Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе (учебник под редакцией Е.А.Быстровой)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 25»
Нижнекамского муниципального района РТ
Принято Утверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ
______________С.В.Гаранина
Протокол № ___от «___» ______2015 г. Приказ № _____от «___» ________2015 г.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
на 2015-2016 учебный год,
6-б класс
Разработчик:
Махиянова Сирина Галяуовна
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Рассмотрено Согласовано
На заседании кафедры Заместитель директора по УР
русского языка и литературы ____________В.Б.Мишина
Заведующий кафедрой «____»___________2015 г.
_________Н.В.Суркова
Протокол № 10
от «___» _________2015 г.
г.Нижнекамск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 5-9 классы В.В.Бабайцевой, откорректированной в соответствии с требованиями ФГОС и по количеству часов в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ на 2015-2016 учебный год.
Программа реализуется через учебник
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях её функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
усвоение системы знаний о русском языке;
формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать её.
Примерная программа основного общего образования по русскому языку и программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 5-9 классы В.В.Бабайцевой отредактирована с учетом материалов учебника для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» ( под редакцией Е.А.Быстровой).
Согласно базисному учебному плану на изучение курса "Русский язык" в 6 классе отводится 4 часа в неделю (140 часов), 2 часа в неделю добавлено за счёт школьного компонента (70 часов), итого – 210 часов в год. Углубляться в предмет позволяет используемый учебник Е.А.Быстровой, учитывающий концептуальные положения ФГОС второго поколения. В него включены все языковые понятия, предназначенные для обязательного изучения на базовом и профильном уровнях, что позволяет использовать его в классах высокого развития учащихся. В учебнике достаточное количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, ученик может самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы. Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении и истории языка, биографические сведения об учёных-лингвистах расширяют кругозор детей, углубляют знания. Разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие и интеллектуальные способности. Использование на уроках русского языка учебного пособия «Русский язык. Региональный компонент. 6 класс» авторов Ахбаровой Г.Х и Скиргайло Т.О. позволяет знакомить учащихся с историей, традициями, обычаями татарского народа, жизнью и творчеством выдающихся деятелей литературы, науки, достопримечательностями Татарстана.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку на углублённом уровне выпускниками 6 класса являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
способность к самооценке речевого поведения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку на углублённом уровне выпускниками 6 класса являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
- рецептивные (слушание и чтение):
понимание основного содержания небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);
владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, поисковым);
восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров;
понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста, коммуникативной установки автора, основной мысли и способы её выражения);
выделение структурных частей исходного текста;
способность к самостоятельному поиску информации;
способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, СМИ)
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
отбор и систематизация материала на определённую тему;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;
правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
- продуктивные (говорение и письмо):
определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;
умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);
соблюдение языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;
владение монологической и диалогической формой речи;
соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;
умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (докладами, сообщениями и т.п.);
участие в дискуссионных формах общения.
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;
использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;
владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку на углублённом уровне выпускниками 6 класса являются:
различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
находить орфограммы в соответствии с изученными орфограммами;
различать лексические и функциональные омонимы с учётом значения и синтаксической функции слова;
использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;
анализировать и создавать тексты изученных стилей.
Формы и средства контроля
Тема
Вопросы для контроля
Формы контроля
Речь. Речевая деятельность. Речевое общение.
Что такое речь? Речь устная и письменная, книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая. Речевой этикет.
Изложение, сочинение
Лексика.
Однозначность-многозначность, прямое и переносное значение слова, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Эпитет, метафора, олицетворение.
Изложение, диктант, сочинение по картине
Морфемика. Словообразование.
Морфема. Чередование гласных в корне. Правописание приставок. Ы-И после приставок. И-Ы после Ц. Словообразовательные цепочки.
Контрольный диктант с дополнительным заданием
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи; общее значение, морфологические признаки; правописание гласных в падежных окончаниях существительных, о-ё после шипящих, гласные после ц. Проверка умения излагать услышанный текст, создавать текст, употреблять существительные в тексте.
Тестирование, сочинение-описание, контрольный диктант с грамматическим заданием.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, разряды прилагательных по значению, степени сравнения, НЕ с прилагательными, Н-НН в прилагательных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на простой план.
Контрольный диктант с дополнительным заданием, сочинение
Глагол
Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, а также в форме 2 л. ед.ч., Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов, спряжение глаголов.
Контрольный диктант с дополнительным заданием, сочинение-рассуждение, изложение
Местоимение
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Соотнесённость местоимений с другими частями речи. Роль местоимений в речи как средства связи предложений. Нормы употребления местоимений. Разряды местоимений по значению.
Сочинение, тестирование, контрольный диктант с грамматическим заданием
Имя числительное
Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Отличие числительных от других частей речи. Разряды числительных по строению. Правописание числительных
Тестирование, контрольный диктант, изложение
Наречие
Наречие как часть речи: как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды наречий по значению. Правописание наречий
Контрольный диктант с дополнительным заданием, тестирование, сочинение, изложение
Категория состояния
Понятие о словах категории состояния. Разряды слов категории состояния по значению. Роль слов категории состояния в речи. Правописание НЕ со словами категории состояния. Функциональные омонимы
Тестирование, изложение
Повторение и обобщение изученного в 6 классе
Повторение и обобщение изученного в 6 классе.
Итоговый контрольный диктант с дополнительным заданием
.
Содержание учебного курса. 6 класс.
Введение
Русский язык как развивающееся явление.
Лингвистика как раздел науки о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Текст.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, его основные признаки. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. План текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности. Функциональные разновидности языка: разговорный язык;( жанры-беседа, рассказ, спор); функциональные стили: научный, официально-деловой. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, правила, биография, объявление, письмо. Их особенности. Основные особенности языка художественной литературы.
Лексика.
Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития. Паронимы. Ошибки при употреблении в речи паронимов. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Словари устаревших слов и неологизмов. Старославянизмы. Лексика с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления. Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Фразеология
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Стилистические свойства фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические синонимы и антонимы. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
Морфемика. Словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Словообразующие и формообразующие морфемы. Возможность исторических изменений в слове. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо Основные способы словообразования. Образование слов с помощью морфем. Сложные слова. Сложение как способ словообразования. Сращение сочетания слов в слово. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные и морфемные словари русского языка. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном русском языке. Род имен существительных. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных. Склонение существительных в единственном и во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Склонение существительных в единственном и во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Нормы их употребления. Особый тип склонения существительных (существительные, имеющие форму прилагательных). Словообразование имен существительных. Источники пополнения существительных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов имен существительных. Словообразование имен существительных с помощью приставок. Употребление существительных в речи. Роль олицетворения в художественной речи. Понятие о функциональных омонимах.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Роль прилагательных в тексте, употребление в речи. Разряды прилагательных по значению. Степени сравнения качественных прилагательных. Образование степеней сравнения. История притяжательных прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов и приставок. Правописание суффиксов прилагательных. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Правописание прилагательных. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи.
Глагол
Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Богатство смысловых значений видовых пар. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании. Роль глаголов в речи (в тексте). Безличные глаголы.
Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива.
Возвратные глаголы. История образования возвратных глаголов. Нормы употребления –СЯ и –СЬ. Правописание форм глагола на –ТСЯ и –ТЬСЯ.
Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании.
Составление текстов описательных и повествовательных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков. Богатство смысловых значений видовых форм.
Глаголы переходные и непереходные.
Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Происхождение формы прошедшего времени. Её специфика в современном русском языке. Правописание формы форм прошедшего времени. Употребление в речи одних форм времени вместо других.
Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы и их происхождение.
Редактирование предложений и текстов с неправильными глагольными формами.
Составление плана содержания параграфов учебника и пересказ их с подбором собственных иллюстративных примеров.
Местоимение.
Раздел «Местоимение» перенесён из содержания учебного курса 7 класса в 6 в связи с тем, что он рекомендован программой к учебнику « Русский язык. 6 класс» (под ред. Е.А.Быстровой), соответствует возрастным особенностям обучающихся и эффективно усваивается в системе именных частей речи.
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства,
синтаксические функции. Соотнесённость местоимений с другими частями речи. Роль местоимений в речи как средства связи предложений. Нормы употребления местоимений. Разряды местоимений по значению. Личные местоимения. Их значение, изменение, роль в предложении. Склонение местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Нормы употребления личных местоимений в речи. Притяжательные местоимения, их склонение. Отличие личных и притяжательных местоимений от притяжательных прилагательных. Употребление личных местоимений в значении притяжательных. Значение и употребление местоимения свой. Возвратное местоимение себя. Лексическое значение, особенности склонения, употребления в речи. Вопросительные местоимения, их значение, изменение, роль в предложении. Относительные местоимения: значение, изменение, роль в предложении. Различия вопросительных и относительных местоимений. Местоимения как средства связи предложений в тексте. Неопределённые местоимения: значение, изменение, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь. Отрицательные местоимения: значение, изменение, роль в предложении. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Местоимение: особенности склонения, употребления в речи. Определительные местоимения: значение, изменение, роль в предложении. Указательные местоимения: значение, изменение, роль в предложении. Правописание местоимений-наречий: потому, поэтому, затем и др.
Имя числительное
Вопрос о числительных в системе частей речи. Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Отличие числительных от других частей речи. Разряды числительных по строению. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Склонение числительных, обозначающих целые числа. Гласная и в окончаниях числительных. Изменение числительных «сорок», «девяносто», «сто».
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение. Употребление порядковых числительных.
Дробные числительные, их значение и изменение. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Употребление числительных в речи. Образование слов других частей речи от числительных. Составление предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числительных.
Наречие
Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Отличие наречий от других частей речи.
Разряды наречий по значению.
Местоименные наречия. Роль наречий в речи. Употребление наречий для связи предложений в тексте.
Образование степеней сравнения наречий. Морфологический разбор наречия
Образование наречий с помощью приставок и суффиксов.
Правописание наречий.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е. Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях. Буквы о-е после шипящих на конце наречий. Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е. Дефис между частями слова в наречиях. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования новых слов.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования новых слов. Функциональные омонимы. Морфологические признаки наречия. Переход существительных , прилагательных в наречия.
Слова категории состояния
Понятие о словах категории состояния. Разряды слов категории состояния по значению. Роль слов категории состояния в речи. Правописание НЕ со словами категории состояния. Функциональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, наречия, слова категории состояния. Составление текстов с использованием слов категории состояния.
Жанры: отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни.
Учебно-тематический план
Учебный год
Тема, раздел
Количество часов
Всего
Практика
контр.р
тесты
сочинен
ие
изложение
1 четверть
Русский язык в жизни России.
2
Повторение изученного в 5 классе
4
Речь. Текст.
16+3
1
1
1
2
Лексика.
13
1
1
1
Фразеология.
9+1
1
1
Морфемика. Словообразование.
6
2 четверть
Морфемика. Словообразование.
9+2
2
1
2
Морфология как раздел грамматики.
2
Имя существительное.
13
1
Имя прилагательное.
14+2
1
1
3 четверть
Глагол.
14+3
1
1
2
Местоимение.
16+4
1
1
2
Имя числительное.
16+4
1
2
1
Наречие.
3
1
4 четверть
Наречие.
27+4
1
2
2
2
Категория состояния
3
Повторение.
16+4
1
2
Всего
210
12
10
8
12
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Наименование раздела,
тема урока
Виды учебной деятельности
план
факт
Введение
1
Русский язык как развивающееся явление.
Осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества. Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.
Изучение теоретического материала, сообщения об ученых-лингвистах, работа с текстом
2
Лингвистика как раздел науки о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты
Повторение (4ч)
3
Фонетика. Графика.
Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.
4
Орфография, морфемика, понятие о норме.
5
Орфография
6
Синтаксис и пунктуация.
Речь(16+3)
7
Текст как речевое произведение. Понятие текста, его основные признаки.
Знать признаки текста.
Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова.
Определять виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте и частей текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, схемы, таблицы и т.п.
Устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста.
Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать
принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания
Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.) Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
8-9
Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста
10
Структура текста. Простой и сложный план.
11-12
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста
13
Рр. Сжатое изложение текста (з.10 с.19)
14
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их особенности.
15
Функциональные разновидности языка: разговорный язык;( жанры-беседа, рассказ, спор); функциональные стили: научный, официально-деловой.
16
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля
17-18
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, правила, индивидуальная характеристика, объявление, письмо. Их особенности.
19-20
Практикум. Написание заявления, объяснительной записки, объявления. индивидуальной характеристики
21
Практикум. Отзыв о прочитанной книге
22
Основные особенности языка художественной литературы.
23-24
Рр. Изложение текста (з.9 с.65)
Уметь определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать изложение, вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Использовать языковые средства для отображения своих чувств и мыслей. Высказывать свое мнение, свою позицию
25
Входная контрольная работа (административная).
Контрольная работа, грамматические задания
Лексика(13ч)
26
Анализ контрольной работы.
Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития
Распределять слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова.
Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного, выразительного словоупотребления.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах.
Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия. Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
27
Паронимы. Ошибки при употреблении в речи паронимов
28
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.
29
Основные причины заимствования слов. Словари иностранных слов.
30
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
31
Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Словари устаревших слов и неологизмов
32-33
Старославянизмы. Условия появления. Синонимия. Полногласие. Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
34-35
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова, диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.
36-37
Стилистические пласты лексики. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
38
Исследовательская работа.
Объяснять языковые явления, процессы, уметь работать со словом. Развивать способность с помощью вопросов добывать информацию. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого
Фразеология (9ч+1ч)
39
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.
Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам.
Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.
Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи.
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности.
40
Стилистические свойства фразеологизмов.
41
Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи.
42-43
Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа.
44
Фразеологические синонимы и антонимы. Фразеологические словари. Практикум.
45
Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
46
Повторение пройденного по теме «Лексика» и «Фразеология». Круглый стол.
47
РР. Сочинение-рассуждение о роли фразеологизмов в русском языке.
Уметь писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли. Вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей. Высказывать свое мнение, свою позицию.
48
Контрольная работа по теме «Лексика» и «Фразеология».
Контрольная работа
Морфемика. Словообразование (15+2ч)
49
Анализ контрольных работ. Морфемика как раздел лингвистики. Словообразующие и формообразующие морфемы.
Различать изученные способы словообразования;
Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
Характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи;
Использовать морфемный, словообразовательный словари;
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Работа над ошибками, морфемный разбор, тренировочные упражнения, рефлексия
50
Возможность исторических изменений в слове. Понятие об этимологии. Этимологический словарь
51
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.
52
Основные способы словообразования. Образование слов с помощью морфем.
53
Сложные слова. Сложение как способ словообразования.
54
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.
55
Сращение сочетания слов в слово.
56-57
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо
58
Особенности словообразования слов различных частей речи
59
Словообразовательные и морфемные словари русского языка
60-61
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
62-63
РР. Изложение с творческим заданием.
Уметь определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать изложение, вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Использовать языковые средства для отображения своих чувств и мыслей. Высказывать свое мнение, свою позицию
64-65
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Контроль полученных знаний. Оценка своего знания. Критично относиться к своему знанию
Морфология
66
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи
Овладеть основными понятиями морфологии; осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения;
Распознавать самостоятельные части речи и их формы; служебные части речи.
Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; грамматические словоформы в тексте.
67
Слово и его формы. Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи
Имя существительное (13ч)
68-69
Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые имена существительные, существительные общего рода, приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
Правильно употреблять несклоняемые имена существительные, согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода.
Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста
. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
Правильно употреблять несклоняемые имена существительные, согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода.
Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста
70
Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном русском языке
71
Род имен существительных. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных
72
Склонение существительных в единственном и во множественном числе. Правописание падежных окончаний
73
Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Нормы их употребления
74
Особый тип склонения существительных (существительные, имеющие форму прилагательных)
75
Словообразование имен существительных. Источники пополнения существительных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов имен существительных
76
Словообразование имен существительных с помощью приставок
77
Употребление существительных в речи. Роль олицетворения в художественной речи
78
Переход прилагательных в существительные. Функциональные омонимы
79
Повторение и обобщение изученного об имени существительном
80
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Контроль полученных знаний. Оценка своего знания. Критично относиться к своему знанию
Имя прилагательное(14+2ч)
81
Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль.
Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные, приводить соответствующие примеры.
Правильно образовывать сравнительную степень имён прилагательных, анализировать составные формы сравнительной и превосходной степеней; правильно произносить краткие прилагательные, определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в разных стилях речи. Анализ текстов, подбор синонимов, антонимов, редактирование предложений, словообразовательный разбор
82
Роль прилагательных в тексте, употребление в речи.
83
Разряды имён прилагательных по значению
84-85
Степени сравнения качественных прилагательных. Образование степеней сравнения
86
История притяжательных прилагательных
87-88
Образование прилагательных с помощью суффиксов и приставок. Правописание суффиксов прилагательных
89
Рр. Признаки текста-описания. Композиция описания.
Изобразительно-выразительные средства: метафора, сравнение, эпитет.
90-91
Рр. Сочинение-описание по картине И.И.Левитана «Октябрь»
Знать о типе речи описание, уметь отбирать материал для сочинения, вносить коррективы и дополнения в составленные планы.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей, высказывать свое мнение, свою позицию.
92
Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки.
Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в разных стилях речи. Анализ текстов, подбор синонимов, антонимов, редактирование предложений, словообразовательный разбор
93-94
Правописание прилагательных. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи.
95
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»
96
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Глагол (14+3)
97
Анализ контрольного диктанта. Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, возвратные глаголы, переходные и непереходные глаголы, приводить соответствующие примеры. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем. Анализ предложений текста, составление предложений, устное высказывание, морфологический разбор
98
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Богатство смысловых значений видовых пар. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании
99
Роль глаголов в речи (в тексте). Рр. Составление текстов описательных и повествовательных типов речи
100
Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива
101
Безличные глаголы.
102
История образования возвратных глаголов. Нормы употребления –ся и –сь
103
Переходные и непереходные глаголы.
104
Наклонения глагола. Изъявительное наклонение
105
Времена глагола в изъявительном наклонении. Происхождение формы прошедшего времени
106-107
Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний
108
Разноспрягаемые глаголы и их происхождение
109
Рр. Составление высказываний на лингвистическую тему с использованием собственных иллюстраций по теме «Глагол»
110
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Контроль полученных знаний. Оценка своего знания. Критично относиться к своему знанию
111
Анализ контрольного диктанта. Употребление глаголов в речи.
Уметь выполнять работу над ошибками, объяснять тип ошибки
Осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу. Уметь представлять конкретное содержание в письменной и устной форме
112-113
РР. Сочинение – описание по картине К.Ф.Юона («Пейзаж с лыжниками» или «Зимнее солнце»)
Знать о типе речи описание, уметь отбирать материал для сочинения, вносить коррективы и дополнения в составленные планы.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей, высказывать свое мнение, свою позицию.
Местоимение (20ч)
114
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую функцию.
Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать местоимения разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.
Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста.
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.
115
Соотнесённость местоимений с другими частями речи. Роль местоимений в речи как средства связи предложений. Нормы употребления местоимений.
116
Личные местоимения. Их значение, изменение, роль в предложении.
117
Личные местоимения. Их значение, изменение, роль в предложении.
Правописание местоимений с предлогами. Нормы употребления личных местоимений в речи.
118
Притяжательные местоимения, их склонение. Отличие личных и притяжательных местоимений от притяжательных прилагательных.
119
Употребление личных местоимений в значении притяжательных. Значение и употребление местоимения свой.
120
Возвратное местоимение себя. Лексическое значение, особенности склонения, употребления в речи.
121
Вопросительные местоимения, их значение, изменение, роль в предложении.
122
Относительные местоимения: значение, изменение, роль в предложении. Различия вопросительных и относительных местоимений.
123
Местоимения как средства связи предложений в тексте.
124
Неопределённые местоимения: значение, изменение, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
125
Отрицательные местоимения: значение, изменение, роль в предложении.
126
Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
127
Местоимение: особенности склонения, употребления в речи.
128
Определительные местоимения: значение, изменение, роль в предложении.
129
Указательные местоимения: значение, изменение, роль в предложении.
130
Правописание местоимений-наречий: потому, поэтому, затем и др.
131-132
Защита проектов
Презентация, защита проектов
133
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение»
Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Контроль полученных знаний. Оценка своего знания. Критично относиться к своему знанию
Числительное (16+4ч)
134
Вопрос о числительных в системе частей речи. Имя числительное как часть речи: как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Отличие числительных от других частей речи.
Роль числительных в речи.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять его синтаксическую функцию. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры.
Правильно изменять по падежам. Группировать по заданным морфологическим признакам. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста.
Применять знания и умения в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.
Знать теоретический материал, уметь составлять сообщения о числительном и назначении всех значимых частей слова. Осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу.
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Формулировать собственное мнение и позицию.
135
Разряды числительных по строению.
136
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительных.
137
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
138
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
139-140
Склонение числительных, обозначающих целые числа Гласная и в окончаниях числительных. Изменение числительных «сорок», «девяносто», «сто».
141
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
142
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
143
Порядковые числительные, их значение и изменение.
144
Порядковые числительные, их значение и изменение. Употребление порядковых числительных.
145
Дробные числительные, их значение и изменение.
146-147
Рр. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.
148
Употребление числительных в речи. Образование слов других частей речи от числительных
149-150
Защита проекта
151
Рр. Составление текста с использованием числительных
152
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»
153
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное»
Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Контроль полученных знаний. Оценка своего знания. Критично относиться к своему знанию
Наречие (30+4ч)
154
Наречие как часть речи: как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Отличие числительных от других частей речи.
Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия; определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить примеры.
Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Группировать по заданным морфологическим признакам. Различать слова категории состояния и наречия.
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурировать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
155-156
Разряды наречий по значению.
157
Местоименные наречия
158
Роль наречий в речи. Употребление наречий для связи предложений в тексте.
159
Образование степеней сравнения наречий.
160
Образование степеней сравнения наречий. Морфологический разбор наречия
161-162
Рр. Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение по тексту «Любительница цветов»
163-164
Образование наречий с помощью приставок и суффиксов.
165
Контрольная работа
166
167
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о, -е.
168
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е.
169
Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях
170-171
Буквы о-е после шипящих на конце наречий.
Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.
172-173
Буквы о-а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.
174
Дефис между частями слова в наречиях.
175
Дефис между частями слова в наречиях.
176
Правописание наречий.
177
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок.
Уметь выполнять работу над ошибками, объяснять тип ошибки
Осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу. Уметь представлять конкретное содержание в письменной и устной форме
178
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования новых слов.
179
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
180-181
Морфологические признаки наречия. Переход существительных, прилагательных в наречия. Функциональные омонимы
182
Повторение и обобщение изученного
183
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Контроль полученных знаний. Оценка своего знания. Критично относиться к своему знанию
184-185
Анализ ошибок. Употребление наречий в речи
Уметь выполнять работу над ошибками, объяснять тип ошибки
Осознавать качество и уровень усвоения, корректировать свою работу. Уметь представлять конкретное содержание в письменной и устной форме
186-187
Рр. Изложение
Уметь определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать изложение, вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Использовать языковые средства для отображения своих чувств и мыслей. Высказывать свое мнение, свою позицию
Категория состояния (3ч)
188
Понятие о словах категории состояния. Разряды по значению.
Изучение теоретического материала, анализ примеров, работа над таблицей, тренировочные упражнения
189
Правописание НЕ со словами категории состояния
Самостоятельная работа с учебником, формулировка правила по теме, тренировочные упражнения, тест
190
Роль слов категории состояния в речи. Функциональные омонимы: кр. прилагательные среднего рода, наречия, слова категории состояния
Комплексный анализ текста, анализ предложений. Составление предложений с функциональными омонимами
Повторение (16+4ч)
191
Лексика. Фразеология
Осознавать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).
Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.
Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
192
Фонетика. Графика
193
Части речи в русском языке.
194
Словообразование самостоятельных частей речи.
195-196
Употребление знаменательных частей речи.
197-198
Правописание не с разными частями речи.
199
Одна и две буквы н в суф-фиксах существительных, прилагательных и наречий на -о.
200
Правописание сложных слов.
201
Гласные о, е, ё в разных частях слова после шипящих.
202-203
Р/Р Речь. Текст, его признаки.
204
Гласные в окончаниях слов.
205
Слитное и раздельное на-писание омонимичных самостоятельных частей речи.
206
Итоговая контрольная работа (административная)
207
Анализ контрольных работ
208-209
Рр. Изложение с творческим заданием
Составление плана текста, пересказ. Работа над орфографией. Написание изложения
210
Путешествие в Страну Языкознание
Литература
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
Литература для учителя
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-порталы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
Программа к учебникам «Русский язык. 59 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. М.: ООО «Русское слово учебник», 2011.
Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Справочно-информационные интернет - порталы
Справочная служба русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
Филологический портал Philology.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература для учащихся
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Культура письменной речи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
Основные правила грамматики русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 12 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
П. Оценка диктантов
Диктант одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса 90 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса 150170 слов, для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе 12 различных орфограмм и 2 3 пунктограмм, в VI классе 16 различных орфограмм и 3 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX – 11 классах 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе не более 5 слов, в VIVII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющиесущественного значения для характеристики грамотности. Приподсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубымотносятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в VIX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Количество итоговых контрольных работ.
Имея в виду возможность учителя повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам учащихся и обучающим письменным работам, целесообразно в каждом классе проводить определённое количество итоговых письменных контрольных работ. Помещённая ниже таблица включает эти и другие нормативы.
предметы
русский язык (контр. раб.)
литература (контр. раб.)
классы
5
6
7
8
9
5
6
7
8
9
10
11
диктант
8
8
6
5
3
(
(
(
(
(
(
(
изложение
2
2
2
3
3
(
(
(
(
(
(
(
сочинение
(кл./дом)
2/0
2/0
2/0
2/1
2/2
3/0
3/1
2/2
2/3
3/3
3/3
4/3
объём сочинения (стр.) (кл./дом)
0,5-1/1-1,5
1-1,5/1,5-2
1,5-2/2-2,5
2-3/
2,5-3
3-4
1-1,5
1,5-2
2-2,5
2,5-3
4-5
5-7
5-7
техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать)
(
(
(
(
(
100-
110
слов/мин.
110-
120
слов/мин.
120-
130
слов/мин.
(
(
(
(
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку в 10 классе
Вид контрольной работы
1 час в неделю
2 часа в неделю
3 часа в неделю
4 часа в неделю
диктант
2-3
4
8
10
изложение
1
2
3
4
сочинение
2
2
3
4
Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку в 11 классе
Вид контрольной работы
1 час в неделю
2 часа в неделю
3 часа в неделю
4 часа в неделю
диктант
2
4
6
8
изложение
1
3
4
5
сочинение
2
3
4
5
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда ребятам было дано задание «написать домашнее сочинение». В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.
Оценки за диктант, изложение и сочинение выставляются двумя оценками дробью в одной колонке (5/4, 3/3).
В старших классах оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский язык» (в дополнительный столбик с указанием «Сочинение»).
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; >
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических. 1
Основные критерии оценки
«5»
Содержание и речь
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. -
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание и речь
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 4 речевых недочетов.
Грамотность '
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
Содержание и речь
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
15