Рабочая программа по русскому языку к учебнику 7 класса под редакцией М.М. Разумосвкой, П.А Леканта.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
на 2015-2016 учебный год
Программа по русскому языку к учебнику 7 класса под редакцией М.М. Разумосвкой, П.А Леканта. Русский язык. 7кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений. М.: Дрофа, 2013.- 288с. Рекомендование Министерством образования и науки РФ
7-е классы
Составитель:
Титова А. А.
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа). Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 4 часа в неделю, 140 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 140 часов, из них на развитие речи – 27 часов.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевая деятельность
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕязыковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).
Морфемика (состав слова) и словообразование
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Грамматика
Морфология
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз )Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Синтаксис
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
-н- и –нн- в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Русский речевой этикет.
Изменяется ли язык с течением времени.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Годы обучения Количество часов Количество учебных недель Всего часов за учебный год
7 г класс 4 35 140
7 д класс 4 35 140
7 е класс 4 35 140
420 часов за год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма;
редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» 7 класс является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.
Содержание учебной программы в 7 классе:
О языке (2)
Язык и речь. Правописание. Культура речи. Повторение изученного в 5-6 классах (31 + 5 р.р.)
Стили и типы речи (2)
Фонетика и орфоэпия (3)
Словообразование (6)
Способы и средства связи предложений в тексте (2)
Орфография (17)
Лексика (2)
Грамматика: морфология и синтаксис (4)
Стили речи (2)
Наречие (29+ 5 ч. р/р)
Наречие как часть речи (1)
Омонимичные слова (2)
Разряды наречий по значению (2)
Степени сравнения наречий (3)
Словообразование наречий (3)
Правописание наречий, образованных от имён существительных (2)
Правописание наречий на -о и -е. НЕ в наречиях на -о и -е. (1)
Буквы Н, НН в наречиях на -о и –е (2)
Буквы о – е на конце наречий после шипящих (1)
Публицистический стиль речи (2)
Типы речи (2)
Буквы о, а на конце наречий (1)
Дефис в наречиях (2)
Не и ни в отрицательных наречиях (2)
Буква ь знак на конце наречий после шипящих (1)
Употребление наречий в речи (2)
Произношение наречий (2)
Обобщение изученного по разделу (4)
Служебные части речи. Предлог (5 ч. + 6 ч. р/р)
Предлог как часть речи. Разряды предлогов. План морфологического разбора (2)
Правописание предлогов (2)
Употребление предлогов в речи (2)
Текст. Прямой и обратный порядок слов (5)
Служебные части речи. Союз (10 ч. +3 ч. р/р)
Союз как часть речи. Разряды союзов. План морфологического разбора союза (3)
Правописание союзов (2)
Употребление союзов в простых и сложных предложениях (5)
Описание как тип речи (3)
Служебные части речи. Частица (8 ч. + 1 ч. р/р)
Частица как часть речи. Разряды частиц. План морфологического разбора частицы (2)
Правописание частиц (3)
Употребление частиц в речи (2)
Произношение предлогов, союзов, частиц (2)
Служебные части речи. Междометия (7 ч. + 3 ч. р/р)
Междометия и звукоподражательные слова (3)
Омонимия слов разных частей речи (3)
Текст. Характеристика человека (4)
Повторение (21 ч. + 2 ч р/р)
Фонетика. Орфоэпия (2)
Состав слова и словообразование (2)
Лексика и фразеология (3)
Грамматика: морфология и синтаксис (3)
Орфография. Пунктуация (7)
Стили и типы речи (4)
Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю) при 35 учебных неделях, в том числе 27 часов развития речи.
Тематический план с определением основных видов деятельности:
№ Раздел Количество часов Тема Виды деятельности обучающихся1 О языке
1 Изменяется ли язык с течением времени. составление рассуждения «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь»
2 1 Этимология как раздел о языке Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова.
3 Язык и речь. Правописание. Культура речи.
Повторение изученного в 5-6 классах (31 + 5 р.р.)
1 Р/Р Что мы знаем о стилях речи Высказывание научного стиля.
Стилистический разбор небольшого текста
4 1 Р/Р Что мы знаем о типах речи Высказывание научного стиля.
Стилистический разбор небольшого текста
5 1 Фонетика и орфоэпия. Фонетический анализ небольшого текста.
6 1 Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова. Объяснительный диктант.
7 1 Приём звукописи Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс).
8 1 Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.
Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).
9 1 Словообразовательная цепочка Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев.
10 1 Словообразовательные гнёзда Выборочный диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразовательных гнёзд.
11 1 Способы словообразования Морфемный и словообразовательный разборы слов.
12 1 Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. Контрольная работа № 1
(5 заданий)
13 1 Анализ контрольной работы Работа над ошибками
14 1 Р/Р Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к написанию изложения. Аналитическая работа с текстом
15 1 Р/Р Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» Подробное изложение
16 1 Правописание: орфография и пунктуация.
Комплексный анализ текста
17 1 Разделительные
Ъ и Ь. Распределительный диктант
18 1 Буква ь для обозначения мягкости соглас- ного. Буква ь как показатель грамматической формы. Объяснительный диктант
19 1 Буквы о – ё после шипящих и цТест
20 1 Правописание при- ставок
Объяснительный диктант
21 1 Правописание при- ставок
Тест
22 1 Орфограммы вкорнях слов
Распределительный диктант
23 1 Орфограммы вкорнях слов
Тест
24 1 Правописание суффиксов Объяснительный диктант
25 1 Правописание суффиксов Тест
26 1 Правописание окончаний Объяснительный диктант
27 1 Правописание окончаний Распределительный диктант
28 1 Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Объяснительный диктант
29 1 Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Тест
30 1 Не и ни в отрицательных местоимениях. Заполнение таблицы
31 1 Не и ни в отрицательных местоимениях. Комплексный анализ текста
32 1 Рубежная Контрольная работа Диктант с грамматико-орфогрфическим заданием
33 1 Словарное богатство русского языка
Комплексный анализ текста
34 1 Р/Р Словарное богатство русского языка
сочинение-описание
(стр. 69, упр. 170)
35 1 Грамматика: морфология и синтаксис Комплексный анализ текста. Словарный диктант
36 1 Грамматика: морфология и синтаксис тест
37 1 Контрольная работа Диктант с грамматико-орфогрфическим заданием
38 1 Анализ контрольного диктанта
Работа над ошибками
39 Стили речи (2 ч. – р/р) 1 Р/Р Публицистический стиль речи. Комплексный анализ текста
40 1 Р/Р Заметка в газету. Заметка в газету. Сочинение «Человек и природа в городе»
41 Наречие (29+ 5 ч. р/р) 1 Какие слова являются наречиями. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.
42 1 Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. Работа с дидактическим материалом учебника
43 1 Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. Аналитическая работа с текстом
44 1 Разряды наречий по значению. Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.
45 1 Разряды наречий по значению. Работа с дидактическим материалом учебника
46 1 Степени сравнения наречий Работа с дидактическим материалом учебника
47 1 Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Работа с дидактическим материалом
48 1 Р/Р Сочинение-описание по картине «Материнство» Написание сочинения-описания с использованием наречий по репродукции картины В.К. Нечитайло «Материнство»
49 1 Словообразование наречий Работа с дидактическим материалом
50 1 Словообразование наречий Тест
51 1 Контрольная работа Контрольная работа (метод. рекомендации)
52 1 Правописание наречий, образованных от имён существительных. Работа с дидактическим материалом
53 1 Правописание наречий, образованных от имён существительных. Словарный диктант
54 1 Правописание наречий на -о и -е. НЕ в наречиях на -о и -е. Словарно-орфографическая работа
55 1 Буквы Н, НН в наречиях на -о и –е. Словарно-орфографическая работа
56 1 Буквы Н, НН в наречиях на -о и –е. Распределительный диктант
57 1 Буквы о – е на конце наречий после шипящих
Словарно-орфографическая работа
58 1 Р/Р Типы речи. Рассуждение-размышление в публицистическом стиле.
Комплексный анализ текста
59 1 Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». Сочинение-рассуждение
60 1 Буквы о, а на конце наречий Работа с дидактическим материалом
61 1 Дефис в наречиях
Словарно-орфографическая работа
62 1 Дефис в наречиях
Распределительный диктант
63 1 Не и ни в отрицательных наречиях
Словарно-орфографическая работа
64 1 Не и ни в отрицательных наречиях
Распределительный диктант
65 1 Буква ь на конце наречий после шипящих
Словарно-орфографическая работа
66 1 Употребление наречий в речи
Работа с дидактическим материалом
67 1 Употребление наречий в речи
Комплексный анализ текстов художественного стиля.
68 1 Произношение
наречий
Работа с дидактическим материалом учебника
69 1 Произношение
наречий
Работа с орфоэпическим словарём
70 1 Р/Р Типы речи. Описание состояния человека Лингвистическая работа с текстами
71 1 Р/Р Сочинение на тему «Как я в первый раз» Сочинение
72 1 Повторение и
обобщение изученного о наречии
Тест
73 1 Контрольный
диктант по теме «Наречие» Диктант (метод. рекомендации,
с. 150)
74 1 Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками
75 Служебные части речи. Предлог (5 ч. + 6 ч. р/р) 1 Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Работа с дидактическим материалом
76 1 Предлог как часть речи. Разряды предлогов. План морфологического разбора предлогов. Словарно-орфографическая работа
77 1 Правописание
предлогов
Объяснительный диктант
78 1 Правописание
предлогов
Тест
79 1 Употребление
предлогов в речи
Словарно-орфографическая работа
80 1 Р/Р Употребление
предлогов в речи
Комплексный анализ текстов художественного стиля.
81 1 Р/Р Текст. Порядок слов в спокойной монологической речи. Творческая работа. Редактирование текста.
82 1 Р/Р Текст. Порядок слов в спокойной монологической речи. Творческая работа. Редактирование текста.
83 1 Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Творческая работа. Редактирование текста.
84 1 Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Творческая работа. Редактирование текста.
85 1 Р/Р Изложение текста «Поговорим о бабушках» Изложение
86 Служебные части речи. Союз (10 ч. +3 ч. р/р) 1 Союз как часть речи. Разряды союзов. Работа с дидактическим материалом. Объяснительный диктант
87 1 Союз как часть речи. Разряды союзов. Тест
88 1 Союз как часть речи. Разряды союзов. План морфологического разбора союза. Работа с дидактическим материалом
89 1 Правописание
союзов
Работа с дидактическим материалом
90 1 Правописание
союзов
Словарный
диктант
91 1 Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Работа с дидактическим материалом
92 1 Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Самостоятельная работа
93 1 Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Тест
94 1 Контрольный диктант Диктант с грамматико-орфографическими заданиями (метод. рекомендации с. 152
№ 11)
95 1 Анализ контрольного диктанта
Работа над ошибками
96 1 Р/Р Описание внешности человека
Комплексный анализ текстов художественного стиля.
97 1 Р/Р Описание внешности человека. Подготовка к сочинению.
Словарно- орфографическая работа, творческая работа
98 1 Р/Р Контрольное сочинение «Описание человека»
Сочинение по картине В.А. Тропинина «Портрет сына»
99 Служебные части речи. Частица (8 ч. + 1 ч. р/р) 1 Частица как часть речи. Разряды частиц
Работа с дидактическим материалом
100 1 Частица как часть речи. Разряды частиц. План морфологического разбора частицы.
Словарно-орфографическая работа
101 1 Правописание частиц
Объяснительный диктант
102 1 Правописание частиц
Распределительный диктант
103 1 Правописание частиц
Тест
104 1 Употребление частиц в речи
Работа с дидактическим материалом учебника
105 1 Употребление частиц в речи
Работа с дидактическим материалом
106 1 Произношение предлогов, союзов, частиц.
Комплексный анализ текста
107 1 Р/Р Сжатое изложение по отрывку из книги К.И. Чуковского «О Чехове» Сжатое изложение (с. 247, упр. 522)
108 Служебные части речи. Междометия (7 ч. + 3 ч. р/р) 1 Междометия и звукоподражательные слова.
Работа с дидактическим материалом
109 1 Междометия и звукоподражательные слова.
Комплексный анализ текста
110 1 Междометия и звукоподражательные слова.
Комплексный анализ текста
111 1 Омонимия слов разных частей речи.
Работа с дидактическим материалом
112 1 Омонимия слов разных частей речи.
Комплексный анализ текста
113 1 Омонимия слов разных частей речи.
Тест
114 1 Р/Р Текст. Характеристика человека Комплексный анализ текста
115 1 Р/Р Текст. Характеристика человека Комплексный анализ текста
116 1 Р/Р Сочинение типа характеристики или самохарактеристики «Что за человек мой…?» Сочинение-описание (метод. рекомендации с. 155, № 14)
117 1 Анализ сочинения Работа над ошибками
118 Повторение (21 ч. + 2 ч р/р) 1 Фонетика. Орфоэпия.
Словарно-орфографическая работа
119 1 Фонетика. Орфоэпия.
Тест
120 1 Состав слова и словообразование. Словарно-орфографическая работа
121 1 Состав слова и словообразование. Тест
122 1 Лексика и фразеология. Словарно-орфографическая работа
123 1 Лексика и фразеология. Комплексный анализ текста
124 1 Лексика и фразеология. Комплексный анализ текста
125 1 Грамматика: морфология и синтаксис Словарно-орфографическая работа
126 1 Грамматика: морфология и синтаксис Тест
127 1 Грамматика: морфология и синтаксис Тест
128 1 Орфография. Пунктуация. Словарно-орфографическая работа
129 1 Орфография. Пунктуация. Тест
130 1 Орфография. Пунктуация. Словарно-орфографическая работа
131 1 Орфография. Пунктуация. Тест
132 1 Орфография. Пунктуация. Тест
133 1 Итоговый тест за курс 7 класса Тест
134 1 Р/Р Стили и типы речи. Комплексный анализ текста
135 1 Р/Р Стили и типы речи. Комплексный анализ текста
136 1 Итоговый контрольный диктант
Диктант
137 1 Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками
138-140 3 Резервные уроки Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2013.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2002
Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2001
Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2013.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Интернет-ресурсы для ученика и учителя.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Осваивая программу учебного предмета, учащиеся 7 класса
должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5–7 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5–7 классах; нормы речевого этикета.
должны уметь:
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.