Урок русского языка в 5 классе Язык как средство общения. Общение устное и письменное
Тема: Язык и человек. Общение устное и письменное
Тип: вводно-ознакомительный
Цели: метапредметные: ориентироваться в учебнике, извлекать информацию из разных источников;
Метакоммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в ходе совместной деятельности;
Личностные: развивать умение функциональной грамотности, осмысливать понятие «литературный» язык, развивать эстетическое чувство.
Ход урока
Организационный этап.
Знакомство с учащимися. Организационные вопросы.
Мотивация к учебной деятельности. «Чего я жду от этого учебного года?» (Ответить одним словом или словосочетанием). После ответов учащихся учитель говорит, чего он ожидает от нового учебного года.
Актуализация опорных знаний
Беседа «Рассматриваем учебник»:
- Что вы можете сказать об учебнике? О его авторах? Кому посвящен этот учебник? Каково его назначение?
- Откройте содержание и рассмотрите его. Есть ли понятия, которые вам незнакомы?
- Изучения какого раздела вы ожидаете?
- С каким понятием связано изучение русского языка? (Слово)
3. Ввод информации
Проблемная ситуация:
Попробуйте передать необходимую информацию своему собеседнику, не прибегая к словам. Какие трудности у вас возникли? С чем это связано?
Что значит изучать русский язык? Составим кластер на основе наших ответов.
2295525161290Изучать русский язык
0Изучать русский язык
340994916319533623251631952009775163195
Знать его правила Бережно относиться Стремиться к чистоте языка
4. Применение в новых условиях
Докажем на примере ситуации необходимость изучения русского языка
Дима вернулся с дня рождения своей одноклассницы. Когда папа спросил у него, как он провел время, Дима ответил:
- Было так круто! Был торт такой…ух! С этими, как его, ну которые горят! И потом мы играли, ну в эту, которая у Паши есть!
Что именно хотел сказать Дима? Что помешало ему максимально полно выразить свою мысль?
Какой аргумент мы можем еще привести в пользу необходимости изучения русского языка? (Язык нужен для общения) Сформулируем тему урока и запишем ее в тетради.
5. Закрепление
Какими четырьмя способами мы можем использовать слово в общении? (При затруднении следует обратить внимание на органы восприятия, с помощью которых происходит усвоение и передача текста) – чтение, письмо, говорение, слушание.
На какие пары их можно распределить? (чтение и письмо, говорение и слушание)
По какому принципу мы объединили пары? Представьте в виде схемы.
Приблизительный вариант схемы
99060018796000
39624004064000 Говорение
Слушание Чтение
Письмо
Как связаны эти два вида общения?
6. Подведение итогов.
Какова роль языка в жизни человека?
7. Рефлексия «Комплимент».
Сделайте комплимент вашему однокласснику, который проявил себя на уроке.
8. Домашнее задание: карточка с вопросом «10 слов, которые я узнал летом», письменно ответить на вопрос «Кого бы я назвал своим учителем русского языка?»