Внеклассное мероприятия на тему: Чти отца своего и мать свою (по рассказу В. Осеевой Бабка)


Внеклассное мероприятие с применением электронных материалов.
5-6 класс
ТЕМА: «Чти отца своего и мать свою…»
(по рассказу В. Осеевой «Бабка»)
Цель Воспитание уважения к старшему поколению, родителям.
Задачи Образовательные: развитие навыков анализа художественного текста, знакомство с творчеством детской писательницы Валентины Осеевой
Развивающие: развитие навыков синтеза, обобщения, умения четко формулировать и выражать свои мысли в устной форме
Воспитательные: воспитание уважение к старшему поколению, умение выслушивать других, уважать чужое мнение
Типология урока Урок – круглый стол
Планируемые результаты Предметные: развить устную речь, логическое мышление, умение обосновывать свою точку зрения; развить навыки работы с текстом, умение анализировать, пересказывать эпизоды
Личностные: развить навыки познавательной мотивации, понимание практической пользы обучения
Регулятивные: научить работать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: научить обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, выслушивать и применять в работе мнения других людей
Познавательные: научить умению извлекать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, умению обобщать и классифицировать.
Основные понятия Заповеди, нравственность и литература
Межпредметные связи Основы православной культуры, литература, изобразительное искусство
Оборудование Презентация «Жизнь и творчество Валентины Осеевой», презентация – фотографии пожилых людей, музыкальное сопровождение, выставка рисунков-портретов бабушек
Ход урока.
Сценка – фрагмент из рассказа (участвуют три человека).
Первый мальчик. Здравствуйте, бабушка!
Второй мальчик (весело толкает локтем). Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабушка (тихо шевеля губами). Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать...
В соседней комнате.
Первый мальчик. А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Второй мальчик (заинтересованно). Как это – главная?
Первый мальчик. Ну, старенькая... всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
Второй мальчик (нахмурившись). Не взгреет! Он сам с ней не здоровается...
Вводная часть.
«Чти отца своего и мать свою» - этой строкой из библейских заповедей мы назовем сегодняшний урок. Рассказ Валентины Осеевой «Бабка», который вы прочли, - это рассказ о болезни общества, в котором мы живем. В наше непростое время, когда попираются вечные ценности, когда черное признается белым, а белое очерняется, святое почитание родителей и старших, исконно отличавшее Русь, стало величайшей редкостью.
«Старшего уважай, умному подражай», «Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение», «Старых почитай, младых поучай», «Не смейся над старым, сам будешь стар» - не счесть пословиц и поговорок, свидетельствующих о традиции уважать старших.
Вопрос учителя: Ребята, а что такое уважение?
(Ответы ребят)
Учитель: Есть такая формулировка. Уважение – это осознанное жизнелюбие и хорошее воспитание. Получается, уважение – это проявление любви и благодарности к жизни. А значит, и залог счастья?
(Постановка цели урока) Итак, давайте сегодня попытаемся вместе разобраться, ответить на этот вопрос, и сформулируем мы его так:
(Запись вопроса на доске) «Можно ли стать счастливым без уважения к старшим и родителям?»
Мы услышали пословицы об уважении к старшим – любым, даже совершенно посторонним. В Древней Руси приучали именно к этому: не различать, нравится человек, не нравится, знакомый он или нет – он старший и точка. И тем более трепетным было отношение к родителям, как к святым. На протяжении долгих веков сохранялась эта святая традиция – в крестьянской среде за стол не садились без отца-кормильца, родители почитались домашними богами. Дворянство от крестьян не отставало. Известен случай, когда видный и могущественный политический деятель Михаил Михайлович Сперанский прервал беседу с Николаем I, чтобы встретить приехавшую к нему из деревни старую мать-крестьянку. При вельможах и императоре он бросился ей в ноги и просил благословения.
Беседа, работа с текстом.
Сегодня традиция почитания старших практически забыта. Об этой проблеме - честно и просто - и рассказала нам Валентина Осеева в рассказе «Бабка».
Послушаем небольшое выступление о творчестве писательницы.
(Выступление ученика с докладом-презентацией)
В небольших рассказах В. Осеевой явно выражена нравственная установка, но это не отталкивает, а покоряет, потому что они глубоко искренни, написаны взволнованно и просто. Наш сегодняшний рассказ тому пример.
- Ребята, о ком рассказ, кто его главные герои? (Бабка, отец с матерью, Борька)
- Что мы знаем о бабке? (Работа с текстом. Вставала раньше всех, трудилась, спала на сундуке, ухаживала за всеми, готовила)- А какая жизнь была у бабки? (Трудная, в тексте говорится о морщинах на ее лице).
- Как бабку называли в семье, мы знаем ее имя? (Бабка, мамаша, старушенция, имени ее в рассказе нет). Как вы думаете, почему?
- Как называете своих бабушек вы?
- Вспомним отношение к бабке домашних. Как они обращаются с бабушкой? (работа с текстом).
- Неоднозначно можно оценить отношения Борьки с бабушкой. Почему неоднозначно? (работа с текстом). Любит ли Борька бабку? (Да, любит. Рассуждения ребят). Тогда почему он себя так ведет? (У него нет другого примера поведения).
- Ребята, а чьей мамой была бабка? Папиной или маминой? (Маминой)
И это тем более удивительно, ведь отношения между дочерью и мамой всегда были особенно нежными: «У матери дочь и в тридцать лет дочурка», «Для родной дочки мать кольцо вместе с пальцем отдаст» - говорят пословицы.
Отношение к матери издревле было священным - не только на Руси, но и у всех народов: «Мать – святыня, с ней не спорят», «Мать кормит детей, как земля – людей», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
На чужой сторонушке солнышко не греет, кроме матушки родной никто не пожалеет», «Кто свою мать уважает, тот чужую не обидит», При солнышке тепло, при матери добро» - пословицы и поговорки о матери,  родителях наполнены чувством любви, доброты, глубокого почтения. «Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет», «Кто родителей уважает, тот век счастливым живёт» - народная мудрость чутко уловила связь между счастьем человека и его отношением к родителям.
А ведь это духовный закон, данный еще во времена Ветхого завета. Давайте, ребята, вспомним десять заповедей.
(Выступление ученика про 10 заповедей).
Учитель: Обратите внимание, пятая заповедь – это единственная заповедь с обетованием, то есть с обещанием. «Чти отца своего и мать свою – и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле». Этот простой закон был дан человечеству три тысячи лет назад. И в последнее время он попирается как никогда за всю историю Земли.
Итак, ребята, вернемся, к вопросу нашего урока «Можно ли стать счастливым без уважения к старшим?» Кто попробует ответить на вопрос, вспомнив всё, что мы говорили на уроке?
(1-2 ответа развернутых учеников, счастье без уважения к старшим невозможно)
Рефлексия. Опрос по основным моментам урока.
Музыкальный отрывок (песня про бабушку), презентация – фоторяд бабушек.