Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию учителя ОБЖ и физвоспитания Чулова В.М.


Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию учителя ОБЖ и физвоспитания Чулова В.М.
Патриотизм является одним из самых ярких и сильных чувств человека. Закрепленный веками и тысячелетиями он всегда выступал высшим элементом национального сознания, условиям сохранения целостности государства, защиты его интересов и связи поколений. Высокоразвитые патриотические чувства наших предков, их сплоченность вокруг идеи добровольного служения отечеству явились главной причиной создания Великой России и сохранения ее для нынешних поколений. Под руководством подлинных патриотов – Минина и Пожарского, Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, Рокоссовского и Жукова – были разгромлены полчища татаро - монголов, шведов и турок, немецких рыцарей и польских ляхов, фашистских захватчиков и самураев. Россия выстояла, сохранила свою независимость и обеспечила свободу русскому и другим братским народам.
Быть патриотом России – значит горячо любить свой народ, его культуру, обладать страстным желанием добровольно служить Отечеству, быть готовым к самопожертвованию ради сохранения и возвышения Родины. Надо не стыдиться своего национального бытия, а нести его с горделивым духом достоинства.
Патриотизм не противоречит интернационализму, национальное не исключает общечеловеческого. Только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может открыть для себя общечеловеческие ценности. Только пробудившись и окрепнув в национальной духовности, он сможет найти доступ к национальному духу других народов, понять и уважать их патриотические чувства, приверженность к национальным традициям. Человек, оторванный от национальных корней, не знающий традиций и истории своего народа, подобен перекати-полю, растению, вырванному из почвы и лишенному питательных веществ. Он не гордится принадлежностью к своей нации, у него не развиты самые яркие человеческие чувства – любви, долга, сопереживания, преданности и верности. Его не волнует судьба своего народа, для него Родина там, где платят деньги.
Патриотизм есть чувство любви к Родине, проявляющиеся в стремлении служить ей. Речь идет о любви к Родине большой, то есть к этой стране, представителем которой является этот человек. И о любви к родине малой, то есть к тому краю, городу, поселку, селу или деревне, в которой родился и вырос этот человек.
Но все, в том числе и патриотизм, имеет свою объективную основу, которая не так проста, как может показаться с первого взгляда. Объективной основой патриотизма выступает та естественная и общественная среда, в которой родился и сформировался данный человек, данный класс или общественный слой общества. Понятно, общественная среда является ведущим фактором в формировании патриотизма, но она представляет собой соединение разноплановых норм жизни: неоднородных, взаимодополняющих, взаимоисключающих, воспитывающих, разлагающих и просто различных. И все они выступают в качестве факторов, взаимодействующих на каждого из нас и поэтому формирующих личность в любой промежуток истории.
То, что , история , краеведение, военно-спортивные игры , физическая культура лежат в основе любого воспитания, не только патриотического, известно с времён древнего мира. В наше время эти составляющие не менее актуальны. Об этом много пишут, это хорошо известно. Исходя из своего педагогического опыта, а он составляет 40 лет, у меня сложились некоторые наблюдения, которыми можно было бы поделиться. Пригодился опыт военного руководителя школы в звании старшего лейтенанта, учителя биологии и химии, семнадцатилетний опыт директора школы, некоторый опыт преподавания ОБЖ, граждановедения и, наконец, физической культуры. Сейчас, как общественной нагрузкой, занимаюсь краеведением. В моём ведении школьно- поселенческий музей истории и народного быта. Любое воспитание носит комплексный характер. Это относится и к патриотическому воспитанию, без которого гражданин - не гражданин. Конечно, ученика надо наполнить знаниями это факт. Но в походе к этому вопросу, в воспитании, а тем более в воспитании патриотическом, гражданском, придерживаюсь позиции хорошо известной со времен античного мира, что ученик - это не чаша которую нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. В этом смысле важен пример. Иногда бывает достаточно, даже одного, яркого примера, который западает в душу ученика и потом прорастает, как семя, и в дальнейшем определяет судьбу человека. Примеры носят личностный характер, прежде всего реальные исторические личности, герои, а не просто лидеры, которые готовы идти по головам других людей. Особенно ценен пример из жизни людей прошлого и настоящего, называемых земляками. Это могут быть родственники или, даже, родители. Их пример воспринимается особенно в воспитании патриотизма. Здесь бывают хороши небольшие эпизоды, штрихи, и проводимые мероприятия, например, встреча учеников старших классов и родителей, где в присутствии мам отцы и сыновья соревнуются в разборке и сборке автомата, в выполнении нормативного упражнения использования общевойскового защитного комплекта, выполнение команды "подъём", в пулевой стрельбе из пневматической винтовки и т. д. Именно в данных соревнованиях создаются те ситуации, при которых происходит непосредственный процесс преемственности поколений и в первую очередь в патриотическом воспитании. Или, например, "Папа, мама, я - спортивная семья", "Зарничка", "Зарница", "Честь имею". При этом патриотизм выступает как фактор преемственности поколений. Например, в школьном музее фотография генерала и его биография. Это Рубис А. Ф. Он наш современник, начальник военного училища, человек стройный, строгий и волевой. Глядя на него и знакомясь с его биографией, подросток узнаёт, что в его судьбе важную роль сыграла физическая подготовка, спортивные соревнования и, естественно, хорошая подготовка по другим предметам. Наверняка в подсознании какого-то подростка шевельнётся желание стать защитником Отечества.Или, скажем, пример нашего современника простого инженера военно-промышленного комплекса, Хомутова В. В.. Он альпинист, покоритель Эвереста. Со своими товарищами в 1982 году он взошёл на вершину мира. До сих пор этот маршрут ни до, ни после них никто в мире не повторил. Но тут возникает несколько вопросов воспитательного характера. Во-первых, это не его профессия, а спортивное увлечение. Тогда зачем ему совершать такой подвиг? Оказывается, это восхождение было завершено в День Победы 9 мая водружением на величайшей вершине мира государственного флага нашей Родины. Далее ребята знакомятся с фильмом Юрия Сенкевича об этом восхождении. Может, здесь они впервые и узнают, кто такой Сенкевич. Узнают, что Валерий Хомутов его друг, получают первое впечатление и сведения об альпинизме. Это едва ли не самый экстремальный вид человеческого увлечения, которое уже не спорт, а нечто высшее. Невольно возникают вопросы: Что важнее в жизни Валерия Васильевича, вернее, какое занятие, профессия в области обеспечения обороноспособности нашей Родины или альпинизм, благодаря которому Валерий стал известным всему миру? В тот год за этим восхождение следил весь мир. Ведь это гордость за нашу Родину. С фотографии смотрит в глаза подростков мужественный волевой человек, наш современник. Из биографии узнаем, что без физической подготовке и здорового образа жизни, учебе и труде, без воли к победе в жизненных ситуациях, не вознести бы славу Родины на величайшую вершину мира. При правильном преподнесении этого материала воспитательная цель бесспорно достигается.Ещё один пример. На фотографии мужественное волевое лицо. Лётчик вертолётной авиации Медведев В. В. У него более 27 тысяч часов, как говорят сами лётчики, налета. Это потрясающее число. Из биографии узнаём, что в основе всё таки физическая и спортивная подготовка, отличные знания по многим предметам, всё таки гордость за Родину и за своих земляков. Но это, как бы, предварительная встреча с героями-современниками по материалам музея. Затем второй этап организации встречи и сама встреча, живая встреча героя с учениками школы.Это большая аудитория, масса вопросов и, что называется , внимание с открытым ртом. Второй этап, разумеется, более важный и сложный, хотя бы в своей подготовке. Здесь, конечно, важен личный опыт. Хотелось бы выступить в защиту тех у кого он есть. Это работающие пенсионеры. На нашей стезе это, как нигде, важно. После таких встреч становится ясно, что физическая культура и спорт. Это не удел простаков, а необходимый элемент подготовки человека любой профессии, человека и гражданина патриота своей Родины. Например, на одном стенде лицо профессора, доктора наук, лицо седого и мудрого человека, а на другом стенде его же никем не побивший до сих пор рекорд по спринтерскому бегу. Казалось бы, какая тут связь? Вывод делают сами ребята. Одно другому здесь только помогает, а совсем не мешает. Физическая культура облагораживает человека, помогает ему взрослеть, становиться настоящим человеком, а настоящий человек может быть и гражданином, и воином-защитником, и просто патриотом способным отстаивать интересы своей Родины в любой жизненной ситуации, в любой профессии. Живые встречи с современниками в музее, а затем в классной большой аудитории имеют неотразимый воспитательный эффект, благо, что у нас одних только кандидатов наук и доцентов целый десяток человек. Как правило, все они в своё время не избегали физической культуры, а увлекались ею.Важная особенность воспитательного момента в том, что музейные экскурсии готовят и проводят сами ученики, но готовят они их не только для себя или своих товарищей своей школы, но и гостей, в том числе и взрослых.Беря за примеры своих земляков , их успехи в разных направлениях человеческой деятельности, учащиеся нашей школы как бы в порядке обратной связи, поимая роль физической культуры и состязательности в своей жизни участвуют ряд лет в кроссе наций", где занимают призовые места. Это Авраменко М., Перешивко З., Фабрицкая Т., Емельяненко И., Козленок О. Ребята принимают участие во всех районных и школьных соревнованиях.
Таким образом игровые ситуации, здоровая, доброжелательная состязательность в процессе этих и других мероприятий в комплексе являются хорошей базой патриотического воспитания.
Фотоприложение