Урок окружающего мира в 1 классе Здоровая пища
МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
Красненского района Белгородской области
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВАЯ ПИЩА»
1 КЛАСС
Учитель начальных классов
, Харьковская Елена Александровна, 2015
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
Автор учебника: Окружающий мир /Н. Ф. Виноградова/ – М.: Вентана-Граф, 2013
Тема урока: Здоровая пища
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока – 45 минут
Учитель: Харьковская Елена Александровна
Тема Здоровая пища
Цель
Сформировать представление о здоровом питании;
Учить отбирать полезные продукты для питания;
учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
воспитывать умение слушать, в группах и парах выполнять предложенные задания;
развивать внимание, память, речь учащихся.
Личностные результаты:
- установка на здоровый образ жизни;
- умение выбирать правильные продукты.
Метапредметные результаты:
А) Познавательные результаты:
- понимать, для чего человек ест;
- значение каш в жизни людей на основе исторических сведений.
Б) Регулятивные результаты:
- оценивать результат деятельности на основе критериев;
- видеть и определять возможные ошибки в процессе решения учебной задачи.
В) Коммуникативные результаты:
- сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками;
- учитывать и координировать различные мнения в общении.
Предметные результаты:
- различать полезные и вредные продукты.
Планируемый результат Научатся выбирать полезные продукты для здорового питания
Основные понятия Режим питания, витамины
Межпредметные связи Литературное чтение, изобразительное искусство
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Окружающий мир» Ч. 2 - автор Н. Ф. Виноградова,
рабочая тетрадь «Окружающий мир» - автор Н. Ф. Виноградова;
раздаточный материал: картинки с изображением овощей и фруктов; карточки с пословицами о правильном питании, цветные карандаши
Компьютер, интерактивная доска, презентация
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в группах
Технология проведения
Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся. Формулируют правила поведения на уроке. Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. Добрый день! Добрый час!
Очень рада видеть вас!
Друг на друга посмотрите, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека- это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Каждый человек в ответе за своё здоровье. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Есть такая пословица «Человек есть то, что он ест» Вот какое место занимает в жизни человека еда. Ели человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остаётся здоровым до глубокой старости, но вокруг него столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты. Поэтому цель нашего урока я прошу вас сформулировать самостоятельно:
Узнать, что же такое здоровая пища?
Для чего нужно есть?
Как правильно питаться?
Прочитайте план о том, что нас ждёт на этом уроке. Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке
II этап .
Актуализация знаний.
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах Устанавливают соответствие: фрукты - овощи .Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует фронтальную работу,
учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.
Работа с интерактивной доской.
2564130617855- Ребята, Зайчика и Белку мамы отправили собирать овощи и фрукты для обеда. Зайчику нужно собрать овощи, а Белке – фрукты. Помогите им наполнить корзинки.
149796528448011811018415 Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
умение обобщать и классифицировать по признакам
III этап. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока
Цель:
мотивировать школьников на изучение нового материала о правильном питании Участвуют в обсуждении представленного задания.
Формулируют тему и цели урока Организует работу по
определению темы урока, постановке цели урока.
- А сейчас послушайте народную песенку «Кому что»
Печке – полено,
Корове – сено,
Трава – телёнку,
Вода – ягнёнку,
А тебе, сыночек,
Сахара кусочек.
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Какую поставим перед собой цель?
Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке
IV этап.
Изучение нового материала.
Цель:
учить определять роль питания в жизнедеятельности организма человека.
Слушают стихотворение,
анализируют поведение девочки.
Участвуют в работе по сопоставлению правильного меню.
Объясняют смысл пословиц.
Включает учащихся
в работу по анализу стихотворения.
Организует работу по введению понятия «полезное меню»
Организует работу в группах Работа со стихотворением С. Михалкова «Про девочку, которую плохо кушала»
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
- Супик?- Нет.
- Котлетку?- Нет.
Стынет Юличкин обед.
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
- Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица.
Все едят; и зверь, и птица.
От зайчат и до котят. Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес,
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют Там, где только достают.
Утром завтракает Слон – обожает фрукты он. Бурый Мишка лижет мед.
В норке завтракает Крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мышку ловкий Стриж.
Сыр и сало любит Мышь.
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
- Ребята, зачем человеку нужно есть?
2. Полезное меню
Народная мудрость гласит: "Завтрак - съешь сам, обед - подели с другом, ужин - отдай врагу". Многим из нас по утрам не очень-то хочется кушать. Поэтому, пренебрегая завтраком, мы не чувствуем себя дискомфортно или голодно. Однако этого нельзя делать ни в коем случае. Организм должен получать с утра хотя бы минимум энергии. В противном случае, в течение дня ему сложно будет приспособиться к ритму жизни, может почувствоваться даже головная боль и легкое недомогание. Но это вовсе не значит, что утром можно съесть что попало, ведь главное соблюдать баланс между вкусом и пользой. Диетологами давно было доказано, что правильный завтрак помогает похудеть.
Работа с пословицами
Суп и каша – пища наша.
Без хлеба нет обеда.
Работа в группах. Игра «Помоги Золушке»
- Ребята, Золушке нужно приготовить обед – щи да кашу. Злая мачеха перемешала все продукты. Помогите Золушке отобрать продукты для каши и для щей. (На доске картинки с изображением продуктов. Дети раскладывают их по картинкам-кастрюлям.)Музыкальная физминуткаКоммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
V этап.
Включение в систему знаний
Цель — научить различать правильное питание и полезные продукты; формировать умение строить монологическое высказывание.
Анализируют завтрак детей.
Участвуют в составлении монологического высказывания по плану. Аргументируют свою точку зрения.
Анализируют завтрак товарища.
Под руководством учителя делают вывод. Включает учащихся в работу по сравнению завтрака детей.
Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
Работа по учебнику на с. 63
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте, что едят на завтрак дети. Выберите полезный завтрак.
1) Так завтракает Оля. В пище, которую она ест, мало витаминов и много сахара. А это вредно для здоровья.
2) Митя не хочет утром завтракать. Бутерброд и пирожок он съедает на перемене в школе. Отказываться от завтрака и питаться всухомятку тоже вредно.
3) Так завтракает Толя. Он ест кашу или творог, бутерброд с маслом, пьёт сок. Коля завтракает правильно.
- Кто же из детей правильно завтракает? Почему?
2. Работа в парах
- У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите на них, что вы сегодня ели на завтрак. Затем поменяйтесь с соседом по парте и проанализируйте завтрак друг друга.
- Британские ученые назвали самый полезный завтрак. Им стала яичница, на втором месте – разнообразные каши.
Самая полезная каша – овсяная. Причем употреблять ее следует без добавления соли. Если хочется немножко подсластить, можно добавить ложку меда.
После овсянки второе место по своей пользе занимает гречка. По желанию, можно добавить в нее мелко нарезанные овощи или ягоды.
Самая нелюбимая в народе каша – манная. Зато она полезна и легко усваивается, ведь в ней практически нет клетчатки и жира, но она богата белками и крахмалом.
Также на завтрак можно употреблять другие каши: рисовую, ячменную, пшенную. Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
VI этап
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: формировать умение из предложенных продуктов отбирать те, которые полезны
Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Выясняют роль овощей и фруктов для полноценного питания.
Анализируют содержание стихотворения, выбирают полезные и вредные для здоровья продукты. Организует самостоятельную работу.
Организует работу по анализу стихотворения.
Организует комфортные условия во время самостоятельной работы, оказывает индивидуальную помощь.
Работа в тетрадях на печатной основе: с. 68 - 69
- Раскрась левые половинки яблок, правые половинки груш.
- Отметь продукты, которые желательно есть на ужин.
мясо рыба
макароны торт
овощи кефир
- Нарисуй овощи и фрукты, в которых много витамина С
Витамин С
Овощи и фрукты – полезные продукты.
Фрукты — это огромный кладезь всевозможных витаминов и минералов. Употребляя их каждый день, человек всегда выглядит жизнерадостным и счастливым, потому, что польза фруктов не заставляет долго себя ждать.
Овощи. Употребление овощей, в последнее время, стало главным источником натуральных витаминов в организм человека. Пользу овощей нельзя недооценивать, ведь когда мы едим капусту, кабачки, баклажаны, огурцы или помидоры в наш организм поступают все полезные элементы и витамины.
В жизни нам необходимо
Очень много витаминов.
Всех сейчас не пересчесть,
Нужно нам их больше есть.
Вы не пейте газировку,
Ведь она вам вред несёт.
А попейте лучше сок –
Он вкусней во много раз.
Ешьте овощи и фрукты –
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроенье.
Мясо, овощи и фрукты –
Натуральные продукты.
А вот чипсы – знай всегда –
Это вредная еда.
- Из данного стихотворения выберите полезные продукты и вредные. Заполните таблицу.
Полезные продукты Вредные продукты
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из иллюстраций, текста
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
VII. Итог урока. Рефлексия
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности - Дополните предложение:
Я узнал, что …
Эти знания мне … Личностные УУД
Формирование способности к самооценке
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Используемая литература:
Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 96 с.: ил.- 55000 экз.
ISBN- 978-5-360-02569-6 (ч.2).