Урок чтения по сказке Э.Шима Камень, Ручей, Сосулька и Солнце
Тема урока : «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э.ШимЦель урока: формирование навыков правильного слогового и осознанного чтения;
Задачи:
обучающие: - познакомить учащихся со сказкой Э.Шима «Камень, ручей, сосулька
и солнце»;
- учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;
- расширение словарного запаса;
развивающие и коррекционные:
- коррекция устной речи через чтение по ролям;
- коррекция развития мышления (установление причинно- следственных закономерностей наступления весны);
- расширение кругозора;
воспитывающие:
- способствовать воспитанию познавательного интереса;
- воспитывать любовь к чтению;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: учебники «Чтение» 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, тетради, ручки, карточки с заданиями, проектор, презентация, маски героев сказки (Камень, Ручей, Сосулька).
Организационная часть.
а) Организационный момент.
(Дети стоят, вместе с учителем хором)
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
б) – Садитесь, ребята. Начинаем урок чтения. У нас сегодня гости, поэтому постарайтесь показать себя только с лучшей стороны.
2. Артикуляционная гимнастика.
а)- Чтобы наш речевой аппарат хорошо работал, проведем дыхательную гимнастику .Вдох – задержали дыхание – выдох.
Вдох – выдох – задержали дыхание. (2 раза)
б) чтение слоговой таблицы
в) чистоговоркаг) – Давайте поиграем в игру «Эхо». Что такое эхо? Где бывает эхо? Что делает эхо?
- Я буду громко говорить слова, а вы будете эхо, то есть повторять.
-Экран- кран, кран, кран.
-Смех – мех, мех, мех.
Дрожь – рожь, рожь, рожь.
Аш- ош- уш- ышЕш -иш- аш- яшУш- юш- еш- ёш.
-Молодцы. А сейчас поработаем со скороговоркой.
д) работа над скороговоркой – Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
- Чтение по- очереди;
- Чтение хором;
- Чтение с разной скоростью, убыстряя темп;
- Разучивание скороговорки.
3. Работа над новой темой. Введение в тему.
Учитель: - А сейчас перейдем к новой теме. О чем мы сегодня будем читать, вы должны отгадать сами. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадаете, слушаем внимательно. Из полученных отгадок составим название текста, который будем читать.
Его в горах полным- полно.
Он часто падает на дно
Ущелья с горы крутой.
Он твердый, маленький , большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
Ученики: - Камень.
Учитель: - Правильно ли отгадали? Посмотрим. (Появляется слайд 1) Правильно. Молодцы. Слушайте следующую загадку.
Бегу я, как по лесенке
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
Ученики: Ручей.
Учитель: Давайте посмотрим. (Появляется слайд 2) Правильно. Еще одна загадка, Слушайте.
Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет,
Заплачет она и умрет.
Ученики: Сосулька.
Учитель: (появляется слайд 3) Молодцы. Опять правильно. И последняя загадка.
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет.
Ученики: Солнце. (слайд 4)
Учитель: Молодцы. Какое название у нас получилось? Кто автор этой сказки? (Слайд 5)
(Название сказки появляется по частям, дети читают хором слова слайда по мере их появления) Кто автор сказки, прочитай, Максим.
Максим: Автор сказки Эдуард Шим. Это авторская сказка.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце». Прежде чем начнем читать, разберем новые слова. Смотрим на экран.
Слайд 6 – зайцы болобочут (дети читают) – зайцы разговаривают, на этой картинке мы видим 2 зайцев, как будто разговаривающих между собой.
Слайд 7 – тетерева бормочут (дети читают) – вот эти птицы (тетерева) издают звуки, похожие на бормотание.
Слайд 8 – камень – валун – (дети читают) - большой гладкий камень, который обвалился с горы и теперь лежит неподвижно на земле.
Слайд 9 – Лежебока – лентяй,
Пустомеля – болтун, любит поболтать.
Учитель: - С трудными словами разобрались. А теперь приступим к сказке. Слушайте внимательно, а потом скажете, что хотел сказать автор?
4. Чтение текста учителем.
5. Проверка восприятия. Ответы на вопросы по тексту.
Учитель: - Какое время года описано в сказке?
Ученик: - В сказке описана весна.
Учитель: - Кто главные герои этой сказки? Перечислите их.
Ученик: - Главные герои: Камень, Ручей, Сосулька, Солнце.
Учитель: - Что о себе говорит Камень? Найдите в тексте это место и прочитайте.
Ученик: - Камень хвалится, что он весну делает. (Находят и читают)
Учитель: - Что говорит Ручей?
Ученик: - Ручей хвалится. (Читают)
Учитель: - Что говорит Сосулька?
Ученик: - Сосулька хвалится. (находит место в тексте и читает)
Учитель: - Какие по характеру герои сказки?
Ученик: - Герои сказки хвастливые.
Учитель: - Что произошло с ними, когда солнышко закатилось? Найдите в тексте это место и прочитайте.
Ученик: - Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька замерзла.
Учитель: - Почему весной камень стал горячим, Ручей бурливым, а Сосулька тает?
Ученик: - Потому что их пригрело солнышко.
Учитель: - Итак, кто же весну делает?
Ученик: - Весну делает Солнце.
Учитель: - Молодцы. Наверное, вы устали. Давайте немного отдохнем. Все встали. Проведем физкультминутку.
6. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, ими помашем –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки сложили назад.
7. Чтение по цепочке.
Учитель: - Продолжим дальше. Проверим, какие вы внимательные.
Я начинаю читать, а вы продолжаете с того места, где я остановилась. Ученик, которого я назову, должен продолжить чтение. (Учитель начинает читать, дети продолжают). Пальчики поставили. Начинаем со слов «Благодать в лесу…»
8. Чтение сказки по ролям.
Учитель: - А теперь попробуем читать сказку по ролям. Назовите героев сказки, которые разговаривают. Какие действующие лица нам нужны?
Ученик: - Камень, Ручей, Сосулька, автор.
Учитель: - (раздает маски Камня, Ручья, Сосульки). Камень – Денис, Ручей – Максим, Сосулька – Костя. Автором буду я, а звери и птицы – остальные читают хором. Еще раз посмотрите, кто какие слова читает.
(Если есть время, можно поменять героев- детей).
9. Подведение итогов урока.
Учитель: - Какую сказку мы читали сегодня?
Ученик: - Мы читали сказку «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Учитель: - Кто автор этой сказки?
Ученик: - Автор этой сказки – Эдуард Шим.
Учитель: - Кто объяснит, почему литературное произведение «Камень, ручей, сосулька и солнце» называют сказкой?
Ученик: - Это сказка, потому что камень, ручей, сосулька, звери и птицы умеют разговаривать. Так бывает только в сказках.
Учитель: - На какой вопрос ответила сказка?
Ученик: - Кто весну делает.
Учитель: - Кто же помогает приходу весны?
Ученик: - Приходу весны помогает солнце.
Учитель: - С какого месяца начинается весна?
Ученик: - Весна начинается с марта.
Учитель: - На доске даны карточки, на которых написаны признаки героев сказки. Костя выйдет к доске и подберет признаки, которые подходят к камню.
Ученик: - Камень – круглый, горячий, холодный, хвастливый
Ручей – звенящий, звонкий,, журчащий
Сосулька – капающая, …
10. Домашнее задание.
- Домашнее задание – научится читать сказку по ролям.
11. Выставление оценок.
БОУ «Саланчикская общеобразовательная
школа - интернат для обучающихся с ОВЗ»
Открытый урок по чтению
на тему:
Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
3 класс
Учитель начальных классов: Виссарова Л.Н.
2017 год