Урок русского языка в 5 классе Язык и человек. Общение устное и письменное (технологическая карта).
Гонченко К.А. учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 г.Серпухова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Таблица 1
Предмет Русский язык
Учебник Русский язык.5 класс. В 2ч. Ч.1/Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.:Просвещение, 2012.
Тема урока
Язык и человек. Общение устное и письменное.
Технологии Развивающее, проблемное обучение, групповая технология
Решаемые проблемы Какова роль языка в жизни человека?
Каковы основные отличия общения устного и письменного?
Ключевые понятия Язык как основное средство передачи мыслей, знаний, чувств; устное и письменное общение; слушание, чтение, говорение, письмо; разделы науки о языке.
Методы обучения Рассказ, беседа, практическая работа (знакомство с учебником, работа с текстами), дискуссия.
Формы организации деятельности Групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Роль учителя Организатор, наставник.
Средства ИКТ -
Планируемые образовательные результаты (УУД)
Предметные Личностные Регулятивные Коммуникативные
Знать основные особенности устной и письменной речи;
знать основные функции языка;
различать разные виды речевой деятельности;
знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи;
разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. Осознавать эстетическую ценность русского языка;
осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности;
анализировать себя как слушателя. Освоение учебной деятельности в умственной форме, громкоречевой;
постановка цели урока, конкретных задач;
умение находить, ставить учебную проблему;
составлять последовательность учебных действий;
осуществлять пошаговый контроль;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения Развитие навыков коммуникации со взрослыми;
умение строить доказательства, подтверждающие собственную точку зрения;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
преодоление застенчивости, неуверенности.
Таблица №2
№ Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Установление межличностного контакта.
Формирование установки на восприятие учебного материала. Предлагает иллюстрацию для организации беседы по ней («Семья», «Культура», «Наука», «Искусство», «История» и др.)
Рассматривают, предлагают темы для беседы.
2. Включение в предметную деятельность. Помогает в ходе анализа иллюстраций выделить ключевые слова (опыт, знания, информация, общение, язык)
Отвечают на вопросы, задают вопросы, называют ключевые слова, записывают их (расположение слов – произвольное).
3. Создание проблемной ситуации («зацепка») Создает ситуацию «Птичий двор», организует беседу, задаёт вопросы, лексическая работа со словами «взаимодействие», «понимание», «общение».4. Целеполагание. Цель урока подчиняется не только изучению учебного материала и проверке ЗУН, но и развитию интеллектуальных, волевых, нравственных, эстетических чувств учащихся. Методическая цель учителя на каждом уроке – создать условия для проявления познавательной активности учеников.
Формулировка темы и цели урока учащимися: определение темы и цели на основе установления логической связи между известным материалом и предполагаемыми действиями по решению проблемы.
5. Организация учебных действий по анализу проблемы. Упражнения, предусматривающие напряженную мыслительную деятельность (наблюдение, анализ, сопоставление, логические цепочки, установление взаимосвязей, исключение лишнего, обобщение, классификация);фиксация всех гипотез детей, сравнение и координация несовпадающих точек зрения;
упражнения смешанного характера, для выполнения которых требуются знания по нескольким учебным предметам. Работа с текстом упр. №1, выделение нового материала, работа с лексическим значением выделенных слов, подбор заголовка;
приведение примеров из жизни с целью доказательства гипотез (упр. №2);
работа с таблицей упр. №4, сравнение и сопоставление;
рассматривание и анализ схем упр. №5 (общение устное и письменное);
беседа по тексту, выборочное списывание (упр. №7);
выполнение заданий «Закончи пословицу», «Какую задачу ставит автор текста?» (тексты художественного, и научного стилей).
6. Разрешение противоречия. Схематизация. Помогает обобщить выводы, отобрать основные, оформить в схеме.
Обобщают устно и схематически.
7. Рефлексия, коррекция. Предлагает одну из форм рефлексии, делится своими наблюдениями, впечатлениями. Оценка содержания учебного материала, деятельности на уроке, эмоций (по выбору):
устные и письменные высказывания,
«Плюс-минус-интересно» (карты настроения);
«Цветные шары» (эмоционально-цветовые ассоциации);
«Корзина идей»,
переосмысление и интерпретация предложенных в начале урока эпиграфов, цитат, иллюстраций.
8. Домашнее задание. Дифференциация и инструктаж д/з: упр. 8 (задание повышенной сложности – речевые высказывания, примеры ситуаций), упр.6 (базовый уровень – работа с пословицами, классификация их).
Самостоятельный выбор задания.