращаясь к детям, сказал, что они должны ценить «драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрел этические навыки, нашел свое призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим».