Развитие речи Обучающее изложение по Н Сладкову Ёлочка



МКОУ Игжейская СОШ
Открытый урок
Обучающее изложение
Н. Сладкова "Ёлочка"

Бартасова С.Н.
2015 г.
Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.
Тип урока: решение частных задач.
Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Образовательные ресурсы:

1. Учебник
2. Толковый словарь.
3. Интернет- ресурсы: для создания презентации использованы:
http://sitesovety.ru> osennie-listya-kartinki.html
moi-detki.ru›detyam/detskie_zagadki…zagadki_pro…
Вокабула .рф› словари/толковый-словарь- ушакова/ельhttp://imgtrix.ru/img/wallpaper/full/304985-img-full фоны
http://www.instapics.ru/tags/%CE%D1%C5%CD%DC/page/104 осень
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, план, записанные на доске; листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.
3.Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.
1)Чтение текста.
2)Структурный анализ текста.
3)Составление плана.
4. Физкультминутка.
5. Пересказ текста.
6. Орфографическая подготовка.
7. Написание изложения.
8. Самопроверка.
9. Рефлексия. Итоги урока.
10. Домашнее задание.
Виды деятельности на уроке:
Беседа;
Самостоятельная работа;
Работа в парах;
Визуальное восприятие;
Устные высказывания на тему;
Подготовка к творческим заданиям.
Сценарий урока
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Речевая разминка. ( Слайд 2)
- Давайте вместе прочитаем стихотворение.
Гостья к нам пришла с опушки -
Зелена, хоть не лягушка.
И не Мишка косолапый,
Хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы:
Иглы для чего нужны?
Не швея она, не ежик,
Хоть на ежика похожа.
Догадаться очень просто,
Кто пришел к нам нынче в гости?
- О чём эта загадка?
- Как догадались?
- Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?
( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)
- Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?
- Кто из вас весело прочитает стихотворение?
- Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?
- Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.
3.Подготовка к изложению.
1. Чтение текста учащимися вслух. (Слайд 3)

- Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.
Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.
Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.

( По Н. Сладкову)
- Поделитесь впечатлениями о прочитанном.
2. Структурный анализ текста. ( Слайд 4)
- Определите тему текста.
( Ёлочка.)
- Какова главная мысль текста?
(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.) - Определите стиль речи.
( Художественный)
- Какой заголовок соответствует содержанию текста?
Ёлочка.
Осенний наряд деревьев.
Осенняя ёлочка.
- Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?
(Тема.)
- Сколько частей в тексте?
(Три.)
- Кому захотелось запомнить текст? Почему?
- Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.
Постановка учебной цели. ( Слайд 5)
- Итак, какова цель нашего урока?
( Ответы учащихся)
- Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.
3.Составление плана. (Слайды 6, 7 ) - Назовите основные части текста.
(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)
- Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?
а) - Прочитайте первую часть текста. ( Чтение вслух)
- Когда появилась на свет ёлочка?
- Как можно сказать об этом по- другому? ( Родилась)
- Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?
( Раздвинула листья…)
- Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?
- Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?
( Олицетворение)
- О чём первая часть? Скажите кратко.
- Как озаглавим первую часть?
( Рождение ёлочки)
- Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
- Перескажите первую часть близко к тексту.
б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)

- С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.
- Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?
- Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?
- Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.
- Каких цветов были листья?
- На что похожи листья осинки?
( На фонарики)
- Чем листья осинки похожи на фонарики?
( Формой…)
- Как в тексте названы листья клёна? Почему?
- Чем одаривала ёлочку ива? Почему?
Осинка дарит фонарики.
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
- Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)
( Скрытое сравнение – метафору)
- В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?
( Чтобы не было повторов)
- Озаглавьте вторую часть текста.
( Деревья дарят подарки.)
- Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные предложения из второй части текста – на слайде.
Перескажите эту часть друг другу.
- Прочитайте третью часть текста. ( Чтение про себя)
- Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?
- Как вы догадались?
- ( И стоит ёлочка счастливая.)
- Отчего ёлочка счастлива?
( У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)
- Почему наряд ёлочки разноцветный?
- Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.
- Озаглавьте третью часть.
(Счастливая и нарядная ёлочка.)
- Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.
Перескажите третью часть себе.
План.
1.Рождение ёлочки.
2. Деревья дарят подарки.
3.Счастливая и нарядная ёлочка.
- Какого типа этот текст?
(Текст - повествование с элементами описания)
- К какому стилю речи относится текст?
( К художественному стилю)
- Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?
( Эпитеты, олицетворение, метафора.)
- Перескажите текст по плану.
4. Физкультминутка. ( Слайд 8)
Ёлка в блёстках ледяных, ( Повороты туловища влево – вправо.)
В тёплых слёзках смоляных, ( Наклоны туловища влево – вправо.)
Свежая, зелёная, ( Поднимемся на носочки.)
Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)
Приходит к нам с подарками, ( Руки - к плечам.)
Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)
Нарядная, забавная ( Руки – вниз.)
И в Новый год там главная. ( Три хлопка внизу.)
5.Орфографическая подготовка.(Слайд 9)
1. Определите орфограмму.
д…ревья - ________________________
ос…нь - __________________________
тр…винки - _________________________
з…мля - ___________________________
р…ждение - ________________________
2. Найдите слово с парной согласной буквой в корне. Подберите проверочное слово.
(Ры…ки – рыба)
3. Объясните, как написать слова с предлогами и приставками.
(На)свет,( по)явилась, (раз)двинула,( вы)сунулась, (о)смотрелась, (из)земли, (в)день.
4.Обратите внимание на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Составим схемы этих предложений.
6. Повторное чтение текста учащимися.
7. Самостоятельное написание изложения.
8. Самопроверка текста изложения.
9. Подведение итогов и рефлексия деятельности. ( Слайд 10)
Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».
Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».
Спасибо, что сами себя оценили.
10. Домашнее задание. ( Слайд 11)
Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых вам следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.