Правописание разделительных Ъ и ь знаков
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Конкурс «От призвания к признанию»
Конспект учебного занятия по русскому языку
Тема: «Правописание разделительных ъ и ь знаков»
Учитель: Сизова Светлана Евгеньевна
г. Заволжье
2014 год
Тема урока: правописание разделительных ъ и ь знаков.
Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков. Задачи:
- образовательные:
1. формирование умения различать на слух необходимость написания ъ и ь разделительных знаков,
2. формирование умения определять местоположение ъ и ь разделительных знаков по отношению к корню,
3. формирование умения правописания слов с ъ и ь разделительными знаками,
4. формирование каллиграфического навыка учащихся,
-развивающие:
1) развивать речь, умение строить аргументированные высказывания,
2) создавать условия для развития творческих способностей,
3) развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь, наблюдательность учащихся,
4) развивать орфографическую зоркость,
-воспитательные:
1)воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову,
2) воспитывать любовь к природе, национальной культуре,
3) строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
4) формировать умение планировать деятельность, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Тип урока: закрепление знаний и умений.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, разноуровневые карточки для групповой работы, тренажёр «Разделительные Ъ и Ь знаки», карточки настроения, таблица «Разделительный ъ после приставки перед гласными. Разделительный ь после согласных перед гласными ё, е, я, ю», учебник «Русский язык» для 4 класса (автор: Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина). Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, фронтальная.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (воспроизводящая беседа); наглядные (таблица, памятки); практические (тренажеры, карточки с заданиями); конкретные и абстрактные методы (анализ, сравнение, обобщение).
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: эмоциональные (поощрение, удовлетворение желания быть значимой личностью); познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий); волевые (самооценка деятельности и коррекция); социальные (поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы).Планируемый результат: Предметные умения: Универсальные учебные действия (УУД)
- сформировать умение правописания слов с разделительными ъ и ь знаками;
- различать слова с разделительным ъ и ь знаками;
- расширить словарный запас учащихся Личностные:
- осознание алгоритма учебного действия;
- способность к самооценке на основе критерия
успешность учебной деятельности.
МетапредметныеРегулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
- обобщение знаний о разделительных ъ и ь знаках,
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Структура занятия
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
(3 мин.)
Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
(2 мин)
3. Пальчиковая разминка
(1 мин.)
4. Минутка чистописания. Словарно орфографическая минутка
(5 мин.)
5.Актуализация знаний
(5 мин)
6. Работа над темой урока
(5 мин.)
7. Физ.минутка
(1 мин.)
8. Работа над правописанием ъ и ь знаков
(10 мин.)
Физ.минутка для глаз
9. Применение знаний
(5 мин.)
10. Самостоятельная работа
(3 мин.)
11. Домашнее задание
(2 мин.)
12. Итог урока. Рефлексия.
(3 мин.)
- Друзья мои! Я очень рада,Войти в приветливый наш класс.И для меня уже наградаВниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
В ней детективов обучают
Развивать у всех должнаНаблюдательность она,
Память, логику, внимание.
Чтобы выполнить задание!
Я очень рада видеть вас сегодня и хочу еще раз сказать вам доброе «здравствуйте» и услышать в ответ тёплое …Сегодня у нас присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
Садитесь.
- Как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? (вывешивается определение).
Какими качествами он должен обладать?
И если мы с вами будем детективы, наш кабинет будет называться « Детективное агентство».
- Чтобы стать детективами, соедините ладошки в парах, подарите уверенность друг другу в предстоящей нашей работе! Улыбнитесь все, чтобы класс наполнился светом и счастьем! Теперь мы с вами детективы. Выберите теперь карточку с настроением и покажите, какое оно у вас?
- С хорошим настроением приступаем к работе.
- В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны « Грамматика» . Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится. « Дорогие детективы. В нашей стане жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Один был добрым и ласковым, старался все смягчать, а другой отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите. Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и спрятала братьев.У вас на столах лежат конвертики, откройте их и посмотрите, что случилось со словами без этих знаков? Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста.
- Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны? Давайте откроем и посмотрим, что в конвертиках за слова?
- Ребята, как вы думаете, что случилось со словами?
- А какие знаки?
Давайте представим себе, что случилось бы , если мы не сможем помочь жителям страны и не вернем на место знаки? Как вы думаете, какая же тема у нас будет на уроке? Что же будем делать на уроке?
Правильно ли вы определили тему урока, мы проверим в конце урока!
Срочно отправляемся в путь.
-Ребята, а раз мы детективы, то что мы будем делать с информацией, которую получим ?- И раз мы будем писать, давайте подготовим наши пальчики.
На моей руке пять пальцев,Пять хватальцев, пять держальцев.Чтоб строгать и чтоб пилить,Чтобы брать и чтоб дарить.Их нетрудно сосчитать:Раз, два, три, четыре, пять!
- Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Открываем наши тетради, записать число, классная работа. (Слежу за осанкой.)
А с какой буквы начинается наше агенство?.
Что мы с вами ведем?
Какой одинаковый звук встречается в этих словах?. Найдите закономерность. Допишите строчку.
Дд Ддд ДдддСейчас мы отправляемся на место преступления.
А своим девизом мы можем взять предложение.
Запишем ее в блокнот.
Сделал дело, гуляй смело. Объясните смысл пословицы.
- Итак ,мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.
Ребята, а сколько букв в русском алфавите?
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графическиони не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ- ер Ь-ерь.
Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их функции несколько изменились…
- А что же вы знаете о мягком знаке?
- А что о твердом знаке?
- Как переносятся слова с разделительными Ь и Ъ?
Молодцы. Дружно жили не тужили Ь и Ъ. Но однажды заспорили между собой. Давайте послушаем их спор.
— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова,
—Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Давайте и мы попробуем поставить в нужное место наши знаки!
Чтобы как можно больше найти улик, мы разделимся на группы: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа и 3 ряд- 3 группа. Каждой группе дано задание:
Вставьте ъ и ь знаки в словах
А если не знаем как писать, чем можем воспользоваться?
- Какие вы вставили знаки?
-Кто еще раз напомнит как пишутся разделительный ъ и ь знаки? (Вывешивается памятка)
- Мы с вами немного устали, давайте отдохнем и продолжим дальше искать улики.
- Потянулись! Потянулись!
А теперь мы все качнулись!
Потянулись все опять
И попрыгали раз пять.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Покружились все на месте…
Сели тихо, дружно, вместе.
Ну вот наши улики и превратились в вещественные доказательства. Необходимо разобрать их и разложить правильно. Перед вами слова, прочитайте их, работаем в паре, в левый столбик запишите слова с разделительным Ъ , а в правый с Ь.( Слова: объезд, вьюга, съел, подъезд, листья, конь, полью, перья, семья, объяснение, пальто).
Какие слова вы не записали?
Почему?
А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки и исправьте их.
Повторене – мать ученя.
Хочется рыбку сесть, да не хочется в воду лезть.
Здорове всего дороже.
С чем подехал, с тем и отехал- Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.
А у многих детективов есть личный автомобиль , и они всегда соблюдают правила дорожного движения. Проследите за движением машин.
- Конечно, любое дело, которое ведет детектив, это прежде всего загадка. Вот и для вас на столах представлены слова звуками, определите, что это за слова.
Запишите рядом, какое слово получилось. В синюю коробочку положите слова, которые пишутся с ъ знаком, а в красную – с ь знаком. (Проверяю)
-Вы хорошие детективы! Попробуйте образовать словосочетания, в которых в одном из слов встречается орфограмма «Разделительный Ъ или Ь знаки» и запишите в блокнотах.
Следы, заяц
хитрость, лиса
дом, ехать
есть, кашу
Посмотрите, ребята , на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то так и быть верну братьев на место. Безграмотность.» Ребята, необходимо провести экспертизу содержимого этого конверта. Каждому из вас нужно самостоятельно на оценку выполнить задания.
- Я проверю на сколько верно вы выполнили экспертизу и оценю.
- Чтобы закрыть нам это дело, откроем наши конвертики с начала урока и вставим пропущенные буквы.
- Ребята,какую же букву вставили на 1 строке, на 2? Почему?
Придумать загадки, сказки или стихи о ь и ъ знаках..
- Чем же сегодня занимались на уроке? Какая же тема сегодняшнего урока?
Отправляем дело в архив. Но на память об этом деле, я хочу предложить вам памятки.
– Какие слова пишуся с разделительм ъ, а какие с разделительным ь? Приведите примеры таких слов.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Проанализируйте свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежит светофор. Оцените свою
работу на уроке и покажите товарищу.
- справился легко
- затруднялся
- не смог справиться
Ребята, а теперь посмотрим какое у вас сейчас настроение.
- Я очень довольна вашей работой. А так , как вы хорошо работали, то получаете удостоверение « Настоящего детектива».
– Урок окончен. Встали все. Давайте
похлопаем себе за хорошую работу.
Спасибо всем. Ребята приветствуют учителя (здравствуйте), садятся.
Вспоминают ранее полученные знания
Детектив - это профессиональное название лица, занятого гласным и негласным расследованием преступлений и происшествий в интересах государства или частных лиц
Детектив должен меть зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.
Выбирают карточку с настроением и показывают.
Ребята открывают конверты и читают слова. (1 строка - судя, житё, вюга, плате, 2 строка – отехал, обяснил, сёжился)
Ребята анализируют и формулируют тему урока.
-В них пропущены знаки
- ъ и ь- Правописание ъ и ь знаков.
Вспоминают чем они занимаются на уроке русского языка
-Запишем.
Выполняют пальчиковую разминку.
Открывают тетради, записывают число, классная работа, не забывают следить за осанкой.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- с буквы д- дело
- Звук Д
- Ищут закономерность и прописывают строчку.
Применение ранее полученных знаний :33
Применение ранее полученных знаний (Буква ь - показатель мягкости согласного звука на письме. (Пальто, уголь, степь), Буква ь пишется на конце слов после согласных и в середине слова между согласными. (Дождь, письмо)*Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и в корне слова. (Соловьи, семья, деревья)*Разделительный ь разделяет два согласных звука, один из которых [й`] спрятан в буквах е, ё, ю, я, и.*ь не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НШ, ЩН. (Печка, мощный)*ь не пишется между двумя мягкими согласными. (Листик, бантик, исключение школьник, деньки и др.)*не пишется после приставок. (Объезд, съемка)
- *ъ разделяет два согласных звука, один из которых [й`] спрятан в буквах е, ё, ю, я.*Разделительный ъ пишется после приставки на согласный перед гласными е, ё, ю, я. (Подъем, объявление)
Не обозначают звуков
- Слова переносятся по слогам, а буквы Ь и Ъ не отрываются от предшествующего согласного, например, подъ -ём, соло- вьиУченики выполняют задание, затем один от группы выходит к доске с карточкой. Объясняют, какие буквы они вставили.
1 -Об…явление, от…езд, гост…я, в…езд, 2 - об…ём,раз…яснил , мыт..ё, варен...е, 3 - в…юга, ноч.ю, с.емка, жил…ё
-Разделительный ъ и ь знаки
Дети выполняют движения за учителем.
Применение полученных знаний. Работа в парах.В левый столбик: объезд, съел, подъезд, объяснение. В правый: вьюга, листья, полью, перья
2 ученика работают на компьютере.
Конь, пальто – ь знак служит для смягчения согласного
1 ученик работает у доски вместе с классом.
Повторенье – мать ученья.
Хочется рыбку сЪесть, да не хочется в воду лезть.
Здоровье всего дороже.
С чем подъехал, с тем и отъехал
Определяют написание слов по звукам
[сйэст] [падйэст][лйот][вйун]
[сйожылса] [вйот] [друзйа]
[абйаснил] [здаровйэ]
[абйэкт]
Дети составляют словосочетания
(заячьи следы)
(лисья хитрость)
(подъехать к дому)
(съесть кашу)
Ребята самостоятельно выполняют задания.
1.Выбери верное утверждение:
А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю,я.
Б) разделительный твердый знак пишется после корня
2. Выбери верное утверждение
А) разделительный мягкий знак пишется после приставки, перед согласным
Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е,ё,ю,я.
3. В какой строчке все слова пишутся с разделительным мягким знаком?
А) пальто, колья, полью
Б)листья, письмо, вьюга
В)счастье, деревья, веселье
4. В какой строчке в написании слов допущена ошибка?
А)воробьи, ульи, съезд
Б) колья, подъём, вехалВ)соленье, вьёт, печенье.
Ребята вставляют пропущенные буквы и доказывают их написание. 1 строка - судья, житьё, вьюга, платье, 2 строка – отъехал, объяснил, съёжился) Открывают дневники, записывают домашнее задание
Ребята отвечают на вопросы.
Ребята выбирают карточку и показывают, как они справлялись с заданиями.
Ребята показывают настроение.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные:действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные УУД:
1.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
Коммуникативные УУД:
1 формируем умение слушать и понимать других;
2 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные
УУД: уметь проводить
сравнение по заданным критериям
Коммуникативные
УУД: уметь оформлять
свои мысли в устной
форме.
Регулятивные УУД:
1 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3 формируем умение прогнозировать
Личностные УУД:
1 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Коммуникативные:
управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, совместно договариваться о правилах общения и следовать им; оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату действия, оценивать правильность выполнения
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение
слушать и слышать партнёра, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Регулятивные: контроль, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Личностные: проанализировать и оценить свою работу на уроке
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.