Конспект урока русского языка 4 класс на тему Обучающее изложение по отрывку из рассказа В.Ю.Драгунского «Что я люблю»


Конспект пробного урока по развитию речи
Учебник «Русский язык». Автор (ы) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Класс 4. Часть 1. Стр. 51
Образовательная система (модель) Школа 2100
Учитель: Налимова Екатерина Васильевна
ТЕМА обучающее изложение по отрывку из рассказа В.Ю.Драгунского «Что я люблю»
Цель урока. Учить воспроизводить текст, исходя из задумки автора
Задачи урока.
Личностные:
Воспитывать правильное отношение во время игр
Развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов.
Предметные:
Закрепить понятие изложение
Учить понимать тему и основную мысль текста.
Закреплять умение составлять и работать с планом.
Учить видеть ошибки и недочёты в своём и чужом тексте.
Учить вносить правки в текст: анализ соответствия теме и замыслу с результатом.
Формировать умение группировать ошибки и называть орфограмму.
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
Закрепить знания об В.Ю.Драгунском и его цикле рассказов «Денискины рассказы»
Учить формулировать тему и цель урока
Коммуникативные
Учить планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Формировать умение разрешать конфликты
Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Оборудование.
У учителя:
Презентация
У учащихся: листочки для записи
Оформление доски

Виктор Юзефович Драгунский
Сказки
Глазки
Рожки
Двадцать третье сентября.
Изложение.
«Что я люблю»
потешная
Канчилямелководье
песчаное
копытца
Презентация
Библиографический список:
Бунеев Р.Н., Бунеева Р.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1/ Под науч.ред. акад. А.А.Леонтьева. Изд. 5-е. –М.: Баласс, 2007. – 144 с.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/247158http://synonymonline.ru/%D0%9F/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент (1 мин)
Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока.
Приёмы работы:
Эмоциональный настрой
Концентрация внимания учащихся
Проверка готовности к уроку
-Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку, ничего ли нет лишнего на парте. Садитесь, пожалуйста. Ознакомление с типом урока, формулировка темы и цели урока
Цель: вызвать интерес к уроку
Приёмы работы:
Мотивирующие приёмы: «яркое пятно»
Подводящий диалог
Чтение с доски
-Обратите внимание на доску. Паша, прочитай слова на доске. -Пересказать, изложить, описать.
-Что значит пересказать? -Изложить содержание произведения по памяти
-Что значить изложить? -Описать, что либо
-Как вы понимаете слово описать? -Дать характеристику чему-либо
-Ребята, что общего у этих слов? -Значение
-Значит, как называются такие слова? -Синонимы
-Верно, что мы можем описывать, излагать, пересказывать? -Текст
-Как мы можем описывать, излагать, пересказывать текст? -Устно или письменно
-Как называется такая работа, при которой письменно пересказывается текст? -Изложение
-Изложение на нашем сегодняшнем уроке — это основная работа. Значит, какую цель мы поставим перед собой? -Написать изложение
-Что необходимо для написания изложения? -Текст
-Портрет автора этого рассказа вы видите на слайде. Кто узнал его?

(Если не узнали:
-Его зовут Виктор и у него необычное отчество Юзефович.) -Драгунский
-Назовите самый известный его цикл рассказов. -Денискины рассказы
-Верно. Одним из его рассказов называется «Что я люблю». -Ребята, теперь у нас с вами есть цель, автор и его текст. Какова же будет тема урока? -Изложение по рассказу В.Ю.Драгунского «Что я люблю».
Подготовка к восприятию текста
Цель: побудить интерес к теме текста, облегчить его восприятие
Приемы:
Словарная работа
Работа с наглядностью
-На доске выписаны некоторые слова, которые будут встречаться в тексте
(Потешная, Канчиля, мелководье) -Подберите синоним к слову потешная. -Забавный, смешной, веселый
-Канчиля – это маленькая лань. Обратите внимание на слайд, как она выглядит.
-Из каких двух слов состоит слово мелководье? -Мелкая вода
-Для чего мы познакомились с этими словами? -Что бы нам было легче понять текст
-Значит, что дальше будем делать? -Читать текст
Восприятие текста
Цель: познакомить с содержанием текста
Приемы:
Чтение учителем
-Сели все красиво, приготовились слушать. (текст в учебнике стр. 52 упр. 64) Анализ текста
Цель: подготовить учеников к подробной, последовательной, грамотной передачи текста
Содержательный анализ
Цель: углубить понимание причинно-следственных связей
Приемы:
Беседа по содержанию с выборочным чтением
-Теперь, открыли учебники на стр.58 упр. 64. -О чем этот отрывок? -О том, что любит Дениска
- Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ? -От лица Дениски
-Кто думает иначе? Может, от лица самого автора Виктора Драгунского? -Рассказ о Дениске, в тексте есть местоимение «Я». Значит, Дениска рассказывает сам о себе
- Верно, такой герой, который ведет рассказ называется герой-рассказчик. -Какой вам представился Дениска в этом отрывке? -Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, общительный, любознательный, веселый, заботливый.
-Чем герой рассказа любит заниматься? -Играть в настольные игры, читать сказки, плавать…
-Ребята, обратите внимание, в каком случае Дениска любит играть в настольные игры? -Только если он выигрывает
-Это хорошее качество человека? Почему? -Нет, потому что надо уметь проигрывать тоже и признавать свое поражение
-Предположите, что может быть если он все-таки проиграет? -Он может обидеться, больше не дружить с этим человеком, больше не играть в эту игру…
-Верно. Каких животных он особенно любит? -Собаку, лань Канчилю, ужей, ящериц и лягушек, лошадей.
-Подтвердите словами из текста, что Дениска очень любит собаку? - «Люблю поговорить с папой о собаке. Как мы купим собаку…»
-Можем мы сказать, что собака является его заветным желанием? -Как герой-рассказчик показывает, что ему очень нравится лань Канчиля? -Он ее описывает с удовольствием, с добротой.
-Верно, в каких словах мы это можем увидеть? -Маленькая, глазки, рожки, копытца
-Если бы автор написал «У нее веселые глаза, меленькие рога и розовые копыта», что бы изменилось? -Мы бы не смогли сказать, что герою она очень нравиться. Такое описание не подходит к его чувствам к лани.
-Обратите внимание как он говорит о лошадях, почему он их любит? - «У них красивые и добрые лица»
-Ребята, а лицо у кого есть? -У людей
-Как принято называть лицо животных? -Морда
-Почему тогда автор говорит, что у лошадей красивые и добрые лица? -Считает их равными с людьми.
-Верно. Мы познакомились с текстом. Что нам надо сделать что бы смогли верно его пересказать? -Составить план
Структурный анализ
Цель: найти все смысловые части текста
-Прочитайте про себя еще раз текст и разделите его на части. -Покажите пальчиками сколько частей у вас получилось? -6,7,4…
-Так, давайте разбираться. Аня, читай первую часть. - «Я очень люблю…выигрывать»
-Хорошо. Как можно ее озаглавить? -Настольные игры, победитель, победа в играх.
-Напишите в первой строке название первой части. -Какие слова вам могут помочь написать эту часть? -Шашки, шахматы, домино.
-Паша, читай вторую часть. - «Я люблю в выходной день…и умная»
-Что главное в этой части? -То, что Дениска любит собаку.
-Какой заголовок можно подобрать к этой части? -Собака, разговор о собаке, моя собака, разговор с папой
-Назовите опорные слова этой части. -Заниматься, кормить, потешная и умная.
-Обратите внимание на третий абзац. Сколько в нем можно выделить частей? -2
-Первая часть о че будет? -О лани
-Как ее можно назвать? -Маленькая лань, Канчиля-Назовите слова, которые вам помогут. -Озорная, глазки, рожки, копытца
-Что говорится во второй части третьего абзаца? -Дениска любит плавать.
-Хорошо, где он любит плавать? -На мелководье
-Что он еще делает, когда плавает? -Держаться руками за песчаное дно.
-Что мы узнаем в следующей части? -О ужах, ящерицах и лягушках.
-Как называют таких животных? -Земноводные
-Запишите название этой части. -Любимые земноводные.
-Что мы о них узнаем? -Они ловкие, и он носит их в карманах.
-Как назовем предпоследнюю часть? -Лошади
-Что о них говориться? -У них красивые и добрые лица
-И последняя часть? -Я много чего люблю!
-На конце какой знак стоит? -Восклицательный
-Значит, как надо прочитать? -Громко, с восклицанием
-Обратите внимание на слайд, вот какой у нас получился план. Название части Опорные слова
Настольные игры Шашки, шахматы, домино.
Разговор о собаке Заниматься, кормить, потешная и умная.
Лань КанчиляОзорная, глазки, рожки, копытца
Люблю плавать Мелководье, держаться, песчаное
Любимые земноводные Ловкие, карманы
Лошади Добрые лица
Я много чего люблю! -Мы с вами составили план, что еще нужно сделать, чтобы без ошибок написать текст? -Найти орфограммы
Словарно-орфографическая работа
Безударные проверяемые гласные в корне слова
-Прочитайте слова на слайде и назовите орфограмму.
Об_зательноПог_воритьВ_сёлые-Безударная проверяемая гласная в корне слова
-Подберите проверочные слова.
Обязательно, поговорить, весёлые. -Обязанность, говор, весело.
Написание слов, где в корне происходит оглушение согласных
-Рома, выйди к доске и на обратной стороне доски вставь пропущенные буквы. И будь готов назвать тип орфограммы и проверочное слово.
Ска_ки, гла_ки, ро_ки. Написание буквы Ь
-Пока, Рома работает у доски. Мы с вами выделим следующую группу орфограмм.
Очень, играть, выигрывать, день, заниматься, кормить, маленькая, держаться. -Что общего у этих слов? -Буква мягкий знак
-На какие две группы можно разделить данные слова, по написанию мягкого знака? -Обозначающий мягкость согласных и Ь в глаголах
-Какие слова относятся к первой группе? -Очень, день, маленькая
Написание слов, где в корне происходит оглушение согласных
-Рома, объясни нам написание этих слов. -Слово «сказки» пишется с буквой З, потому что можно проверить словом сказочки. Слово «глазки», пишется с буквой З, потому что можно проверить словом глаза. Слово «рожки» пишется с буквой Ж, потому что рога, буква Г и Ж чередуются.
Словарные слова
-И последнюю группу слов надо просто запомнить. Галя, читай слова. -Домино, собаке, будем, озорная.
-Какое слово лишнее? -Озорная
-Почему? -Потому что это имя прилагательное, а остальные имена существительные
-Так же, ребята, посмотрите на доску. Вам даны подсказки в сложных словах. Лиза, читай. -Потешная, Канчиля, мелководье, песчаное, копытца.
Повторное чтение текста.
-Теперь вы готовы написать изложение по отрывку из рассказа В.Ю.Драгунского «Что я люблю». Сядьте все красиво, Лена будет читать, а все внимательно слушают и стараются запомнить. Самостоятельная работа учеников
-Ребята, все учебники закрыли, на листочках написали число «Двадцать третье сентября». На следующей строчке «Изложение», ниже напишите название рассказа «Что я люблю». Я вам желаю удачи, что бы вы все хорошо написали. Приступайте к работе. Пишут изложение
Редактирование работ самими детьми.
-Аня, выйди, пожалуйста, к доске и прочитай свою работу. Ребята, а вы внимательно слушайте и обратите внимание точно ли Аня описала все выделенные части текста. Изложение.
«Что я люблю»
Я очень люблю играть в шашки, шахматы, домино, но только когда выигрываю.
По выходным люблю разговаривать с папой о собаке. Когда мне ее купят, я буду с ней заниматься, кормить ее. Она у меня будет потешная и умная.
Люблю читать сказки про Канчиля. Это маленькая, озорная лань. У нее веселые глазки, маленькие рожки и розовые копытца.
Ещё я люблю плавать на мелководье и держаться рукам о песчаное дно.
Очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они очень ловкие. Я ношу их собой в карманах.
Очень люблю лошадей. У них добрые и красивые лица.
Я много чего люблю!
-Справилась ли Аня с работой? -Ребята, обратите вникание на слайд. Как вы думаете, что это? -Это знаки
-Верно, это знаки редактирования. Вы сейчас будете редактировать свой текст.
Если вы неправильно выделили ту или иную часть, поставьте знак Z около того предложение, которое должно быть первым в этой части.
Если вы допустили ошибку в слове, то зачеркните неправильно написанную букву и над ней напишите верную.
Если вы пропустили слово, то поставьте V и допишите его сверху. -Прочитайте еще раз свою работу. Проверьте все ли пункты плана раскрыты, обратите внимание на правильность написания орфограмм. Ребята, текст надо прочитать несколько раз, и каждый раз проверять что-то одно. Например, при первом чтении вы проверите правильно ли вы выделили все части, при втором чтении проверите все орфограммы и т.д. -Приступайте к работе, у кого будут вопросы, поднимайте руку. Итог урока
-Ребята, каким видом работы мы занимались сегодня на уроке? -Писали изложение
-По какой теме мы писали изложение? -По рассказу Виктора Юзефича Драгунского «Что я люблю».
-Что мы делали, перед тем как писать изложение? -Читали текст, выяснили, о чем он, составили план, выделили опорные слова, поработали с орфограммами.
-Хорошо. Продолжите одну из фраз на слайде
Я думаю, что у меня получилось…
Мне понравилось…
Мне было трудно… -Наш урок окончен, сдайте, пожалуйста свои работы.