Психолого-педагогические аспекты музыкального восприятия


Тверякова И.В. Доклад «Психолого-педагогические аспекты музыкального восприятия»
Приоритетное направление современного образования на развитие личности требует новых подходов к построению содержания образования. В настоящее время идет интенсивный поиск его новой парадигмы, основные черты которой - фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. В этих условиях необходима определённая корректировка содержания образования, и способов его развертывания в обучении. При становлении новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспитания.
Проблема восприятия музыки в педагогике занимает одно из центральных мест. «Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней… Настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли… Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее» (Д.Б.Кабалевский).
Творческое восприятие является главным компонентом слушательской культуры. В знаменитой триаде слушатель хотя и находится последним, но является самым значительным, многочисленным отрядом, к кому направлена вся композиторская и исполнительская деятельность.
Полное и верное восприятие идей создателей – основная задача слушателей, единство автора и исполнителя должны найти адекватное слышание. Для этого педагогу необходимо сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта.
В понятие «музыкального быта» как «конкретного проявления музыки» академик Б.В.Асафьев включал «все то, что делает ее существующей, воспринимающей», «весь накопленный обществом слуховой опыт в его совокупности» - звуковой «фонд» эпохи. Это прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, посещение специализированных сайтов, общественных концертов и многое другое. Согласно интонационной теории этого выдающегося музыковеда жизнь слухового интонационного фонда, этот «устный музыкально-интонационный словарь» составляет «изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят разнообразные «фрагменты» музыки. В создании этого «словаря музыкальной традиции» участвуют все: и каждый слушатель, и профессионалы музыки, все, для кого музыка – жизненно-культурная потребность».
Сегодня, однако, оценивая роль музыкального быта, с сожалением нужно отметить, что качество звучащих произведений далеко не всегда соответствует тем критериям, которые выдвигаются музыкальным воспитанием, а при современном развитии средств массовой коммуникации такое явление становится опасным для неокрепшего организма.
Кроме того, само общество сегодня приводит личность ребенка к деструктивным процессам. Падок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств детей, их отношении к искусству и его восприятию. Следствием этого является снижение эмоциональности учащихся, усиление отрицательных проявлений, снижение принятия мира прекрасного, спад эстетического интереса. Но именно в детстве закладывается базис собственной культуры, создаются основы для возможности дальнейшего развития и саморазвития личности. В связи с этим именно в детстве должны закладываться основы ценностно-критического подхода к прослушиваемым произведениям, их отбору.
Необходимо возбудить интерес к восприятию музыки, развить художественный вкус, дать толчок активному самостоятельному развитию, а в нынешних условиях для этого нужны особые средства. Учитывая возрастные особенности младших школьников наиболее доступным и интересным из них может стать игра. Именно она, на наш взгляд, способна помочь педагогу в воспитании культурного слушателя, устанавливая и разрешая проблему в увлекательной несложной форме.