Урок русского языка в 10 классе Стилистический анализ текста (программа Школа 2100)


Стилистический анализ текста
10 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о стилях литературного языка; показать роль различных языковых средств в тексте; развивать языковое чутьё,
Оборудование: раздаточный материал.
Задачи: расширять лексический запас учеников; воспитывать читательскую культуру; выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста; формировать устойчивую мотивацию к изучению теоретических стилистики.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений;
Основные умения: 1) видеть в тексте фигуры речи, тропы, изобразительно-выразительные средства; 2) определять стилистическую принадлежность текста на основе его анализа
Ход урока
I. Организационный этап
I I Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Развитая речь — это прежде всего грамматически правильная речь. И речь идёт не о том, чтобы непременно стать хорошим оратором, как Цицерон или Демосфен, хотя вообще-то развивать в себе такую способность было бы неплохо, особенно тем, кто хочет быть руководителем коллектива. И не о том, чтобы научиться писать так, как Л.Толстой или С. Есенин. Речь идёт о том, чтобы уметь выразить свою мысль и уметь понягь мысль другого.
Необходимым условием для этого является знание правил построения связной (монологической) речи и сформированного практически понятия о связном тексте.
Работая сегодня с материалом, предложенным вам в рамках Занятия 54, мы проведем частичный стилистический анализ текста. При этом вам нужно будет показать, как вы умеете 1) видеть в тексте фигуры речи, тропы, изобразительно-выразительные средства; 2) определять стилистическую принадлежность текста на основе его анализа.
I I I Актуализация опорных знаний
Беседа Что такое текст? Что такое стиль? Дайте определение функционального стиля речи. Какие стили, согласно классификации, предложенной в вашем учебнике относятся к функциональным?
Тропы и фигуры - важнейшие стилистические приемы. На определение уровня владения ими было нацелено ДЗ
Проверка ДЗ . Чтение задания дом. упражнения. Чтение дом упражнения (примеры
тропов и фигур)
Запись числа, темы урока
IV Анализ текста
Учитель: Вам предлагают одно из писем академика В.В.Виноградова к его будущей жене. Прежде, чем обратиться к нему, послушайте одно из предшествующих писем. Оно поможет вам глубже понять настроения автора и адресата. (Приложение 1)
Чтение текста Задания № 2
Выполнение анализа по Заданию № 3
Микротемы (запись на доске и в тетрадях)
Идея текста: «Необходимость общения с духовно близким человеком»
Ключевые слова: 1 – писать – лекция, курс, статья; 2 – дорогая, скучаю, одиночество, люблю
1 – тема
2 – идея
Средства установки контакта с адресатом (примеры из текста)
а) обращения –
б) притяжательные местоимения –
в) эпитеты –
г) глаголы повелительного наклонения –
д) вопросно-ответная форма (выстраивание воображаемого диалога) –
Воздействующие средства (фигуры речи, тропы) – запись примеров
Определение стилевой принадлежности анализируемого текста – смешение стилей (разговорный, художественный, публицистический)
V Использование воздействующих средств (фигур речи, тропов) в самостоятельно созданных текстах
VI Итог урока: в результате анализа предложенного текста: обобщили и систематизировали знания о стилях литературного языка, определили роль различных языковых средств в тексте; развивали умение находить в тексте фигуры речи, тропы, изобразительно-выразительные средства; определять стилистическую принадлежность текста на основе его анализа.
VI I Домашнее задание: Задание 4, стр. 211
ПРИЛОЖЕНИЯ
21 августа 1925 г.
Москва
Чудесная Надежда Матвеевна!
Хочу найти для Вас слова — тихие, но звучные. Но боюсь: они непокорны, как оборотни. Правда сквозь них может представиться лживой. А в душе я ложь расцениваю как трусость. И верьте мне.
Вы мне стали странно близки. Мне кажется (простите эту самонадеянность), что в те короткие и немногие дни я успел пройти через приемную Вашей души, открытую для всех, несколько глубже. То, что я сумел узнать в Вас, мне — родное: и Ваша наивная фантастичность, и мягкая растерянность (быть может, слегка истерического характера), и мечтательность — такая нежная, женственная, и Ваш юмор — тонкий — при резкой иногда внешней оболочке — мне понятны и радостны. Я никогда ни о чем вперед не думаю и не гадаю. Но я не хотел бы, чтобы наше знакомство осталось только минутной, легкой встречей на узкой дороге. Внутренний такт мне подсказывает, что на этих строках я должен остановиться и не лить воду в вино.
В “Узком” все так и осталось узким.
Ваш Виктор В.
До новых встреч!
23 октября 1925 г.
Ленинград
Дорогая моя!
Не упрекайте меня за то, что я редко пишу. Ведь я прикован к столу. Не думайте, что незначительное количество часов, занятых чтением лекций, дает мне свободу. У меня — 4 разных курса:
Курс современного литературного языка.
Практические занятия по грамматике литературного русского языка.
Стиль Некрасова.
Лирика Влад. Соловьева.
Кроме того, я уже написал две статьи — 1) о поэтическом языке; и 2) о романе Де-Куинси “Исповедь англичанина, употреблявшего опиум”.
Я прочитал всю корректуру книги по стилистике (она выходит на днях). Сейчас вновь сижу над книгой о Гоголе. Ее надо спешно закончить, потому что она пойдет в “Вопросы поэтики”, издаваемые Российским Институтом Истории Искусств.
Присоедините к этому: отсутствие дров — и холод в комнатах. Плохое настроение — по случаю отсутствия денег...
Сужение сферы быта, так как отношения (без взаимной стесненности) со многими людьми у меня оборвались. И все вместе это создает настроение какой-то душевной рассеянности.
Ужасно хочу видеть Вас. Но когда сяду писать письмо, являются по смежным ассоциациям (от чернильницы, стола, ручки и т. п.) мысли о статьях, слова кажутся такими же вялыми, как в этих статьях. Письмо для меня (писателя) — не личная, а профессиональная беседа. И в писании есть что-то от ремесла. Слово устное я ценю как интимный знак гораздо больше. Вот почему я не люблю читать лекций. И все знают, что лекции для меня — игра и даже некоторое издевательство ума. Это привлекает, как острое, но отталкивает, как всякая деланность.
Поэтому не сердитесь и не платите мне тем же. Я люблю получать от Вас письма. Ведь и я меньше двух писем в неделю Вам писать не могу.
Что же в жизни моей нового? Ничего. Хожу на ученые доклады. Приехали некоторые приятели из заграничных командировок. Новости. Часто бываю у Радловых (3 семьи: Сергей Эрнестович — режиссер, его жена — поэтесса, Николай Эрнестович — художник, его сестра — драматическая артистка, преподаватель декламации). Зовут в театр. Даже мой соученик по писанию драмы артист В. С. Чернявский предлагает контрамарку. Схожу. Дни текут быстро и как-то бесследно. Очень скучаю по Вас. Хочется ласки. И томительно одиночество.
Жду и люблю.
Ваш В. В.