Исследовательский проект Волшебный камень — магнит.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Васильки»»
села Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ
КАМЕНЬ — МАГНИТ»
Выполнила:
воспитатель
Гильмутдинова Альбина РафиковнаЗеленодольский муниципальный район 2016 год
Планирование познавательно-исследовательской непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»
Исследовательский проект«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ — МАГНИТ»
 
Цель проекта: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
— формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
— развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);
— расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
— поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Актуальность:Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.
Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.
Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.
Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –экспериментальный.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы МБДОУ №24 «Васильки», воспитатель группы, родители.
По времени проведения:2 недели.
По характеру контактов: в рамках МБДОУ, внутригрупповой.
Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Васильки» в старшей группе под руководством воспитателя.
Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Содержание проектной деятельности.
Этапы и сроки реализации.
1 этап. Подготовительный;
2 этап. Практический;
3 этап. Заключительный.
I. Подготовительный этап:
1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».
2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка методической литературы.
3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».
4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей.
6. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.
II. Практический этап:
Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.
Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».
НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».
Разучивание стихотворения о магните.
Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).
Проведение опытов с магнитами в группе.
Игры с магнитами, азбукой.
НОД «Волшебный камень — магнит».
III. Заключительный этап:
1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.
2. Показ открытого занятия «Волшебный камень — магнит».
Ожидаемый результат: Познакомились с магнитом. Узнали, где находится, почему так называется. Сформировали представления о физическом явлении – магнетизм. Опытным путём выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий. Пополнили словарь детей терминами «магнетизм».
Результативность:
- приобретение коммуникативных навыков у дошкольников;
- упрочнение контактов «педагог – дети – родители»;
- рост активности родителей в педагогическом проекте;
-повышение готовности родителей к сотрудничеству с педагогами;
- накопление материала по теме «Применение магнита в …»:
- создание картотеки опытов на тему «Магниты»;
- обогащение словаря дошкольников по теме «Магниты».
Методы оценки:
-наблюдения
- беседы
- анализ продуктов творчества дошкольников.
Методическое обеспечение проекта.
Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. АнтонеллыМейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006..
Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович;
Под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
dic.academic.ru›dic.nsf/enc_colier/5789/МАГНИТЫКумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
Дыбина О.В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
Большая книга « почему» / под редакцией А.В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
«365 научных экспериментов». 2010 г.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду, ткань, крупы, дерево, песок).3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит в коробочке, скрепки большие и маленькие,стол со скатертью, аквариум с водой и морскими обитателями, корабль большой, картинки, мольберт с картинками.
Раздаточный: магнит на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянный стаканс водой, металлические скрепки и шайба, удочки, ёмкости с различными крупами, бумажные кораблики, платочки, картон, белые халаты с бейджиками и очки.Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу и вносит коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.
Ребята, сегодня утром к нам в группу кто-то принёс коробочку с загадкой, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель:- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».
Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.
— «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь?Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет (тёмно - серый), дают определение — «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно – серый».

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….
Задает детям вопрос — «Куда мы пришли?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Воспитатель: используя подсказку, подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.
Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.
Дети: учёные, исследователи, проводят разные опыты.
Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными — исследователями.
Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться.

Детям предлагаются роли лаборантов (белые халаты, очки, бейджики, с соответствующим обозначением).
Воспитатель:- «Коллеги, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?»
Ответы детей.
- Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.

- «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянный стакан
5. металлическая скрепка и шайба.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2. Достать магнитом змейку из банки.
-Коллеги, посмотрите, стоит стеклянный стакан, а в нём змейка из скрепок. Как достать скрепки не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
- Попробуем достатьмагнитом?
- Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: Вывод: Магнит действует через стекло.
Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 3. Игра «Рыболов». 
Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.
В конце игры обсуждается следующее свойство: 
«Магнит не боится воды, действует через воду».


Опыт №4.«Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы, семечек арбуза). Магнит не боится препятствий.

Опыт №5. « Кораблики бумажные».
На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит может притягивать и двигать железные предметы через толстую, деревянную столешницу.

Опыт №6 «Притягивает ли магнит железные предметы через ткань?»
- Положите на скрепку ткань.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через ткань.

Опыт №7 «Притягивает ли магнит железные предметы через картон?»
- Положите на скрепкукартон.
Вывод: Магнит может притягивать железные предметы через картон.
Разминка: Помогите мне, пожалуйста, понять, какие предметы притягиваются, а какие нет. Вы магниты – я показываю предмет, если он примагничивается – хлопаете в ладоши, если нет – руки за спину.
Молодцы! (картинки – нож, мяч, кастрюля, лыжи, коньки, тарелка, карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)Опыт №7 «Умный магнит пластилин».
В пластилин внедрено миллионы магнитных частичек и неодимиовый магнит. Пластилин: - рвётся,
- прыгает,
- тянется,
- всасывает в себя неодимиовый магнит.
- Вот какие чудесные магниты – сколько можно сделать волшебства с ними.
- Давайте на нашей схеме стрелочкой отметим, что примагничивает к себе магнит (Мольберт с картинками).
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
Какими свойства
ми обладает магнит?

Дети называют свойства:
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит действует через стекло, воду, картон,ткань, толстую деревяшку, крупы, семечки, песок.
3. Магнит не боится препятствий.
Асель читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. Вы хорошо поработали, много узнали о магните и даже научились делать чудеса. Дома посмотрите, где можно встретить магниты, и потом расскажете. Предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями. Ждем от вас новых идей!

— Дорогие лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас сладостями.
Уважаемые коллеги, сейчас нам пора возвращаться в группу и заново стать детьми.