МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Педагогические технологии, применяемые в индивидуальной работе с обучающимися детских школ искусств»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Поныровская детская школа искусств»
Поныровского района Курской области
306000 Курская обл.,п. Поныри,ул. Ново-Почтовая,2 тел.(47135)2-13-95
e-mail: ponyry.dshi@gmail.com
pdshi.kursk.muzkult.ruМЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Педагогические технологии, применяемые в индивидуальной работе с обучающимися детских школ искусств».
ПрЕПОДАВАТЕЛЬ - вЯЛЫХ н.е.
2016г
Основная задача детских школ искусств - это становление и развитие личности ребёнка, создание условий для педагогического творчества, поиск, поддержка и развитие детской творческой одарённости, формирование здорового образа жизни. Обучение в ДШИ является для обучающихся специфической средой, важной, как для их творческого развития, адаптации в обществе, накоплении жизненного опыта, так и для самоопределения.
В детских школах искусств:- ребёнок имеет возможность осознать себя, свои предпочтения;- ребёнок имеет свободу выбора отделения, инструмента, что формирует свободу личности в ее интеллектуальном, личностном, социальном планах;- ребёнок испытывает радость общения с единомышленниками, с теми, кто занят тем же делом. Все это – условия развития взаимопонимания, сотрудничества, позитивного взаимодействия.- здесь создаются условия и предпосылки личностного и затем профессионального развития и самоопределения. В связи с постоянно изменяющимися культурными и духовными запросами, потребностями в обществе в целом, детские школы искусств должны обеспечивать большую доступность и разнообразность качественного художественно-эстетического образования, создавать всем обучающимся условия для свободного развития, независимо от способностей. Не все наши обучающиеся станут профессиональными музыкантами, художниками, танцорами, но многие из них станут интеллигентными слушателями и зрителями, интеллектуально развитыми людьми, что способствует развитию культуры общества в целом. Каждая школа должна быть направлена на решение следующих задач:1.Обучение, воспитание, развитие детей, т.е. – создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- приобщение учащихся к общекультурным ценностям; профилактика асоциального поведения детей;2. Стабильность и ритмичность учебного процесса, анализ полученных результатов;3. Обеспечение качества образования за счет внедрения и использования новых технологий обучения: - информационно-коммуникационных;- здоровьесберегающих.4. Работа по выявлению и развитию художественно одаренных детей;5. Участие в творческих проектах, фестивалях, конкурсах различного уровня;6. Поиски инновационных методик, разработка учебных программ преподавателями ДШИ;7. Совершенствование содержания и форм методической работы преподавателей школы. Работая в системе государственного образования, каждый преподаватель должен соотносить свою работу с «требованиями заказчика», которым в данном случае является государство. Отсутствие в 90-е годы четко сформулированного государственного заказа для системы образования определило не только значительную свободу педагогических поисков, но и ее оборотную медаль - бессистемность некоторых новаций, отсутствие преемственности между разными ступенями обучения, разными регионами и конкретными образовательными учреждениями.
Сегодня такие ориентиры есть - это «Федеральный государственный образовательный стандарт». Оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и преподавателя, он, тем не менее, диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой программе и методике преподавания. На сегодняшний день принципы работы по Федеральному государственному образовательному стандарту - один из наиболее острых вопросов современной музыкальной педагогики.
Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.
Индивидуальная технология обучения пронизывает все виды музыкально-практической деятельности обучающихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования индивидуальной работы.
Технологии развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на индивидуальных уроках базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств на уроках дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий.
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач индивидуального обучения детей. Важное место в образовательном процессе школы, занимает индивидуальная развивающая модель обучения, которая обеспечивает обучающихся, комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В своей работе преподавателями школы применяются особые развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий позволяет им обеспечивать эффективное развитие познавательной активности обучающихся, их творческих способностей, учебной мотивации.
Традиционные технологии обучения в индивидуальной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи обучающихся.
Модернизации традиционных технологий в школе осуществляется путем введения в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Объяснительно–иллюстративные технологии применяемые в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил педагога и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, путем использования специальных игровых форм, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся. Применение данной технологии позволяет педагогам формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Информационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.
В образовательном процессе используются:
- компьютерные музыкальные игры, как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
- использование мультимедиа на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
- аудиовизуальные технологии.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Здоровьесберегающие технологии:- Направленность воспитательной работы на здоровье (пропаганда здорового образа жизни);- Направленность учебного плана на здоровье (недопустимость перегрузки учащихся);- Контроль за нагрузкой обучающихся и преподавателей, расписанием занятий;- Смена вида деятельности на занятиях;- Создание комфортных условий для занятий (освещение, тепловой режим);- Создание благоприятного психологического микроклимата в ученической и педагогической среде.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Применение педагогами данной технологии имеет следующие преимущества:- исключается уравниловка и усреднение детей;
- повышается уровень мотивации учения;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях:
Технологии компенсирующего обучения.
Компенсирующими элементами в школе являются:
- любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
- понимание детских трудностей и проблем;
- принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет особо важное значение при работе с детьми-сиротами.
Большое значение имеют различные виды педагогической индивидуальной поддержки в усвоении знаний:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала;
Развивающие технологии, применяемые преподавателями школы содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании образовательного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее перспективные образовательные технологии индивидуальные обучения должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.